Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Правилам и техническим нормам
проектирования станций и узлов
Пожарная безопасность
1. Здания, сооружения и устройства на территории станции должны быть расположены с учётом требований пожарной безопасности смежно-расположенных объектов, особенностей господствующего направления ветров, рельефа местности и сейсмичности района. Величина противопожарных разрывов между зданиями, сооружениями и устройствами должна соответствовать требованиям СНиП II-89-80*** Генеральные планы промышленных предприятий, СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений и СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до лесных массивов должно быть от 15 до 25 м в зависимости от высоты деревьев.
Расстояние от крайнего железнодорожного пути до одноэтажных строений II степени огнестойкости (гаражей для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам), должно составлять не менее 50 м, при этом должны отсутствовать оконные проёмы и выходы в сторону железнодорожного пути.
2. Огнестойкость зданий и сооружений, минимальные пределы огнестойкости строительных конструкций, максимальные пределы распространения по ним огня, объёмно-планировочные и конструктивные решения для обеспечения противопожарных преград, ускорения эвакуации людей из угрожаемых помещений должны соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания и СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
3. Устройства противопожарной защиты в системах отопления и вентиляции должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", а также отраслевым нормам проектирования.
4. Противопожарные характеристики осветительных и силовых сетей электропотребителей должны соответствовать Правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение, СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства, Руководству по выбору и применению проводов для силовых и осветительных сетей, 1981, Инструкции по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства, 1982, Инструкции по проектированию электроснабжения промышленных предприятий, 1977, а также отраслевым нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.
Молниезащита станционных сооружений и устройств должна соответствовать требованиям Инструкции по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, 1977 и ПУЭ.
5. Полимерные оболочки электрических кабелей постов ЭЦ должны быть покрыты огнезащитными составами, а для защиты кабелей при их прохождении через различные конструкции, в качестве огнепреграждающего средства, должны применяться противопожарные пакеты-подушки (ППР - тубы) в соответствии с НПБ 238-97 "Огнезащитные кабельные покрытия. Общие технические требования и методы испытаний" и Рекомендациями по использованию огнезащитных составов на железнодорожном транспорте, утверждёнными ЦУО МПС России 29.12.1994 и 03.06.1996.
В соответствии с пунктом 6.4 Ведомственных норм технологического проектирования устройств СЦБ и связи ВНТП МПС, 1985:
силовые кабели электроснабжения должны быть проложены отдельно от кабелей СЦБ и связи;
вводы силового кабеля и кабелей СЦБ и связи должны быть выполнены раздельно, на расстоянии друг от друга не менее 1 м по горизонтали и 1,5 м по вертикали;
при невозможности соблюдения указанных расстояний силовые кабели должны прокладываться отдельно в трубах или отделяться от кабелей СЦБ и связи несгораемыми перегородками.
6. Защита от искрообразования устройств слива, налива и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее - ЛВЖ и ГЖ), сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) и опасных грузов на электрифицированных участках железных дорог должна осуществляться в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с ЛВЖ и ГЖ, расположенных вблизи электрифицированных железнодорожных линий и п. 12.3 и разделом 13 ППБ 01-93** Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, регламентирующих требования к проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с СУГ и опасными грузами.
7. Складские здания и помещения общего назначения должны соответствовать требованиям СНиП 2.11.01-85* Складские здания, а склады нефти и нефтепродуктов - СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы с учётом упомянутых в этих нормах соответствующих глав СНиП, а также Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, 1994 с изменениями и дополнениями, утверждёнными указанием МПС России от 26 мая 1998 года N Г-616у и раздела 14 ППБ 01-93**.
8. Сортировочные и участковые станции должны иметь не менее двух въездов для пожарных машин. Дороги, проезды и подъезды к пожарным водоисточникам (гидрантам и водоемам), зданиям и сооружениям, а также железнодорожные переезды должны иметь твердое покрытие и в ночное время освещаться. Допускается использование для подъезда спланированных поверхностей грунта. Полосы спланированной территории для подъездов пожарных машин должны иметь не менее 6 м в ширину, укрепляться растительным покровом, шлаком или гравием и иметь уклоны для стока поверхностных вод. Через канавы и кюветы должны быть уложены настилы и мостики, шириной не менее 3,5 м.
Устройство на станции автомобильных дорог, проездов в парки и переездов через пути, их количество и ширина, наличие площадок для разворота пожарных автомобилей, в том числе около водоисточников, должно соответствовать требованиям СНиП II-89-80***.
9. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен проезд пожарных автомобилей: при ширине здания или сооружения менее 18 м - с одной стороны, при ширине более 18 м - с двух сторон. Для разворота пожарных автомобилей у здания должны быть Т-образные развороты или петлевые объезды по кругу, у пожарных водоёмов - площадки размером не менее 12х12 м.
При пересечении в одном уровне железнодорожных путей и пожарных проездов переезды через железнодорожные пути должны располагаться за пределами их полезной длины. Нельзя устанавливать переезды в пределах остряков и крестовин стрелочных переводов. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающее проезд пожарной техники до стен зданий и сооружений, должно соответствовать СНиП II-89-80***.
10. Виды пожарной охраны, количество и тип пожарных автомобилей на станции должны соответствовать требованиям, установленным комиссией с участием представителей Государственной противопожарной службы.
Место стоянки пожарного поезда должно выбираться на пути с двухсторонним выходом, вблизи основных пожароопасных объектов.
Здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения N Г-822у от 31.03.2000 г. и приложением 3 ППБ 01-93**.
11. Оборудование зданий и помещений автоматической пожарной сигнализацией и установками пожаротушения должно соответствовать нормам НПБ-110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара, СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений, СНиП 2.09.02-85* Производственные здания, СНиП 2.09.04-87*, СНиП 2.08.01-89 Жилые здания, СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения.
12. Противопожарное водоснабжение зданий, сооружений и устройств станции должно соответствовать СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация и СНиП 2.11.03-93. Расчётный расход воды на наружное пожаротушение для станции должен соответствовать максимальному расчётному расходу воды, потребному на пожаротушение зданий, сооружений или вагонов.
Противопожарное водоснабжение в парках станции, на которой осуществляется расформирование и формирование составов, погрузочно-выгрузочные операции, а также отстой составов или групп вагонов свыше 20 единиц подвижного состава (в том числе цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ и прочими опасными грузами), должно осуществляться из водопровода, как правило, объединённого с водопроводом станции или водопроводом городской сети. Сеть противопожарного водопровода должна быть кольцевой. При числе станционных путей до 5 включительно кольцевую сеть противопожарного водопровода допускается располагать с одной стороны путей. Диаметр труб сети противопожарного водопровода должен обеспечивать расчётный расход воды на наружное пожаротушение и давление у наиболее удалённых пожарных гидрантов не менее 4 . Расстояние между пожарными гидрантами должно быть не более 150 м.
При числе единиц подвижного состава на станции (в парке) менее 20 допускается осуществлять противопожарное водоснабжение из пожарных водоёмов или естественных водоисточников.
При организации противопожарного водоснабжения из пожарных водоемов их расстояние до крайнего пути парка станции должно быть не более 100 м, а из естественных водоисточников - не более 500 м, с обязательным устройством к ним дорог, а также площадок размером не менее 18х18 м для разворота пожарной техники, пирсов для забора воды с расчётом установки не менее 5 автомобилей.
В зависимости от количества находящихся на станции (в парке) вагонов с твёрдыми горючими материалами должен быть обеспечен расход воды на наружное пожаротушение, указанный в таблице 1 Приложения 5.
13. Расход воды на наружное пожаротушение на открытых площадках хранения контейнеров грузоподъёмностью до 30 т в зависимости от числа контейнеров должен соответствовать нормам, указанным в таблице 2 Приложения 5.
Таблица 1
Расход воды на наружное пожаротушение вагонов
Расчетное количество вагонов |
Расход воды, л/с |
до 100 |
30 |
101-200 |
50 |
201-400 |
70 |
401-600 |
95 |
601-800 |
110 |
801-1000 |
125 |
1001-1200 |
140 |
1201-1400 |
150 |
1401-1600 |
160 |
1601-1800 |
165 |
1801-2000 |
170 |
более 2000 |
175 |
Примечания к таблице 1:
1. Расчетное количество вагонов принимается по одному парку с максимальным числом путей и подвижного состава (или по станции, если она однопарковая).
2. Расчетное количество вагонов определяется по формуле
,
где N - количество вагонов в парке или на станции в часы максимальной загруженности;
m - количество путей в парке (или на станции);
- полезная длина путей, м;
- средняя длина 1 вагона, м;
- уровень заполнения путей вагонами (0,5...1).
3. При наличии в парке до 20 цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ должен быть обеспечен расход воды на пожаротушение 110 л/с, до 50 цистерн - 140 л/с; до 100 цистерн - 165 л/с, более 100 цистерн - 195 л/с, независимо от числа вагонов с твердыми горючими материалами.
4. Объём резервуаров для хранения неприкосновенного пожарного запаса воды для пенообразования (тушения пеной) должен обеспечивать расход воды 80 л/с в течение 10 мин (с учетом трехкратного запаса), а на охлаждение цистерн 30, 60, 85 и 115 л/с в течение 3 часов, соответственно для 20, 50, 100 и более 100 цистерн в парке.
5. Более подробные сведения о расходе воды на наружное пожаротушение, с дифференциацией по категориям цистерн (с ЛВЖ, ГЖ и СУГ) приведены в Рекомендациях по защите объектов и подвижного состава с опасными грузами, 1994.
Таблица 2
Расход воды на наружное пожаротушение контейнеров
Расчетное количество контейнеров, шт. |
Расход воды, л/с |
30-50 |
15 |
51-100 |
20 |
101-300 |
25 |
301-1000 |
40 |
1001-1500 |
60 |
1501-2000 |
80 |
свыше 2000 |
100 |
14. При расчетном расходе воды на пожаротушение подвижного состава более 110 л/с и недостаточном расходе воды из водопровода недостающий расход воды должен быть обеспечен из пожарных водоёмов или естественных водоисточников. Расстояние между пожарными водоёмами должно быть не более 300 м, вместимость водоемов должна быть не менее расчетного расхода воды на тушение пожара в парке станции с учетом требований СНиП 2.04.09-84, СНиП 2.11.03-93 и приведённых выше требований к расположению и обустройству пожарных водоемов.
Значение нормативного времени пожаротушения для железнодорожных станций в зависимости от климатического районирования железных дорог (отделений) приведено в таблице 3 приложения 5.
15. У пожарных водоисточников должны быть установлены световые или флуоресцентные указатели.
Таблица 3
Нормативное время пожаротушения для железнодорожных станций в зависимости от климатического районирования железных дорог (отделений)
Шифр климатической зоны |
Наименование железных дорог (отделений), входящих в соответствующие климатические зоны |
Нормативное время пожаротушения, ч |
1 |
2 |
3 |
ХЛ-1 |
Восточно-Сибирская (Северо-Байкальское отделение); Дальневосточная (Ургальское и Тындинское отделения) |
4,5 |
ХЛ-2 |
Октябрьская (Мурманское и Петрозаводское отделения); Северная (Воркутинское, Архангельское, Сосногорское и Сольвычегодское отделения); Свердловская (Сургутское отделение от ст. Демьянка и Нижне-Тагильское отделение от ст. Серов) |
4,0 |
У-1 |
Северная (Вологодское отделение); Горьковская (Кировское отделение); Свердловская (Нижне-Тагильское отделение до ст.Серов, Сургутское отделение до ст. Демьянка и все остальные отделения); Южно-Уральская (все отделения); Западно-Сибирская (все отделения); Красноярская (все отделения); Восточно-Сибирская (все отделения, кроме Северо-Байкальского); Забайкальская (все отделения); Дальневосточная (Хабаровское и Комсомольское отделения); Сахалинская |
3,5 |
У-2 |
Октябрьская (все отделения, кроме Мурманского и Петрозаводского отделений); Калининградская; Московская (все отделения); Горьковская (кроме Кировского отделения); Северная (Ивановское и Ярославское отделения); Юго-Восточная (Ртищевское, Воронежское, Мичуринское и Елецкое отделения); Приволжская (Саратовское и Ершовское отделения); Куйбышевская (все отделения); Дальневосточная (Уссурийское и Владивостокское отделения) |
3,5 |
У-3 |
Северо-Кавказская (все отделения); Юго-Восточная (Белгородское и Лискинское отделения); Приволжская (Волгоградское и Астраханское отделения) |
3,5 |
Примечание к таблице 3:
ХЛ-1 - холодный, резко континентальный климат;
ХЛ-2 - холодный, арктический и мягкий, субарктический климат;
У-1 - умеренный, холодный, резко континентальный климат;
У-2 - умеренный климат, низкой и средней континентальности;
У-3 - умеренный, сухой, резко континентальный климат.
17. В парках с числом путей свыше 20, через каждые 300 м, на расстоянии 10 м от пожарных гидрантов должны быть металлические ящики-шкафы (высота 1,6 м, ширина 1 м, глубина 0,6 м) для кнопочных извещателей пожарной сигнализации и пожарно-технического вооружения: пожарной колонки, пожарных рукавов, пожарных стволов и разветвления водовода. Приёмно-контрольные пункты пожарной сигнализации и дистанционная система включения пожарных насосов (насосов-повысителей) должны быть размещены в помещениях дежурных по станции, которые должны быть обеспечены прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС).
Территория станции в целом должна быть оборудована системами оповещения о пожаре.
18. Отключение секций контактной сети на станции и снятие остаточного напряжения в проводах должно осуществляться дистанционно, с единого централизованного пункта, который должен быть размещен так, чтобы время от момента получения извещения о пожаре до выдачи письменного разрешения на подачу огнетушащих веществ не превышало 10 минут. При наличии в парке цистерн со СУГ рекомендуется сократить указанное время до 3 минут.
19. Для каждого парка станции должен быть разработан план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и аварий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.