Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 11 октября 2016 г. N 2(9)
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект) в части своей компетенции.
В 2015 году исполнение федерального бюджета осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 211-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.
Госпрограмма "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323. Срок реализации: 2013 - 2020 годы в три этапа.
В 2015 году изменения в государственную программу не вносились.
По состоянию на 1 января 2016 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи реализации государственной программы составили 129 949,7 млн. рублей, лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 129 949,7 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 128 852,7 млн. рублей или 99,2% к уточненной росписи.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе в 2015 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
120 937,8 |
129 949,7 |
128 852,7 |
106,5 |
99,2 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
84 124,5 |
92 771,4 |
92 673,6 |
110,2 |
99,9 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" |
5 346,4 |
5 108,0 |
4 350,8 |
81,4 |
85,2 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" |
2 565,8 |
2 709,4 |
2 704,9 |
105,4 |
99,8 |
ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
28 901,1 |
29 360,9 |
29 123,4 |
100,8 |
99,2 |
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объёме расходов по государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" составили расходы на предоставление имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ).
В 2015 году в целях решения задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда (подпункт "е" пункта 2 Указа от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ N 600)) средства федерального бюджета в объеме 96 122,0 млн. рублей предусмотрены на имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд ЖКХ для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Использование предоставленной Фонду ЖКХ указанной финансовой поддержки и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации позволило в 2015 году расселить 2,76 млн. кв. метров аварийного жилого фонда, что соответствует плановым значениям показателей расселения аварийного жилищного фонда, установленным на 2015 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р, которым утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. В 2015 году осуществлено переселение 169,65 тыс. человек (при плане - 177,72 тыс. чел).
Большинство регионов выполнили планы переселения более чем на половину, но в ряде субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Карелия, Вологодская область, Республика Калмыкия, Архангельская область, Саратовская область, Амурская область, Республика Бурятия, Ивановская область, Республика Коми, Республика Дагестан) достижение целевого показателя составляет менее 50%. В республиках Адыгея, Дагестан, Тыва, Карелия, Астраханской и Саратовской областях план по переселению граждан из аварийного жилья в 2015 году выполнен менее чем на 30%.
В целом реализуется комплекс мер Указа N 600 по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года. Вместе с тем не созданы правовые основания для исполнения данной задачи в отношении образующегося аварийного жилого фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.
Также не содержатся конкретные меры по обеспечению жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, а также модернизации существующих систем за исключением отдельных мероприятий ФЦП "Чистая вода" в части водоснабжения и водоотведения. Решение проблемы построек в зоне БАМа не может быть решено в рамках государственной программы, поскольку в законодательстве отсутствует понятие "временное жилье", критерии и компетенция признания его таковым.
Дополнительно Комитет отмечает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2016 г. N 210-р срок подготовки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты", предусматривающего введение новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, установлен в сентябре 2016 года.
В 2015 году выдано 699,4 тыс. ипотечных жилищных кредитов в рублях на сумму 1 157,8 млрд. рублей при целевом показателе "до 2018 года увеличение выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год" (абзац 3 подпункта "б" пункта 1).
Отмечен риск недостижения показателя Указа N 600 по обеспечению до 2020 года предоставления доступного и комфортного жилья 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей от семей, желающих улучшить свои жилищные условия, по итогам 2015 года составила 20,27% (по данным субъектов Российской Федерации). В 2015 году индексация тарифов на коммунальные услуги составила 11,2%, однако платежи граждан за коммунальные услуги выросли на 8,2%, что соответствует установленным Правительством Российской Федерации показателям.
Организациями всех форм собственности построено 1 169,4 тыс. квартир, что на 8,2% больше, чем в 2014 году. Общая площадь новых квартир составила 85,0 млн. кв. метров (в 2014 году было введено 84,2 млн. кв. метров жилья или 118,2% уровня 2013 года).
В рамках помощи отдельным категориям заемщиков, оказавшихся в трудной финансовой ситуации, ОАО "АИЖК" 8 октября 2015 года был предоставлен взнос в уставный капитал в объеме 4,5 млрд. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года в АО "АИЖК" поступило более 10 257 обращений заемщиков по вопросам реализации программы помощи из 83 субъектов Российской Федерации в отношении 199 кредиторов (заимодавцев). По состоянию на 1 января 2016 года поступило 175 заявлений, поданных гражданами на реструктуризацию ипотечных жилищных кредитов (займов). Возмещение в сумме 200,0 тыс. рублей произведено по 1 кредиту, реструктурировано 12 ипотечных жилищных кредитов, возмещение по которым в 2016 году составит 2,1 млн. рублей.
Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственной программе, федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по государственной программе, а также уровень исполнения расходов по государственной программе представлены в следующей таблице.
Госпрограмма / подпрограммы (ФЦП) |
N 384-ФЗ (с измен.) |
Сводная бюджетная роспись с изменением |
Исполнено |
Не исполнено |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
96 007,4 |
120 937,8 |
24 930,4 |
129 949,7 |
33 942,3 |
128 852,7 |
1 097,0 |
99,2 |
|
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
44 308,4 |
84 124,5 |
39 816,1 |
92 771,4 |
48 463,0 |
92 673,6 |
97,8 |
99,9 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" |
12 676,5 |
5 346,4 |
-7 330,1 |
5 108,0 |
-7 568,5 |
4 350,8 |
757,2 |
85,2 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" |
391,6 |
2 565,8 |
2 174,2 |
2 709,4 |
2 317,8 |
2 704,9 |
4,5 |
99,8 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
38 630,9 |
28 901,1 |
-9 729,8 |
29 360,9 |
-9 270,0 |
29 123,4 |
237,5 |
99,2 |
Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по государственной программе увеличены на 9 077,9 млн. рублей, или на 7,5%, по сравнению с Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями).
Основные изменения объемов финансирования государственной программы связаны с увеличением бюджетных ассигнований на: мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, - 29 674,4 млн. рублей; обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", - 12 487,4 млн. рублей; подготовку коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов в рамках проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу, - 1 504,7 млн. рублей. При этом финансирование на софинансирование мероприятий региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры уменьшено на 6 750,0 млн. рублей; на ФЦП "Жилище" - на 9 729,8 млн. рублей. В полном объеме исключено финансирование мероприятий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 4 000,0 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2015 год по государственной программе составило 128 852,7 млн. рублей, что на 1 097,0 млн. рублей, или на 0,8% меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2014 год - недовыполнение 2,4%), в том числе: по подпрограмме 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" - 92 673,6 млн. рублей (недовыполнение 0,1%, в 2014 году - исполнено в полном объеме); по подпрограмме 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" - 4 350,8млн. рублей (недовыполнение 14,8%, в 2014 году - 7,2%); по подпрограмме 3 "Обеспечение реализации государственной программы" - 2 317,8 млн. рублей (недовыполнение 0,2%, в 2014 году - 5,7%); по ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы - 29 123,4 млн. рублей (недовыполнение 0,8%, в 2014 году - 3,5%).
Наиболее низкое кассовое исполнение сложилось в основном по подпрограмме 2 в связи с приостановлением работ по госконтрактам, заключенным в целях реализации соглашений с международными финансовыми 487 организациями по проекту "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России", на время передачи полномочий Минстрою России от Минрегиона России при его ликвидации - 757,2 млн. рублей (74%).
В 2015 году из 55 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2015 год установлены по 48 показателям, фактические значения представлены по 46 показателям. По 33 показателю (71,7%) плановые значения не достигнуты.
По подпрограмме 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" плановые значения не достигнуты по 3 показателям (37,5%) из 8 показателей.
Причиной неполного исполнения бюджетных ассигнований по данной подпрограмме в основном является заявительный характер выплат.
При этом, по состоянию на 1 января 2016 года на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации образовались остатки, которые также обусловлены указанной причиной по следующим направлениям:
субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов";
субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года.
По подпрограмме 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" из 3 показателей не достигнуты плановые значения 2 показателя (66,6%).
Неполное исполнение бюджетных ассигнований по направлению "Реализация соглашений с международными финансовыми организациями" обусловлено более медленными, чем планировалось, темпами реализации с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России", а также волатильностью курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
При этом, по состоянию на 1 января 2016 года на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации образовались остатки:
по субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, что обусловлено длительностью проведения конкурсных процедур, оплатой работ (услуг) согласно этапам исполнения работ (услуг) в соответствии с заключенными договорами (контрактами);
по субсидии на реализацию мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, что обусловлено длительностью проведения конкурсных процедур, оплатой работ (услуг) согласно этапам исполнения работ (услуг) в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
По подпрограмме 3 "Обеспечение реализации государственной программы" из 2 показателей не достиг планового значения 1 показатель (50%) "Обеспечение устойчивого развития и уровня благоустроенности не менее 5 городских или сельских населенных пунктов ежегодно", фактическое значение которого составило 0 при плане - 5. В качестве обоснования отклонения указанного показателя отмечено, что в 2015 году на основное мероприятие "премирование победителей Всероссийского конкурса на звание "Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России" средства федерального бюджета не выделялись.
По ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы плановое значение не достигнуто по 8 показателям (72,7%) из предусмотренных 11 показателей.
Так, фактическое значение показателя "Объем ввода жилья в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" составило 0 при плановом значении 0,76 млн. кв. метров.
По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности государственной программы составила 48,4%, что соответствует уровню "Низкая степень эффективности реализации", которая определялась на основе 4 показателей: достижения целевых показателей (47,7%), реализации основных мероприятий (62,3%), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (81%) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (78,7%). В 2014 году степень эффективности государственной программы составила 88,5%, что соответствует уровню "Удовлетворительная эффективность реализации", которая определялась на основе 3 показателей (90,4%), реализации контрольных событий (77,4%) и уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (97,58%).
В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ имущественный взнос Российской Федерации в ГК "Фонд ЖКХ" по подпрограмме "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" увеличен на 22 173,4 млн. рублей без учета, имеющегося у корпорации значительного объема временно свободных средств (по состоянию на 1 ноября 2015 года - 41,9 млрд. рублей, на 1 декабря - 44,0 млрд. рублей), свыше 90% которых размещено на депозитах в российских кредитных организациях. На 1 января 2016 года объем временно свободных средств ГК "Фонд ЖКХ" составил уже 58,7 млрд. рублей, на депозитах в банках размещено 51,5 млрд. рублей, за 2015 год по депозитам начислены проценты в сумме 4,98 млрд. рублей. Комитет отмечает о необходимости наличия финансово-экономического обоснования при обсуждении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год бюджетных инвестиций в форме взноса в уставной капитал Фонда ЖКХ, наличие которого позволило бы проанализировать обоснованность и целесообразность указанных бюджетных ассигнований еще на стадии планирования бюджетных расходов. На основании изложенного, предложить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до декабря 2016 года представить в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству предложения по выполнению Указа N 600 по достижению целевых показателей в части обеспечения комфортным и доступным жильём граждан Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.