Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СтройРесурс" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Шлюзы N 13-16 Городецкого гидроузла. Ремонтные плавучие затворы (батопорты). Реконструкция" (номер извещения 0332100025616000065) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации установлено требование о наличии находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании не менее 1 полноповоротного плавкрана грузоподъемностью не менее 350 тонн, ограничивающее количество участников закупки, поскольку в Европейской части России находится только два таких крана.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - "Качественные характеристики объекта закупки").
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 23.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 015 007 330 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 07.09.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлено требование о наличии находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании не менее 1 полноповоротного плавкрана грузоподъемностью не менее 350 тонн, ограничивающее количество участников закупки, поскольку в Европейской части России находится только два таких крана.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются, в том числе, требования о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Также пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 6.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование о наличии находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании не менее 1 полноповоротного плавкрана грузоподъемностью не менее 350 тонн, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки такому требованию.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что требование о наличии находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании не менее 1 полноповоротного плавкрана грузоподъемностью не менее 350 тонн установлено в соответствии с потребностью Заказчика и требованиями Постановления Правительства N 99 на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что требование о наличии находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании не менее 1 полноповоротного плавкрана грузоподъемностью не менее 350 тонн, установленное в Конкурсной документации, ограничивает количество участников закупки, не представил, в связи с чем, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки Качественные характеристики объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: стоимостной критерий "цена Договора" (значимость критерия 60%) и нестоимостные критерии Качественные характеристики объекта закупки (значимость критерия 30%) и "квалификация участников закупки" (значимость критерия 10%).
По критерию Качественные характеристики объекта закупки оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется в соответствии с шкалой ("Шкала предельных величин значимости показателя") по следующим показателям: "Качество работ" (максимальное количество баллов - 20), "Проект производства работ" (максимальное количество баллов - 80).
При этом, при непредставлении информации по указанным показателям присваивается 0 баллов.
Комиссия, изучив на заседании Комиссии порядок оценки по нестоимостному критерию оценки Качественные характеристики объекта закупки, установленный в Конкурсной документации, приходит к выводу, что указанный порядок оценки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом следующих показателей: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для реконструкции объекта" (величина значимости показателя: 50%) и "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (величина значимости показателя: 50%).
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для реконструкции объекта" нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации "Инженер-гидротехник" и удостоверение о повышении квалификации, максимум 25 баллов: отсутствуют - 0 баллов; 1-2 шт. - 5 баллов; 3-4 шт. - 10 баллов; 5-6 шт. - 15 баллов; 7-8 шт. - 20 баллов; 9 шт. и более - 25 баллов.
Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации "Инженер-строитель" и удостоверение о повышении квалификации", максимум 25 баллов: отсутствуют - 0 баллов; 1-2 шт. - 5 баллов; 3-4 шт. - 10 баллов; 5-6 шт. - 15 баллов; 7-8 шт. - 20 баллов; 9 шт. и более - 25 баллов.
Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации "Инженер-механик" и удостоверение о повышении квалификации, максимум 25 баллов: отсутствуют - 0 баллов; 1-2 шт. - 5 баллов; 3-4 шт. - 10 баллов; 5-6 шт. - 15 баллов; 7-8 шт. - 20 баллов; 9 шт. и более - 25 баллов.
Диплом о высшем образовании с присвоением квалификации "Инженер-электрик" и удостоверение о повышении квалификации, максимум 25 баллов: отсутствуют - 0 баллов; 1-2 шт. - 5 баллов; 3-4 шт. - 10 баллов; 5-6 шт. - 15 баллов; 7-8 шт. - 20 баллов; 9 шт. и более - 25 баллов.
1 шт. - считается комплект, состоящий из копии диплома о высшем образовании и копии удостоверения о повышении квалификации, принадлежащий одному сотруднику".
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки установлено, что порядок оценки по нестоимостному критерию оценки Квалификация трудовых ресурсов, установленный в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройРесурс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 05.09.2016 по делу N К-1428/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2016 г. N К-1428/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был