Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Казенного учреждения республики Карелия "Управление автомобильных дорог республики Карелия" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, г. Петрозаводск (0,9 км/345 пог.м)" (номер извещения 0306200005116000049) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса выбран неправомерно.
2. В один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по подготовке проектной документации и строительных работ.
Заказчик в письменном пояснении N 123-ОРГЗ от 02.09.2016 (далее - Письменные пояснения) не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 159 804 206,38 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 02.09.2016;
5) 23.08.2016 в ЕИС размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИО1.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 N 890-р внесены изменения в распоряжение Правительства от 21.03.2016 N 471-р, в соответствии с которыми заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае закупки строительных работ, включенных в коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с которыми заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае закупки строительных работ, включенных в коды по ОКПД2 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по объекту "Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, г. Петрозаводск (0,9 км/345 пог.м)", код ОКПД2 42.13.20.000, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 159 804 206,38 рублей. Кроме того, извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.08.2016.
Следовательно, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не вправе был осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по подготовке проектной документации и строительных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В Письменных пояснениях Заказчик пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по объекту "Строительство путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Гоголя, г. Петрозаводск (0,9 км/345 пог.м)" на основании разработанной проектно-сметной документации. При этом проектно-сметная документация разработана и размещена в составе Конкурсной документации в ЕИС. При исполнении контракта требуется разработка рабочей документации на основании указанной проектно-сметной документации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с подпунктом 14.1.3 пункта 14 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по её заполнению" Конкурсной документации установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо предоставить в том числе:
"Конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным настоящей конкурсной документацией (Приложение N 5 к конкурсной документации, см. отдельно вложенный файл). Конкретные показатели могут быть предоставлены по форме приложения N 1 к конкурсному предложению (Приложение N 2 к конкурсной документации)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Приложение N 5 к Конкурсной документации содержащее конкретные показатели товаров отсутствует в составе Конкурсной документации размещенной в ЕИС.
Указанная позиция подтверждается запросом на разъяснение положений конкурсной документации от 18.08.2016 NРД1, в соответствии с которым:
"Пунктом 14.1.3 конкурсной документации указано, что Заявка на участие в конкурсе должна содержать Конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным настоящей конкурсной документацией (Приложение N 5 к конкурсной документации, см. отдельно вложенный файл).
При этом в составе конкурсной документации отсутствует Приложение N 5 к конкурсной документации.
Просим Вас дополнить конкурсную документацию и разместить указанные документы на официальном сайте zakupki.gov.ru.
По существу указанного запроса КУ РК "Управтодор РК" разъясняет следующее: Заказчиком учтены замечания, изложенные в указанном запросе, в конкурсную документацию будут внесены соответствующие изменения и дополнения в сроки, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013".
Вместе с тем, заказчиком соответствующие изменения в состав Конкурсной документации не внесены.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС Конкурсную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии: Цена Контракта (значимость критерия - 40%); Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 60%) (далее - Критерий N 2).
В соответствии с Конкурсной документацией для оценки по нестоимостному Критерию N 2 применяется показатель "Деловая репутация участника закупки", значимость указанного показателя - 50 %.
Согласно Конкурсной документации, в рамках показателя "Деловая репутация участника закупки" установлен следующий порядок оценки:
"При оценке по данному показателю анализируется информация о наличии у участника открытого конкурса благодарственных писем и отзывов заказчиков работ; наград и премий за период с 1 января 2013 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
Подтверждением деловой репутации участника открытого конкурса служат представленные в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии благодарственных писем и отзывов заказчиков работ;
Шкала предельных величин значимости показателя "Деловая репутация участника закупки".
Значение показателя |
Количество баллов |
При отсутствии информации по данному показателю |
0 |
При наличии информации по данному показателю от 1 до 3 шт.(включительно) благодарственных писем и отзывов заказчиков работ |
20 |
При наличии информации по данному показателю 4 шт. и более благодарственных писем и отзывов заказчиков работ |
80 |
В случае, если заявка на участие в открытом конкурсе не содержит документы, указанные в разделе 18 настоящей документации, или представленные документы не соответствуют установленным выше требованиям, то по вышеуказанному показателю участнику открытого конкурса будет присвоено нулевое значение".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Деловая репутация участника закупки" Критерия N 2, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному показателю возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 14 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по её заполнению" Конкурсной документации установлено следующее: "Декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, п.10.2, 10.3 настоящей конкурсной документации".
Пунктом 10.2 Конкурсной документации содержит следующие положения: "Участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики. Основание: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком документации Запроса предложений установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Запросе предложений документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования к участникам закупки нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части неправомерного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 31, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком отменена закупка, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 05.09.2016 по делу N К-1422/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2016 г. N К-1422/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был