Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1088479-6 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год (далее - бюджет Фонда) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 96-ФЗ) (далее - закон).
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2015 году происходило в следующих объемах:
(млрд. рублей) | |||
Показатели |
Утверждено (N 385-ФЗ от 01.12.14 г., в ред. от 20.04.2015 г. N 96-ФЗ) |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
7 146,81 |
7 126,63 |
99,7 |
в том числе: |
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
7 007,26 |
6 957,39 |
99,3 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
139,55 |
169,24 |
121,3 |
Из общего объема доходов межбюджетные трансферты: |
|
|
|
средства федерального бюджета: |
3 004,01 |
3 088,68 |
102,8 |
из них: - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
342,9 |
342,9 |
100,0 |
- на обязательное пенсионное страхование |
689,9 |
814,2 |
118,0 |
- на выплату пенсий, пособий, социальных выплат и другие выплаты за счет федерального бюджета |
1 971,2 |
1 931,6 |
98,0 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3,9 |
3,0 |
76,8 |
РАСХОДЫ |
7769,79 |
7 670,27 |
98,7 |
в том числе: |
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
7 228,38 |
7 123,93 |
98,6 |
- из общего объема на выплату пенсий, пособий, социальных выплат и другие выплаты за счет федерального бюджета |
1 971,2 |
1 915,8 |
97,2 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
541,4 |
546,34 |
100,9 |
ДЕФИЦИТ(-)/ПРОФИЦИТ(+) |
- 622,97 |
- 543,64 |
- |
в том числе: |
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
- 221,12 |
- 166,53 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-401,85 |
-377,10 |
- |
Исполнение бюджета Фонда в 2015 году осуществлялось в условиях сохраненного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) на уровне 2014 года в размере 22% и тарифа страховых вносов в размере 10% сверх предельной величины облагаемой базы для начисления страховых взносов и применения для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на ОПС на уровне 2014 года с учетом установленных сроков их действия. Предельная величина базы для начисления страховых взносов была проиндексирована с учетом роста среднемесячной заработной платы и определена в размере 711 тыс. рублей (в 2014 году - 624 тыс. рублей).
Для плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам ("самозанятые" граждане), установлены страховые взносы в фиксированном размере исходя из 1 МРОТ (5 965 рублей в месяц) и тарифа 26% с доходов до 300 тыс. рублей, что составляет 18 610,8 рублей в год, и дополнительно 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей до верхней границы платежа, рассчитанного исходя из 8 МРОТ.
В соответствии с Федеральным законом от 4.12.2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" в 2015 году средства страховых взносов в полном объеме направлялись на формирование страховой пенсии.
Бюджет Фонда в 2015 году исполнен по доходам в сумме 7 126,6 млрд. рублей, или на 99,7% к показателю, утвержденному законом, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, - 6 957,4 млрд. рублей, или 99,3% утвержденных законом.
Исполнение бюджета Фонда по расходам составило 7 670,3 млрд. рублей, или 98,7% к показателю, утвержденному законом, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, - 7 123,9 млрд. рублей, или 98,6% к утвержденным показателям.
В 2015 году бюджет Фонда исполнен с дефицитом в сумме 543,6 млрд. рублей, сложившимся исходя из дефицита бюджета Фонда по распределительной составляющей в сумме 166,53 млрд. рублей и 377,10 млрд. рублей по накопительной составляющей. На покрытие дефицита направлялись переходящие остатки средств на 1 января 2015 года.
В соответствии с данными Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года, фонд заработной платы в 2015 году составил 18 343 млрд. рублей (со снижением к прогнозу по фонду заработной платы от 31.01.2015 г. на 1,2%). Исходя из этого, прогнозный план поступлений страховых взносов на ОПС был скорректирован до 3 886,66 млрд. рублей.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС от всех плательщиков страховых взносов составил 3 864,39 млрд. рублей, что на 4,6% больше фактических поступлений за 2014 год.
Поступившие в 2015 году страховые взносы позволили обеспечить финансирование выплаты страховой пенсии на 66,9% (73,7% в 2014 году).
Кроме того, взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и организаций угольной промышленности, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, поступили в сумме 5,66 млрд. рублей и 1,85 млрд. рублей, соответственно.
В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 3 088,68 млрд. рублей или 102,8% к утвержденным Законом (43,3% в общей сумме доходов).
Из них на обеспечение выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, было направлено в целом 1 915,8 млрд. рублей, или 97,2% к утвержденным Законом.
В трансферте на ОПС в объеме 814,18 млрд. рублей были предусмотрены средства на проведение с 1 февраля 2015 года корректировки стоимости одного пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии на 11,4% (по фактическому уровню инфляции за 2014 год).
На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС было направлено 342,9 млрд. рублей.
Остатки межбюджетных трансфертов, образовавшиеся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2016 года, согласно статье 8 Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 364-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" направлялись Фондом в 2016 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и другие социальные выплаты.
Фондом осуществлено пенсионное обеспечение 42,73 млн. пенсионеров, (из них проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя - 674,8 тыс.человек), в том числе пенсионеров - получателей страховых пенсий - 39,24 млн. человек, получателей социальной пенсии - 3,11 млн. человек.
В отчетном периоде проведены следующие мероприятия по повышению уровня пенсионного и материального обеспечения граждан:
- с 1 января 2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в сумме 3 935 рублей;
- с 1 февраля размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличен на 11,4% и составил 4 383 рубля 59 копеек;
- с 1 февраля стоимость одного пенсионного коэффициента увеличена на индекс роста потребительских цен за 2014 год - 11,4% и составила 71 рубль 41 копейку;
- с 1 апреля осуществлена индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий, на 10,3%;
- с 1 августа произведен перерасчет страховой пенсий работающим пенсионерам на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Средний размер страховой пенсии по старости за 2015 год увеличился на 1 261 рубль (10,9%) и на конец года составил 12 830 рублей, при этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 1,6 и составил 12 753,75 рублей.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2015 год на 754 рубля и составил на конец года 8 302 рубля.
Индекс роста заработной платы в Российской Федерации за 2014 год составил 1,092, коэффициент произведенной корректировки (повышения) страховых пенсий с 1 февраля 2015 года превысил индекс роста заработной платы и составил 1,114. С учетом этого стоимость индивидуального пенсионного коэффициента с 1 апреля утверждена на 2015 год в размере 71,41 рублей, то есть в том же размере, что и с 1 февраля.
Расходы на выплату страховой пенсии, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", в 2015 году составили 5 782,1 млрд. рублей, или 99% к утвержденным законом. В общем объеме средств учтены расходы в сумме 1 503,4 млрд. рублей, финансировавшиеся в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета.
Расходы бюджета Фонда в отчетном периоде на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии составили 42,1 млрд. рублей. Численность получателей доплаты снизилась с 2,9 млн. человек на начало 2015 года до 2,4 млн. человек в конце отчетного периода. Средний размер доплаты составил 1 284,1 рубль.
На ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан израсходовано 358,8 млрд. рублей, в том числе: ветеранам - 64,4 млрд. рублей, инвалидам - 277,8 млрд. рублей, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 14,7 млрд. рублей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - 1,88 млрд. рублей. Финансирование расходов осуществлялось с учетом индексации размеров ЕДВ с 1 апреля 2015 года на 5,5 процента.
Объем средств, направленных бюджетом Фонда на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) по всем направлениям использования средств МСК, составил 328,65 млрд. рублей. Размер МСК в 2015 году был увеличен до 453 026 рублей, с учетом произведенной в 2015 году индексации на 5,5 процента.
Бюджетом Фонда на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, в бюджеты 78 субъектов Российской Федерации направлены субсидии на общую сумму 928,9 млн. рублей. Общая численность неработающих пенсионеров прошедших обучение в 2015 году составила 41,79 тыс.человек.
Доходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (накопительная составляющая), за 2015 год составили 169,2 млрд. рублей. Из них сумма страховых взносов на ОПС, направляемых на финансирование накопительной пенсии, составила 1,8 млрд. рублей. Страховые взносы на финансирование накопительной пенсии поступали в счет погашения задолженности по уплате указанных страховых взносов за период 2002-2013 годов (в соответствии с законодательством, в 2015 году полная сумма страховых взносов на ОПС по индивидуальному тарифу направлялась на финансирование страховой пенсии).
Расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей составили 546,3 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 527,0 млрд. рублей.
В 2015 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 15,7 млрд. рублей, на выплату накопительной пенсии - 229,8 млн. рублей, на срочную пенсионную выплату - 53,1 млн. рублей.
Общий объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2016 года составил 1,55 трлн. рублей.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда за 2015 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте. Фактов нецелевого использования средств бюджета Фонда не выявлено. Наряду с этим, Счетная палата обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации. Данная методика не утверждена. Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что Методика расчета трансфертов бюджету Фонда утверждается Правительством Российской Федерации. Указанная методика также до настоящего времени не утверждена.
Комитет отмечает, что деятельность Фонда по исполнению бюджета в 2015 году в целом осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики.
Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат Фондом выполнены в полном объеме. Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и других выплат осуществлена в установленные законодательством сроки. Фондом в отчетном периоде выполнены все публичные нормативные обязательства, на финансирование которых было направлено 7,0 трлн. рублей.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.