Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройрем" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения "Управление строительства Ленинградской области" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство областной детской больницы с поликлиникой г. Сертолово Всеволожского района 1 этап - Поликлиника по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, муниципальное образование Сертолово (номер извещения 0145200000416001649) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В проектной документации указаны товарные знаки, наименования производителей материалов, при этом в техническом задании документации об Аукционе при описании объекта закупки отсутствуют слова "или эквивалент".
2. В проекте контракта документации об Аукционе не установлен порядок оплаты работ в части выплаты аванса.
3. В проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении независимой банковской гарантии для обеспечения возврата аванса.
4. Проект контракта документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе содержит условие о представлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации о всех соисполнителях, субподрядчиков, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
5. Пункт 4.3.21 проекта контракта документации об Аукционе не содержит информации, за непредставление которой предусмотрена ответственность пунктом 6.13 проекта контракта документации об Аукционе.
6. Документацией об Аукционе не установлена форма, порядок заполнения, требования к сведениям и информации, которые необходимо указать при заполнении приложения "Предложение участника аукциона в отношении объекта закупки", поименованного в пункте 9.4.8 проекта контракта документации об Аукционе.
7. Календарный план выполнения работ не содержит сведений о работах, необходимых к выполнению в 2016 году, при этом в извещении о проведении Аукциона указан лимит финансирования на оплату указанных работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе (далее-ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 273 697 060 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 17.10.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В размещенном в ЕИС приложении N 3 к техническому заданию документации об Аукционе указаны товарные знаки, наименования производителей материалов, оборудования, например: "для очистки ливневых и талых стоков используем комплексные очистные сооружения "РОСТР - ОС", производительностью 16,8 л/с производства компании ООО "ФТК РОСТР" г. Санкт-Петербург".
При этом техническое задание документации об Аукционе, опубликованное в ЕИС 16.09.2016, не содержит включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что отсутствие в документации об Аукционе, размещенной в ЕИС 16.09.2016, условия об эквивалентности товаров, необходимых при выполнении работ, является технической ошибкой.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в техническое задание документации об Аукционе 22.09.2016 внесены изменения в части установления положения о том, что все имеющиеся в проектно-сметной документации ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя носят описательный характер для определения сметной стоимости строительных работ.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пунктам 3.9, 3.12 проекта контракта документации об Аукционе государственный заказчик в ходе исполнения контракта осуществляет авансирование. Надлежащее исполнение обязательства по возврату аванса обеспечивается банковской гарантией. При этом размер авансирования по настоящему контракту составляет 10 (десять) % от цены контракта, указанной в п. 3.1. настоящего контракта. В течение 30 (тридцати) дней с момента принятия решения об авансировании, Государственный заказчик перечисляет Подрядчику аванс на основании счета выставленного Подрядчиком, последующее авансирование выполняемых работ предусматривается после подтверждения Подрядчиком выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа. Порядок и сроки возврата аванса устанавливаются Государственным заказчиком в дополнительном соглашении.
Комиссия приходит к выводу, что установленные положения проекта документации об Аукционе не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что в документации об Аукционе не установлен порядок оплаты работ в части выплаты аванса.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление дополнительных банковский гарантий при осуществлении порядка выплаты аванса.
В пунктах 3.10, 3.11 проекта контракта документации об Аукционе указано:
"Исполнение обязательства Подрядчика по возврату аванса обеспечивается независимой банковской гарантией, выданной банком, и оформленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Государственный заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения банковской гарантии проверяет её действительность и соответствие требованиям действующего законодательства и настоящего контракта и принимает решение о выдаче аванса, а в случае, если банковская гарантия не соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего контракта - в письменной форме сообщает Подрядчику о выявленных замечаниях и невозможности выдачи аванса до момента представления банковской гарантии, соответствующей требованиям действующего законодательства".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено неправомерное требование о предоставлении дополнительной банковской гарантии при условии возврата аванса, что нарушает часть 3 статьи 96 Закона о контрактной и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
При этом в пункте 4.3.22 проекта контракта документации об Аукционе установлено условие о предоставлении государственному заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках с которыми подрядчик заключил договор или договоры в течение 10 (десяти) дней с момента такого заключения.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 22.09.2016 в указанный пункт внесены изменения: государственному заказчику предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках с которыми Подрядчик заключил договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта, в течение 10 (десяти) дней с момента такого заключения.
5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 6.13 проекта контракта документации об Аукционе указано: в случае непредставления Подрядчиком информации предусмотренной п. 4.3.21. контракта Государственный заказчик вправе взыскать с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно пункту 4.3.21 проекта контракта документации об Аукционе в случае, если Подрядчиком был выбран способ обеспечения исполнения контракта в виде перечисления Государственному заказчику денежных средств, указанные средства Подрядчику возвращаются не позднее одного месяца с момента исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по контракту согласно п. 5.9. контракта.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанных пунктах проекта контракта документации об Аукционе допущена техническая ошибка, которая устранена 22.09.2016 путем внесения изменений в проект контракта документации об Аукционе.
6. Согласно пункту 9.8 проекту контракта прилагаются и являются его неотъемлемой частью, в том числе, предложение участника аукциона в отношении объекта закупки (Приложение N 1 к техническому заданию).
При этом документацией об Аукционе не установлена форма, порядок заполнения, требования к сведениям и информации, которые необходимо указать при заполнении приложения "Предложение участника аукциона в отношении объекта закупки".
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанный пункт проекта контракта документации об Аукционе является технической ошибкой, а также что данный пункт отсутствует в редакции документации, размещенной в ЕИС 22.09.2016.
7. В извещении о проведении Аукциона указан лимит финансирования на оплату работ, необходимых к выполнению в 2016 году.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в календарном плане документации об Аукционе установлен перечень подлежащих выполнению в 2016 году работ.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что в документации об Аукционе не указаны работы, выполняемые в 2016 году.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройрем" обоснованной в части указания в документации об Аукционе товарных знаков, наименования производителей материалов, без сопровождения слов "или эквивалент", неправомерного установления в проекте контракта документации об Аукционе требования о представлении независимой банковской гарантии для обеспечения возврата аванса, а также условия о представлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации обо всех соисполнителях, субподрядчиков, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отсутствия информации, за непредставление которой предусмотрена ответственность пунктом 6.13 проекта контракта документации об Аукционе, а также документацией об Аукционе не установлена форма, порядок заполнения, требования к сведениям и информации, которые необходимо указать при заполнении приложения "Предложение участника аукциона в отношении объекта закупки", поименованного в проекте контракта документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 1, 23 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.09.2016 по делу N К-1566/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2016 г. N К-1566/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был