Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение F
(справочное)
Пример вопросов для составления контрольного перечня анализа проекта
F.1 Общие положения
Контрольные перечни анализа проекта являются способом гарантии того, что подняты все вопросы, которые должны быть рассмотрены на совещании анализа проекта. Заполненный контрольный перечень в конце совещания обеспечивает формирование отчета о рассмотренных вопросах и комментариях или намеченных мероприятиях. Законченный контрольный перечень может быть объединен с протоколом совещания.
Контрольный перечень не заменяет знания и опыт членов группы. Наиболее важные вопросы контрольного перечня обычно касаются соответствия продукции ее конструктивным требованиям. Поскольку это полностью зависит от особенностей продукции или процесса, невозможно создать общий контрольный перечень для всех показателей продукции.
Однако существуют некоторые общие вопросы проектирования и примеры некоторых вопросов, которые могут быть заданы на совещании по анализу проекта. Это неисчерпывающий перечень, и вопросы не установлены в каком-то определенном порядке.
Для каждого анализа проекта назначенный специалист должен решить, какие характеристики должны быть рассмотрены для продукции или процесса.
F.2 Безотказность
Вопросы, относящиеся к безотказности продукции, включают:
a) требования к безотказности, например к средней наработке на отказ (MTBF), средней наработке до отказа (MTTFF), интенсивности отказов, среднему сроку службы;
b) сравнение фактических и расчетных показателей безотказности продукции или процесса в процессе анализа проекта с применимыми требованиями, включая предположения, модели и базы данных;
c) соответствие целей в области безотказности и затрат на их выполнение плану проектирования;
d) наиболее вероятные причины, например, первых десяти ранжированных отказов продукции, идентифицированных с помощью анализа видов и последствий отказов (FMEA) и/или анализа дерева отказов (FTA);
e) мероприятия по улучшению безотказности продукции, например по улучшению или замене элементов, уменьшению их отклонений от требований, контролю среды;
f) специальные производственные процессы, необходимые для достижения установленных требований безотказности, включая испытания на воздействие окружающей среды;
g) требования к упаковке, транспортированию и хранению компонентов для обеспечения и безотказности продукции;
h) ограничения на транспортирование и хранение, влияющие на общую безотказность продукции;
i) сопоставление срока службы продукции с требованиями с учетом предположений, моделей баз данных;
j) безотказность аналогичных и конкурентных продуктов или процессов;
k) влияние на безотказность и техническое обслуживание;
I) влияние пользователя на безотказность продукции;
m) намеченный план для определения показателей безотказности и испытаний на проверку соответствия, например количество единиц продукции, продолжительность испытаний, условия испытаний, стадия жизненного цикла для проведения испытаний.
F.3 Техническое обслуживание
Вопросы, относящиеся к техническому обслуживанию, включают:
a) анализ политики технического обслуживания относительно спецификаций и требований эксплуатации;
b) использование заменяемых элементов: идентификация, выгода и риск, связанные с заменой элементов, требования к доступности, заменяемости, упаковке и маркировке, требования к испытательному оборудованию;
c) обнаружение и диагностика отказов при помощи встроенного, сменного и общего испытательного оборудования;
d) обеспечение неразрушающего контроля и измерений.
F.4 Ремонтопригодность
Вопросы, относящиеся к ремонтопригодности, включают:
a) требования ремонтопригодности на каждом уровне технического обслуживания, включая все количественные требования в виде среднего времени восстановления (MTTR) и технического обслуживания оборудования (ММН);
b) соответствие прогнозируемых показателей ремонтопригодности требованиям проекта или сопоставление целей в области ремонтопригодности с наблюдаемыми показателями ремонтопригодности;
c) анализ ремонтопригодности конструкции, например анализ достижения компромисса между требованиями безотказности, ремонтопригодности, технического обслуживания, доступности и характеристиками диагностического оборудования;
d) данные о ремонтопригодности в результате испытаний на ремонтопригодность;
е) данные о ремонтопригодности аналогичной конкурентной продукции или процессов.
F.5 Техническое обслуживание и ремонт
Вопросы, относящиеся к техническому обслуживанию и ремонту, включают:
а) идентификацию требований технического обслуживания и ремонта, т.е. ресурсы для выполнения политики в области технического обслуживания и ремонта, требований или ожиданий потребителя;
b) адекватность плана технического обслуживания и идентификацию интерфейсов с другими инженерными задачами;
c) персонал, выполняющий техническое обслуживание и ремонт, его навыки и количество;
d) установленную диагностику, ремонтное и испытательное оборудование, инструмент, необходимые на каждом уровне технического обслуживания и ремонта;
e) техническое руководство, доступность и ясность процедур технического обслуживания и ремонта;
f) средства, необходимые для ремонта, хранения запчастей, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, управления персоналом и его обучения;
g) запасные части, начальный инвентарь на каждом уровне технического обслуживания для корректирующего и профилактического обслуживания, доступность и задержки в поставке запчастей, включая предположения, модели и базы данных, требования к упаковке и маркировке, например идентификация и срок годности;
h) систему отчетности о выполнении и действиях по техническому обслуживанию и ремонту и соответствующие процедуры;
i) опыт технического обслуживания и ремонта для изготовленной ранее и аналогичной продукции;
j) затраты на техническое обслуживание и ремонт, влияние на затраты прав собственности, стоимости жизненного цикла, включая идентификацию большинства существенных факторов затрат и возможных областей улучшений.
F.6 Готовность
Вопросы, относящиеся к готовности, включают:
a) наиболее вероятные причины отказов, например наиболее частых отказов, выявленных с помощью анализа видов и последствий отказа (FMEA) и/или анализа дерева отказов (FTА);
b) требования к коэффициенту готовности, например средний коэффициент готовности (мгновенной), коэффициент готовности, ресурс;
c) сопоставление прогнозируемого коэффициента готовности продукции или процесса с требованиями, включая предположения, модели и базы данных;
d) действия по улучшению коэффициента готовности, например деление на модули, введение резервирования, заменяемых элементов, ограничений рабочих характеристик, контроль окружающей среды, использование быстрых отключений;
е) историю эксплуатации аналогичной и конкурирующей продукции;
f) влияние рабочей среды и технического обслуживания в условиях эксплуатации на коэффициент готовности;
g) специальное оборудование и инструмент для эксплуатации и обслуживания;
h) влияние пользователя на коэффициент готовности продукции, например обучения персонала, неправильного использования оборудования, незаконного присвоения инструмента и компонентов;
i) намеченный план определения коэффициента готовности и критериев согласия, например количество объектов испытаний, период, условия, стадия жизненного цикла для проведения испытаний.
F.7 Обеспечение качества
Вопросы, относящиеся к обеспечению качества, включают (но не ограничены):
a) элементы, имеющие отношение к требованиям потребителя и их удовлетворению;
b) сопоставление требований потребителя с техническими спецификациями на материалы, продукцию и процессы;
c) валидацию конструкции на основе испытаний опытного образца;
d) способность продукции функционировать в ожидаемых условиях использования и окружающей среды;
е) непреднамеренное и неправильное использование продукции;
f) соответствие обязательным требованиям, требованиям национальных и международных стандартов практикам организации;
g) сопоставление продукции с конкурирующей продукцией;
h) сопоставление с аналогичными конструкциями и анализ истории внутренних и внешних проблем для исключения их повторения;
i) элементы, имеющие отношение к требованиям на продукцию и требованиям к ее обслуживанию;
j) допустимые отклонения и сравнение их с возможностями процесса;
k) критерии приемки/отклонения;
I) простоту сборки и установки, требования к хранению, сроку годности и распоряжению (утилизации);
m) характеристики неопасного отказа;
n) эстетические требования и критерий приемки;
о) способность диагностирования и решения проблем;
р) маркировку, предупреждающие знаки, идентификацию, требования прослеживаемости, инструкции пользователя и контроль документации;
q) анализ и использование типовых деталей;
r) элементы, относящиеся к требованиям процесса;
s) технологичность конструкции, включая установленные требования процесса, механизацию, автоматизацию, сборку и установку компонентов;
t) возможность контроля и испытаний продукции, включая специальные требования контроля и испытаний;
u) требования проверки калибровки средств измерений;
v) требования к материалам, компонентам и сборочным единицам, включая одобренных поставщиков, а также доставку потребителю;
w) требования к упаковке, обработке, хранению и сроку годности, особенно к факторам безопасности входящих и выходящих объектов;
х) элементы, относящиеся к верификации конструкции;
у) альтернативные вычисления, выполняемые для проверки правильности сделанных вычислений и исследований;
z) испытания, например модели или опытного образца, определение программы испытаний и документирование результатов;
аа) независимую проверку правильности выполненных вычислений и других действий проектирования и разработки;
bb) контроль конфигурации, адекватность системы идентификации;
cc) серийное или разовое изготовление, анализ и верификацию информации о продукции, местоположении отчетов и ссылок, регистрацию кодированной или некодированной информации.
F.8 Воздействие окружающей среды на продукцию
Вопросы воздействия окружающей среды на продукцию включают:
a) идентификацию условий окружающей среды, влияющих на продукцию или процесс, таких как климатические факторы (температура), влажность, сила ветра и интенсивность осадков, воздействие радиоактивности, химикатов и их реакций в течение продолжительного времени, пыли, электромагнитного излучения и радиочастотных помех;
b) определение адекватности отражения соответствующих условий окружающей среды в требованиях;
c) определение наличия и необходимого анализа воздействия окружающей среды на электронные компоненты, механические детали, печатные материалы, соединения, механические конструкции, магнитные носители, и т.д.;
d) определение соответствия ожидаемых условий в месте использования установленным требованиям;
e) сопоставление фактических условий окружающей среды в месте использования с условиями, предполагаемыми при разработке;
f) исследование необходимости контроля наиболее важных параметров окружающей среды (например, температуры, влажности) в месте использования и разработке рекомендуемых действий;
g) умение персонала безопасно работать в окружающей среде;
h) устойчивость к внешним шумам, источникам энергии, молниям и средства защиты от них;
i) воздействие заражения и загрязнения воды, снега, песка и пыли;
j) воздействие превышения параметрами окружающей среды пределов, установленных для продукции при техническом обслуживании нагревающегося/охлаждающегося компонента или при отключении электроэнергии;
k) анализ необходимости специальной защиты продукции от окружающей среды или квалификационных испытаний.
Примечание - В МЭК 60721-2 и МЭК 60721-3 приведено соответствующее руководство, относящееся к явлениям окружающей среды.
I) анализ лабораторного моделирования функционирования продукции в различных условиях окружающей среды;
m) анализ критериев испытаний, коррелированных с фактическими условиями окружающей среды;
n) определение адекватности коэффициентов пересчета при форсированных испытаниях на воздействие окружающей среды.
F.9 Безопасность продукции
Вопросы, относящиеся к безопасности, включают:
a) обеспечение наличия в рабочем состоянии автоматических выключателей, средств планировки, указателей, плакатов, заземлений, датчиков наличия дыма и т.д.;
b) предназначенное использование продукции, доступ и категории пользователей, включая возрастные группы, понимание пользователями потенциальных опасностей и физические ограничения пользователей;
c) условия окружающей среды, например диапазоны температуры и влажности, прямой солнечный свет и наличие дождя;
d) законы, обязательные требования и стандарты, управляющие безопасностью конструкции для всех местоположений использования;
е) утверждение безопасности внешними организациями;
f) угрозы безопасности, например химические (коррозия, токсичность и воспламеняемость), взрыв, несанкционированное проникновение, поражение электрическим током, пожар, перегревание, воздействие радиации и механические воздействия (защемление части тела, наличие острых краев);
g) опасности, вызванные неправильным использованием или злоупотреблением;
h) возможное нарушение безопасности процессов производства и контроля качества;
i) трудности и ошибки оператора, воздействующие на безопасность испытаний продукции;
j) снижение безопасности продукции после изготовления до использования;
k) выполнимость и адекватность применяемых предупреждений и инструкций;
I) проверка покупаемых компонентов на потенциальные опасности, проверка и сертификация третьей стороной;
m) анализ характеристик безопасности, выходящих из допуска.
F.10 Человеческий фактор
Вопросы, связанные с человеческим фактором, включают:
a) особенности и сложность информации, используемой оператором при обработке, контроле и регулировке продукции или процесса;
b) эффективность информации, включая сообщения СМИ, используемой оператором для управления продукцией или процессом;
c) соответствие продукции ожиданиям человека, его нормальные реакции и реакции в экстремальной ситуации;
d) адекватность и пригодность применяемых предупреждений и инструкций для эксплуатации, установки, технического обслуживания, сборки и распоряжения;
e) анализ интерфейса пользователя на соответствие требованиям технического обслуживания в ожидаемых и возможных условиях окружающей среды (техническое обслуживание, маркировка, рабочее место);
f) анализ комфортности работы оператора при использовании продукции;
g) доступность инструмента, используемого с продукцией;
h) доступность инструмента, используемого при выполнении действий с продукцией;
i) анализ степени учета вероятных квалификации и навыков персонала, участвующего в монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании продукции, при проектировании продукции или процесса;
j) анализ требований к отображению информации (формат, объем, возможность прокрутки);
k) простоту использования программного обеспечения и документации;
I) необходимость и вид звуковых и визуальных сигналов тревоги для индикации функционирования, состояния и появления отказов;
m) анализ критериев улучшения работы человека и простоты взаимодействия человека с продукцией;
n) адекватность, точность, однозначность, простоту использования и понимание всей документации и иллюстраций, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания продукции;
o) квалификацию операторов, необходимую для эксплуатации продукции, исследуемую при разработке потребностей в обучении;
р) возможные трудности операторов с недостаточной квалификацией при работе с продукцией;
q) возможные трудности, вызванные действиями операторов, неверно использующих продукцию.
F.11 Правовые вопросы
Правовые вопросы включают:
a) правовые обязательства перед покупателем, поставщиком, субподрядчиком и конечным пользователем;
b) соответствие предложенной инструкции условиям контракта (включая все требования);
c) соответствие предложенных графиков поставки требованиям контракта;
d) определение штрафных санкций, невыполнение требований контракта;
е) определение ответственности за потери при отгрузке, хранении и установке;
f) анализ собственности и/или лицензирование проектов, патентов, торговых марок, коммерческих тайн и методов обработки;
g) анализ информации об отчетах и юридических последствий дефектов аналогичных или конкурентных продукции или процессов;
h) анализ информации (например, литературы, данных внутренних испытаний) относительно опасностей аналогичных или конкурентных продукции или процессов;
i) анализ того, что информация об отчетах и юридических последствиях дефектов и опасностях учтена при проектировании продукции или процессов;
j) определение, являются ли опасности продукции адекватными сообщенным покупателю;
k) определение адекватности методов обмена информацией непосредственно с покупателями, конечными пользователями и контролирующими органами в случае выявления опасностей после поставки продукции;
l) юридические последствия отзыва или модернизации продукции;
m) адекватность процедур отзыва или программы модернизации продукции (включая прослеживаемость компонентов);
n) адекватность и понятность гарантийных условий поставок продукции потребителю;
о) анализ сохраняемых отчетов о проектировании, разработке, изготовлении и продаже продукции для соответствующего использования в соответствии с требованиями законов и контракта;
р) адекватность периодов хранения отчетов, относящихся к продукции;
q) анализ технических требований, рекламной информации, инструкций по монтажу, предупреждений, маркировки и другой документации для соответствующего эффективного функционирования продукции;
r) адекватность страховки для ведущих специалистов проектирования и утилизации продукции;
s) анализ ответственности за качество выпускаемой продукции и другие юридические последствия использования и утилизации продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.