Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строй Подряд" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное Управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой, км 419+533 - км 450+000, Псковская область (1 этап), протяженностью 19,554 км, с выполнением работ по разработке рабочей документации (номер извещения 0372100041516000090) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к описанию товаров, которые не являются товарами, используемыми при выполнении работ и не относятся к объекту закупки, а также установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены сведения о нормативных документах, которым должны соответствовать товары, подлежащие использованию при выполнении работ, а также установлены требования к описанию товаров, используемых при выполнении работ, которые противоречат инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 860 440 861 рубль;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к описанию товаров, которые не являются товарами, используемыми при выполнении работ и не относятся к объекту закупки, а также установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 1.7 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки Участником Аукциона.
В приложении N 1 документации об Аукционе "Требования Заказчика к товарам, используемым при производстве работ", в том числе установлено следующее (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров): "Содержание зерен размером мельче 20 мм 90-100% по массе, содержание зерен размером мельче 0,63 мм 14-16% по массе, краски (эмали) для поперечной горизонтальной разметки_230, массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей)_ 60%, краски (эмали) для поперечной горизонтальной разметки_ время высыхания красок (эмалей) до степени 3_ 60 мин, предел прочности при сжатии при температуре 50°C", предел прочности при сжатии при температуре 20°C, предел прочности при сжатии при температуре 0°C" и т.д.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что по данному основанию заявки не отклонялись.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены сведения о нормативных документах, которым должны соответствовать товары, подлежащие использованию при выполнении работ, а также установлены требования к описанию товаров, используемых при выполнении работ, которые противоречат инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В приложение N 1 документации об Аукционе "Требования Заказчика к товарам, используемым при производстве работ" содержится требование о соответствии товаров нормативным документам например, "Битум БНД 60/90 для изготовления горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси марки 1_ Сцепление с эталонным мрамором по ГОСТ 11508 методом А".
Согласно доводу Заявителя, данное описание не раскрывает сведений о нормативных документах, которым должны соответствовать товары, подлежащие использованию при выполнении работ.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в соответствии с сайтом http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts ГОСТ 11508 идентифицируется по номеру и не требует дополнительной информации, а также данный ГОСТ 11508 идентифицируется в любой информационно-справочной системе по техническому регулированию, например содержится в общероссийском классификаторе стандартов.
В пункте 1.4. документации об Аукционе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе и инструкция по ее заполнению" содержится следующее требование: "Заявка (все документы, имеющие к ней отношение) должны быть составлены на русском языке".
Согласно пункту 1.7. части 1 документации об аукционе в составе первой части заявки необходимо представить конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров, которые должны соответствовать значениям, установленным в приложении N 1 документации об Аукционе.
Согласно доводу Заявителя, в приложение N 1 документации об Аукционе содержатся следующие показатели товаров, значения которых приведены не на русском языке, например: "58.Содержание полуторных окислов (Al2О3 + Fe2O3)", "218. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе _ Вtb4", что противоречит инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что данные обозначения содержатся в нормативных документах (государственных стандартах), являются химическими формулами элементов, записанными с использованием таблицы Менделеева, или условным обозначением показателей.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих довод.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 860 440 861 рубль, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (аналогичных предмету настоящего аукциона) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен соответствующий вид работ, предусмотренный пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе представлены документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, к которым относится объект в отношении которого заключается контракт.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что участники закупки в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе представили контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Строй Подряд" обоснованной в части установления требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 06.09.2016 по делу N К-1435/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2016 г. N К-1435/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был