Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (далее - Заказчик), Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право на заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян км 215-км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия (номер извещения 0102200001616004193) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки.
1. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая дата окончания срока предоставления разъяснений документации об Аукционе.
2. В извещении об Аукционе не установлено требование о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации.
3. В документации об Аукционе не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
4. В документации об Аукционе не установлена ответственность подрядчика в случае невыполнения условия о банковском сопровождении контракта.
5. В проекте контракта документации об Аукционе установлено излишнее условие об обязанности подрядчика обеспечить целевое использование получаемых по контракту денежных средств и возможность беспрепятственного контроля целевого использования полученных денежных средств со стороны заказчика.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа в письменных возражениях на жалобу не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 345 607 330 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 02.09.2016.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктами 6, 10 информационной карты документации об Аукционе установлены дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе и дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе - 29.08.2016 и 25.08.2016 соответственно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукционе содержит требования, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) согласно приказа Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624, включающее следующие виды работ: 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе, извещения об Аукционе, не противоречат положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе отсутствуют положения, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса.
Вместе с тем, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, которые имеют право выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются индивидуальный предприниматель или юридическое, имеющие свидетельство о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией.
Пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, указанными положениями документации об Аукционе исключается возможность участия в Аукционе физических лиц, в связи с чем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. В соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" установлены Правила осуществления банковского сопровождения контрактов (далее - Правила) и рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с Законом о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет: не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта.
Подпунктом "б" пункта 6 Правил установлено, что условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение поставщиком банка в целях банковского сопровождения такого контракта, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, включают ответственность поставщика за несоблюдение условий, установленных сопровождаемым контрактом.
Пунктом 11 проекта государственного контракта установлена ответственность генерального подрядчика за несоблюдение условий о банковском сопровождении контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 8.1.20 проекта государственного контракта установлена обязанность генерального подрядчика обеспечить целевое использование получаемых по контракту денежных средств и возможность беспрепятственного контроля целевого использования полученных денежных средств со стороны заказчика.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших указанные положения проекта контракта в документации об Аукционе нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
На заседании Комиссии установлено, что в составе размещенной в ЕИС проектно-сметной документации отсутствует предусмотренный Положением раздел N 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" раздел 38 "Проект организации строительства", раздел 40 "Мероприятия по охране окружающей среды", раздел 41 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
Согласно письменным возражениям на жалобу, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что разделы "Мероприятия по охране окружающей среды", раздел 41 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" не влияют на технические характеристики объекта закупки, а также не препятствуют формированию предложения на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие в составе документации об Аукционе, размещенной в ЕИС, раздела N 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" раздела 38 "Проект организации строительства", раздела 40 "Мероприятия по охране окружающей среды", раздела 41 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что предметом запроса являлись два вопроса, в числе которых:
1. Разъяснение правомерности указания Заказчиком в проектной документации товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент";
2. Разъяснение правомерности отсутствия в проектной документации пояснительной записки к сметной документации (пп. 28, 42), "Проект организации строительства" (п. 38), "Мероприятия по охране окружающей среды" (п. 40), "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (п. 41).
На заседании Комиссии установлено, что на второй запрос Заказчиком не представлено разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части неправомерного отсутствия в документации об Аукционе условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, установления в документации об Аукционе излишнего условия об обязанности подрядчика обеспечить целевое использование получаемых по контракту денежных средств и возможность беспрепятственного контроля целевого использования полученных денежных средств со стороны заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 01.09.2016 N К-1415/16 по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 01.09.2016 N К-1415/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 сентября 2016 г. N К-1416/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был