Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1145328-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1145328-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики" (далее - Соглашение), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 9 августа 2016 года.
Соглашение направлено на создание международно-правовой основы условий нахождения на территории Сирийской Арабской Республики российской авиационной группы - воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации с вооружением, военной и специальной техникой, а также объектами жизнеобеспечения с необходимыми запасами материальных средств и другого имущества.
В соответствии со статьей 2 Соглашения российская авиационная группа размещается на территории Сирийской Арабской Республики по просьбе Сирийской Стороны и дислоцируется на аэродроме Хмеймим (провинция Латакия).
Тип и количество воздушных судов, вооружения и военной техники, а также численность личного состава российской авиационной группы определяется Российской Стороной по согласованию с Сирийской Стороной. Организационная структура российской авиационной группы разрабатывается, утверждается и изменяется уполномоченным органом Российской Стороны с уведомлением уполномоченного органа Сирийской Стороны (такими органами в соответствии с частью 1 статьи 3 Соглашения являются Министерство обороны Российской Федерации и Министерство обороны Сирийской Арабской Республики).
Важное место в Соглашении уделяется вопросам юрисдикции Договаривающихся Сторон в отношении российской авиационной группы, определения статуса ее личного состава. Так, в соответствии с частью 3 статьи 6 Соглашения личному составу российской авиационной группы, включая ее командира, а также членам их семей предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные тем, которые предусмотрены в отношении членов дипломатического персонала дипломатического представительства и членов их семей в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года (в частности, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии). Кроме того, личный состав российской авиационной группы беспрепятственно пересекает границу Сирийской Арабской Республики и не подлежит досмотру пограничными и таможенными органами Сирийской Стороны (часть 3 статьи 5 Соглашения).
Российская авиационная группа пользуется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции Сирийской Арабской Республики. Движимое и недвижимое имущество российской авиационной группы неприкосновенно. Представители органов власти Сирийской Арабской Республики не могут посещать места дислокации российской авиационной группы без согласия ее командира. Кроме того, транспортные средства и воздушные суда Российской Федерации, используемые в интересах российской авиационной группы, являются неприкосновенными, пользуются иммунитетом от досмотра, обыска, реквизиции, ареста и иных принудительных мер (части 2, 4 статьи 6 Соглашения). Сирийская Арабская Республика освобождает российскую авиационную группу от всех прямых и косвенных налогов.
Соглашение заключается на бессрочный период. Его применение прекращается по истечении одного года с даты получения уведомления одной из Сторон о намерении прекратить действие Соглашения.
Соглашение было подписано 26 августа 2015 года в городе Дамаске и в соответствии со статьей 11 временно применяется с даты его подписания.
В этой связи Комитет Государственной Думы по международным делам полагает возможным обратить внимание на несоблюдение положений пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которым представление в Государственную Думу временно применяемого договора, подлежащего ратификации, должно быть осуществлено в срок, не превышающий шести месяцев с даты начала временного применения.
При этом, данное замечание, касающееся процедурных вопросов ратификации международных договоров, не затрагивает существа самого Соглашения.
По мнению Комитета, нахождение на территории Сирийской Арабской Республики российской авиационной группы в полной мере отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, носит оборонительный характер и не направлено против других государств. Реализация Соглашения является конкретным вкладом нашей страны в усилия международного сообщества по стабилизации положения в Сирийской Арабской Республике.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Как указано в заключении Правительства Российской Федерации (N 5624п-П4 от 1 августа 2016 года), финансирование расходов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых Минобороны России на соответствующий год.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.