Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), Федерального бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Развитие медицинского центра гражданской авиации" (номер извещения 0373100088116000231) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование о замене недействующей банковской гарантии.
3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено ненадлежащее условие о привлечении субподрядчиков (соисполнителей).
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование об обязательном предоставлении исполнителем счет-фактуры для оплаты выполненных работ.
5. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и другими нормативными актами.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -15.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 644 961 190 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе. 1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Так, согласно пункту 11 Информационной карты документации об Аукционе установлено соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:
- копия выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым Заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком). Вид работ согласно Приказу Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624: п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
Согласно пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии, для выполнения работ, связанных с пожарной безопасностью Генеральный подрядчик вправе привлечь субподрядную организацию с надлежащий лицензией.
Кроме того, согласно пункту 7.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, следующее: "необходимо выполнить все работы по настоящему Контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с требованиями проектной документации и надлежащим качеством. Субподрядные организации должны обладать предусмотренными действующим законодательством лицензиями, сертификатами, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида Работ".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование о замене недействующей банковской гарантии.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Также, в соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности соглашения, из которого возникло основное обязательство.
Согласно пункту 10.12 проекта государственного контракта, "В случае если по каким либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, прекратило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генеральным подрядчиком своих обязательств по Контракту, Генеральным подрядчиком обязуется в день когда соответствующее обеспечение исполнение обязательств по Контракту перестало действовать, предоставить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Контракта на условиях, которые указаны в настоящем разделе Контракта".
Вместе с тем, пункт 10.12. государственного контракта документации об Аукционе говорит о необходимости надлежащим образом исполнить обязанность подрядчика, по обеспечению исполнения контракта в течении всего срока его действия.
Кроме того, пунктом 10.13. государственного контракта документации об Аукционе предусмотрено, что в ходе исполнения Контракта, генеральный подрядчик вправе предоставить Государственному заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено ненадлежащее условия о привлечении субподрядчиков (соисполнителей).
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1, и включается в отчет, указанный в части 4 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также, в соответствии с главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации договор субподряда заключается генеральным подрядчиком для привлечения других лиц к исполнению обязательств по договору с заказчиком и по своей юридической природе является договором подряда. По отношению к субподрядчику генеральный подрядчик выступает в роли заказчика, а субподрядчик - в роли подрядчика.
Согласно документации об Аукционе, размещенной в ЕИС установлено, что требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Генеральный подрядчик обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены Контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование об обязательном предоставлении исполнителем счет-фактуры для оплаты выполненных работ.
Из проекта государственного контракта документации об Аукционе следует, что оплата по Контракту производится Государственным заказчиком в течение 20 (двадцати) банковских дней (в декабре в течение 10 (банковских) дней) за надлежаще выполненные работы и принятые Государственным Заказчиком Работы в соответствии с Техническим заданием (приложение N 2 к настоящему Контракту) при условии представления Генеральным подрядчиком Государственному заказчику с сопроводительным письмом в 4 (четырех) экземплярах документов, указанных ниже:
- акт приемки выполненных работ, составленный по форме КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100;
- справку о стоимости выполненных работ и затрат, составленную по форме КС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100;
- счет-фактуру, счет на оплату;
- Перечень исполнительной документации в соответствии с п. 1.1.18. настоящего Контракта.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, предоставление счета или счета-фактуры вытекает из Налогового законодательства, и в случае, если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она не является плательщиком НДС, и соответственно требовать от организации счета-фактуры не представиться возможным.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлено условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика установления в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Заказчиком предоставляется отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пени) в общем порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)". При этом обязанность Заказчика установления непосредственно в проекте контракта условия о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени) не предусмотрена.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2016 г. N К-1424/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был