Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Задержка ответа системы
А.1 Введение
Определение ,
и TSOT зависит от наличия задержки ответа системы после ввода участником команды или данных. Таким образом, с позиций выполнения задачи во времени (см. 3.3) эти параметры могут быть неверными, поскольку участник "бездействует" часть времени, ожидая ответа системы, которая уведомила его о том, что выполняет какие-либо вычисления или выполняет поиск в базе данных (возможно, сетевой).
Если во время управления автомобилем происходит задержка ответа системы, водитель должен быть извещен о том, что система занята вычислением или получением информации, и что дальнейший диалог пока невозможен. Если задержка ответа системы является продолжительной (больше нескольких секунд), то водитель может снова перевести внимание на дорогу и время от времени смотреть на дисплей с целью проверки состояния системы. Так как период от начала до завершения задержки ответа системы (SRD) может включать несколько периодов открытой заслонки, TSOT увеличивается по отношению к фактической общей продолжительности взгляда для исследуемой задачи. Затем, когда система возобновляет свою работу и информирует водителя, водитель должен быть извещен о том, что задержка ответа системы закончена, и выполнение задачи может быть продолжено.
Необходимо отметить, что до настоящего времени было проведено лишь небольшое количество исследований по влиянию SRD на необходимый уровень зрительной активности водителя. Неизвестно, например, насколько необходимый уровень зрительной активности изменяется в зависимости от SRD. Неизвестно, как часто водители переводят внимание на дорогу во время SRD. Кроме того, модель и информационное наполнение индикаторов, используемых для информирования водителей о том, что SRD активна или завершена, могут оказывать различное влияние на необходимый уровень зрительной активности и зрительное поведение водителя. Визуальные индикаторы активного состояния SRD могут вызывать взгляды водителя на дисплей, в то время как звуковые индикаторы могут не вызывать таких взглядов. Некоторые визуальные индикаторы могут вызывать очень краткие "проверочные" взгляды, в то время как другие могут вызывать более длительные или частые взгляды. Визуальные индикаторы завершения SRD могут вызывать частые взгляды, в то время как звуковые индикаторы завершения SRD могут позволить водителю смотреть на дорогу, пока информация не будет отображена на экране после того, как SRD закончится. Таким образом, эмпирические исследования SRD и индикаторов состояния SRD, а также их влияния на необходимый уровень зрительной активности ограничены.
Учитывая уровень знаний по этим вопросам, при применении и интерпретации процедур оценки, описанных в А.2, необходимо проявлять внимание и осторожность. Пользователи должны понимать, что при наличии SRD самым подходящим решением может быть прямое измерение продолжительности взглядов вместо методов, основанных на окклюзии. Прямое определение продолжительности взглядов в условиях такой задачи (наличие SRD и индикаторов состояния SRD) приводит к фактическому измерению необходимого уровня зрительной активности и фактической информации о структуре необходимого уровня зрительной активности при выполнении задачи. Применение основанной на окклюзии процедуры, приведенной в А.2, обеспечивает только приближенные оценки, которые могут соответствовать или несколько отличаться от данных фактических измерений продолжительности взглядов в зависимости от типов SRD и используемых индикаторов.
С учетом предыдущего предостережения пользователи могут применять процедуры, приведенные в А.2, чтобы оценить TSOT, когда во время выполнения водителем задачи происходит задержка ответа системы. Предполагается, что воздействие проверочных взглядов на дисплей является минимальным по их вкладу в необходимый уровень зрительной активности водителя. Поэтому данный фактор далее не рассмотрен.
А.2 Включение задержки ответа системы в протокол окклюзии
Данную процедуру необходимо применять в каждом испытании, когда присутствует задержка ответа системы, превышающая 1,5 с, при этом участник испытания должен быть оповещен о задержке ответа системы. К задержкам ответа системы менее 1,5 с корректировку применять не следует.
Участник оповещен об SRD, если выполнены следующие два критерия:
- система предоставляет участнику индикацию с помощью визуальных или других средств о том, что SRD активна;
- система предоставляет участнику индикацию с помощью визуальных или других средств о том, что SRD завершена.
Обычно SRD начинается в период открытой заслонки (после того, как участник сделал ввод данных). Продолжительность SRD может быть различной, в зависимости от запроса или информации, которую необходимо получить. После определенного количества испытаний определяют среднюю SRD, но конкретная SRD может закончиться в период открытой или закрытой заслонки (см. рисунок А.1).
Рисунок А.1 - Соотношение SRD с периодом видимости и окклюзии
SRD можно просто вычесть из общего времени выполнения задачи с окклюзией и TSOT. Однако это неправильно, потому что при наличии фиксированных периодов окклюзии и видимости часть SRD происходит в период видимости, а часть - в период окклюзии. SRD, наиболее вероятно, начинается ближе к концу периода видимости и, скорее всего, завершается в период окклюзии.
Все SRD, которые происходят в период окклюзии, не влияют на определение необходимого уровня зрительной активности в соответствии с процессом окклюзии (потому что участник смотрит на дорогу). SRD, которые возникают в период видимости, представляют собой время, когда участник не должен уделять внимание устройству в транспортном средстве. Таким образом, необходимо оценить часть SRD в период видимости, для чего можно использовать несколько подходов:
Если экспериментатор может определить с точностью до одного периода, когда SRD начинается и заканчивается, то должен быть использован следующий метод.
Начало SRD:
- для понимания того, что SRD активна, участнику необходим весь период видимости.
Весь этот период видимости считают временем взаимодействия.
Конец SRD:
- если SRD завершается в период окклюзии, то участник может возобновить взаимодействие в начале следующего периода видимости;
- если SRD завершается в период видимости, то весь период видимости считают временем взаимодействия.
В соответствии с этим методом максимальная ошибка в любом отдельном измерении равна одному периоду видимости для начала SRD, и одному периоду видимости, если SRD завершается раньше, чем участник понимает, что SRD активна. В среднем после ряда испытаний эта ошибка меньше одного периода видимости.
Наличие ошибки всегда завышает оценку необходимого уровня зрительной активности системы с SRD (но это не лишено смысла, поскольку участники предпочли бы отсутствие заметной задержки).
Если SRD превышает 1,5 с, и это понятно участнику, то при вычислении необходимого уровня зрительной активности, параметры ,
и
должны быть заменены параметрами
,
и NSOT.
При этом фактическое время выполнения задачи без окклюзии () имеет вид:
.
Фактическое время выполнения задачи с окклюзией () имеет вид:
.
Фактическое время открытой заслонки (NSOT) имеет вид:
,
где V - количество периодов видимости, во время которых SRD активна.
Значения V вычисляют следующим образом:
V = 1 в начале периода видимости, во время которого возникает SRD (т.е. N = 0);
V увеличивается на единицу с каждым периодом видимости во время которого SRD активна.
Если SRD завершается в период видимости, то V не увеличивают на единицу для этого периода видимости.
<< Назад |
||
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 16673-2015 "Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.