Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройПроектСервис" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении Областным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Таксимо - Бодайбо" на участке км 175 - км 190 в Бодайбинском районе Иркутской области (номер извещения 0134200000116002934) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Уполномоченный орган в письменных пояснениях N 92-37-1815/06/016 от 19.09.2016 (далее - Письменные пояснения) не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 19.09.2016 на 20.09.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 136 118 510 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) заявки поданные участниками закупки, признаны не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе;
6) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.09.2016 N0134200000116002934-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе предоставил показатели по позициям:
- Бетон тяжелый, класс В25;
- Бетон тяжелый, класс В30;
- Бетон тяжелый, класс В35;
- Щебеночно-песочная смесь номер С6;
- Щебеночно-песочная смесь номер С2;
- Материал антикоррозийный и гидроизоляционный "ГЕРМОКРОНГИДРО";
- Полотно иглопробивное Дорнит-2;
- Смесь бетонная сухая безусадочная быстродействующая EMACO S88C тиксотропного типа;
- Горячекатанная арматурная сталь А-I диаметром 6мм и 12мм и 16мм;
- Двухкомпонентно, толстослойное, ремонтное эпоксидное покрытие Interseal 670 HS;
- Двухкомпонентное акрилполиуретановое внешнее покрытие Interhane990;
не соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, что не соответствует требованиям документации о закупке и требованиям законодательства".
Вместе с тем, в Протоколе рассмотрения заявок не указаны конкретные показатели заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе. В связи с чем, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях Аукционной комиссии нарушения Закона о контрактной системе в части решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, оформившей Протокол рассмотрения заявок, не содержащий обоснования решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно Письменным пояснениям Уполномоченного органа заявка Заявителя не соответствует требованиям документации об Аукционе по следующим основанием:
"Участником закупки с порядковым номером заявки N 4 по позиции "Бетон тяжелый, класс В25" неверно представлен расчет по формуле, касающийся диаметра отверстий контрольных сит (фактические размеры контрольных сит). При расчете по указанной в заявке формуле 0,5 (d+D): 0,5(5+10) вместо 7,5 участником закупки указано 12,5. Замораживание - оттаивание, участником закупки указано от 300 до 400 циклов, что не является конкретным показателем и не соответствует требованиям документации об электронном аукционе;
- по позициям "Бетон тяжелый класс В30" также неверно представлен расчет по формуле 0,5 (d+D): 0,5(5+10) вместо 7,5 участником закупки указано 12,5.
Аналогичное нарушение допущено по позиции "Бетон тяжелый класс В35".
- по позиции "Щебеночно-песчаная смесь номер С6" в заявке указана потеря массы при испытании щебня на дробимость: - щебня из гравия 15-18% по массе, при этом в документации об электронном аукционе указано щебень из гравия 18-26% по массе;
- по позиции "Щебеночно-песчаная смесь номер С2" указана марка по истираемости щебня, входящего в состав готовой смеси: И4; потеря массы при испытании щебня на дробимость: щебня из гравия 14-15% по массе, вместе с тем в документации об электронном аукционе указано: марка по истираемости щебня, входящего в состав готовой смеси: не ниже ИЗ; потеря массы при испытании щебня на дробимость: щебня из гравия 18-26% по массе;
- по позиции "Материал антикоррозийный и гидроизоляционный "ГЕРМОКРОН-ГИДРО" или эквивалент по техническим характеристикам" разбавитель указан толуол, вместе с тем в документации об электронном аукционе установлено разбавитель толуол, кселол, сольвент;
- по позиции "Полотно иглопробивное Дорнит -2 или эквивалент по техническим характеристикам" в документации об электронном аукционе указано значение показателя размер частиц, проходящих через материал < 0,005, аналогичное значение указано участником (не представлено конкретный показатель);
- по позиции "Смесь бетонная сухая безусадочная быстродействующая EMACO S88C тиксотропного типа или эквивалент по техническим характеристикам" в документации об электронном аукционе указано морозостойкость в солях, циклов - не менее 400; водопроницаемость не менее W16, аналогичное значение указано участником (не представлено конкретный показатель);
- по позиции "Горячекатаная арматурная сталь А-I диаметром 6 мм и 12 мм и 16 мм" в документации об электронном аукционе указан показатель предел текучести 235 Н/мм 2, вместе с тем в заявке участника указан показатель 325 Н/мм;
- по позиции "Двухкомпонентно, толстослойное, ремонтное, эпоксидное покрытие Interseal 670 HS или эквивалент по техническим характеристикам" в заявке участником закупки не указан конкретный метод нанесения;
- по позиции "Двухкомпонентное акрил-полиуретановое внешнее покрытие Interhane990 или эквивалент по техническим характеристикам" в заявке участником закупки не указан конкретный метод нанесения;
Что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, инструкции по заполнению заявки и явилось основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе".
В Приложении N 1 к части III Технического задания заявки документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом определены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 1 к части III Технического задания заявки документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Бетон тяжелый, класс В25:
- Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе не более 1 % по массе;
- Сопротивление бетона проникновению воздуха1, с/см3: от 6,6 до 19,6;
- Параметр воздухопроницаемости бетона1, см3/с: от 0,153 до 0,0510;
- Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе1 % по массе не более 35;
- Содержание зерен слабых пород1 из природного камня не более, %, по массе 10;
- Содержание отдельной фракции крупного заполнителя в составе бетона: св.5(3) до 10мм - от 25% до 40% или 100%, св.10 до 20мм - или от 60% до 75% или отсутствует;
- Потеря массы при испытании щебня на дробимость1 :
- Показатели морозостойкости щебня при испытании замораживанием и оттаиванием должны соответствовать:
- Полный остаток1 песка на сите N 063: до 75 Содержание зерен крупностью свыше 10 мм1: не более 5% по массе Содержание зерен крупностью свыше 5мм1: не более 20% по массе.
Матрацы "Рено" 2х1х0,23м:
- Число и продолжительность погружений образцов проволоки;
- Количество посторонних включений, шт., не более1,
- Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С,
- Удельное объемное электрическое сопротивление при 70 °С,
- Температура хрупкости, °С, не выше;
- Потери в массе при 160 °С в течение 6 ч, %, не более1;
- Светостойкость при 70 °С, ч, не менее1;
- Твердость при 20 °С, МПа (кгс/см2), не менее1;
- Твердость при 70 °С, МПа (кгс/см2), не менее1
- Температура размягчения1, °С
- Цветостойкость в везерометре при 70 °С.
Песок природный для строительных работ мелкий и средний:
- Модуль крупности1: выше 1,5 и не более 2,5;
- Полный остаток1 песка на сите N 063, % по массе: выше 10 и не более 45;
- Содержание зерен крупностью свыше 10 мм1: не более 5% по массе;
- Содержание зерен крупностью свыше 5мм1: не более 15% по массе;
- Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм1: не более 20% по массе;
- Содержание пылевидных и глинистых частиц1 должно быть не более 5% по массе;
- Содержание глины в комках1 должно быть не более 0,5% по массе".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция и требования к составу заявки, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров и материалов.
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника закупки указывать в составе заявки на участие в Аукционе показатели, определяющие технологию использования (например: метод нанесения краски) товаров и материалов, используемых при выполнении работ.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к составу и содержанию заявок на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявке Заявителя, а также другим участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. N А40-236193/16-144-2189 пункт 1 настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
1. Признать жалобу ООО "СтройПроектСервис" обоснованной.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. N А40-236193/16-144-2189 пункт 2 настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. N А40-236193/16-144-2189 пункт 3 настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения пункта 2 части 6 статьи 67, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 мая 2017 г. N А40-236193/16-144-2189 пункт 5 настоящего решения признан не противоречащим действующему законодательству
5. Передать материалы от 20.09.2016 по делу N К-1513/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2016 г. N К-1513/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был