Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1112685-6 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части наделения органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива потребления коммунальных услуг)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1112685-6 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части наделения органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива потребления коммунальных услуг), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить перечень полномочий органов государственного жилищного надзора указанием на осуществление деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений органами государственной власти требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условиям и методам установления таких нормативов, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг.
Также законопроектом предлагается дополнить перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок. Органом государственного жилищного надзора ежегодно должны быть проведена проверка установления или изменения нормативов потребления коммунальных услуг. В случае поступления в орган государственного жилищного надзора, в том числе посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, обращений, заявлений, соответствующей информации о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг, нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных услуг проводится внеплановая проверка без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Комитет считает возможным отметить, что сама идея контроля за установлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг возражений не вызывает и поддерживается.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на следующие недостатки законопроекта.
1. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг (в том числе нормативы накопления твердых коммунальных отходов) утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен в следующих постановлениях Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым определены условия и методы установления нормативов потребления коммунальных услуг, а также требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг;
- постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", которым установлены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что по смыслу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов является составной частью нормативов потребления коммунальных услуг, следует уточнить предмет государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением требований по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также соотнести положения законопроекта с частями 2, 4 статьи 24.10., частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым данная функция возлагается на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
2. В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структура которых в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Это означает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уполномочивает соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление государственного жилищного надзора. При этом органы государственного жилищного надзора находятся в подчинении у высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. А есть регион, в котором орган государственного жилищного надзора входит в состав органа исполнительной власти, непосредственно разрабатывающего нормативы потребления коммунальных услуг. Государственная жилищная инспекция Удмуртской Республики является уполномоченным органом исполнительной власти при Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики, которое в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466 разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Удмуртской Республики нормативы потребления коммунальных услуг. Представляется, что административно-хозяйственная зависимость проверяющего и проверяемого органа несет в себе достаточно серьезные риски, связанные с объективностью проводимых органами государственного жилищного надзора мероприятий по установлению обоснованности утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, и их результатов. В связи с чем, Комитет считает необходимым предусмотреть в законопроекте меры, направленные на минимизацию или исключение этих рисков.
3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 года N 73-ФЗ) с 1 января 2017 года начнут применяться положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом размер таких расходов будет определяться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В связи с чем, Комитет считает целесообразным, также включить в предмет государственного жилищного надзора проведение соответствующих мероприятий по установлению обоснованности определения нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме со сроком начала применения - 1 января 2017 года.
4. Из законопроекта представляются неясными последствия выявления органами государственного жилищного надзора нарушений требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг. В соответствии с частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации при выявлении указанных нарушений орган государственного жилищного надзора сможет выдать предписание об их прекращении. Однако неисполнение органом государственной власти субъектов Российской Федерации выданного предписания не влечет за собой никакой ответственности, что ставит под сомнение реализацию конечной цели проведения проверочных мероприятий - привести в соответствие с требованиями жилищного законодательства нормативы потребления коммунальных услуг.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1112685-6 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом доработки ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.