Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Невер Слип Туроператор" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по туризму (далее - Заказчик), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение межрегионального форума по вопросам развития доступного туризма в российских субъектах (номер извещения 0173100006516000057) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 (далее - Административный регламент), установила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного приказа следует читать как "приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14"
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона, Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 02.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 18.08.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Флагман-Экспо" с минимальным предложением о цене контракта 2 970 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 22.09.2016 N 0173100006516000057-1-2 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске, поскольку Заявителем в составе первой части заявки предоставлена информация в отношении товара, используемого при оказании услуг, несоответствующая требованиям документации об Аукционе, а именно: "В заявке участник закупки предоставил по позиции 3 "Ручка шариковая", в том числе, следующие сведения: "Исполнение ручки с одним сменным выдвижным узлом с диаметром шарика 1 мм, пишущий узел в ручке будет малого объема без упора по ГОСТ 29282-92 со средней шириной линии письма".
Кроме того, по аналогичным основаниям отклонена заявка участника с порядковым номером "2".
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования:
"3. Ручка шариковая: должна быть с пастой на маслянистой основе синего или черного цвета. Исполнение ручки должно быть с одним сменным выдвижным или неподвижным пишущим узлом с наибольшим диаметром шарика 1,2 мм. Пишущий узел ручки в рабочем положении не должен перемещаться при письме при приложении осевого усилия 9,8 Н. Наконечник пишущего узла в рабочем положении должен выступать из корпуса ручки на минимально 2,5 мм. Ручка с пружинным или поворотным механизмом выдвижения. Пишущий узел в нерабочем положении не должен выступать из корпуса ручки. Приведение в действие поворотного механизма выдвижения пишущего узла ручки должно обеспечиваться крутящим моментом 0,016 кгсм. Приведение в действие пружинного механизма выдвижения пишущего узла ручки должно обеспечиваться усилием
0,6 кгс. Механизм выдвижения должен обеспечивать бесперебойное выдвижение пишущего узла в рабочее положение и возврат его в нерабочее положение. Пишущий узел в ручке должен быть малого объема без упора или с упором по ГОСТ 29282-92 с сверхтонкой или тонкой или средней шириной линии письма. Длина пишущего узла в ручке > 82 мм. Максимальный диаметр пишущего узла в ручке не более 3,8 мм. Наименьший нижний предел длины линии пишущего узла, образованная при письме шариком диаметром 1,0 мм 770 м. Части ручки с неподвижным пишущим узлом, окрашенные в цвет пасты: колпачок; крышка ручки со стороны, противоположной наконечнику пишущего узла. Корпус ручки пластиковый/металлический с металлическим наконечником со стороны наконечника пишущего узла. Металлический наконечник корпуса ручки должен быть изготовлен из коррозионно - стойкого металла и/или должен иметь защитно-декоративное покрытие. Корпус ручки должен иметь резиновый упор для пальцев."
Вместе с тем, в соответствии с документацией об Аукционе пунктом 3.2 II части Информационный карты установлено: "В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для оказания услуг товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно технической части документации об аукционе. В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии с конкретными значениями показателей которого данный товар выбран участником для представления в составе первой части заявки на участие в аукционе. В случае, если, на момент подачи заявки участником закупки указанные в аукционной документации документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Аукционной комиссии, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении товара по позиции 3 "Ручка шариковая": "Исполнение ручки с одним сменным выдвижным пишущим узлом с диаметром шарика 1 мм, пишущей узел в ручке будет малого объема без упора по ГОСТ 29282-92 со средней шириной линии письма".
При этом, согласно ГОСТу 29282-92 следует, что средняя ширина линии письма содержит диаметр шарика от 1 мм до 1.2 мм.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заявитель указал сведения в отношении товара по позиции 3 "Ручка шариковая" диаметр шарика 1 мм в соответствии с ГОСТ 29282-92.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая изложенное в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию товаров, необходимых для оказания услуг, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю и участнику закупки с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Невер Слип Туроператор" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.09.2016 по делу N К-1576/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2016 г. N К-1576/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был