Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Авангард" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", г. Краснодар. Реконструкция нежилого здания - легкоатлетический манеж, литера Б, под/Б, г. Краснодар, Центральный округ, ул. имени Буденного, д. 161, ул. имени Митрофана Седина, д. 148 (корректировка проекта) (номер извещения 0573100031516000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком надлежащим образом не установлен срок действия государственного контракта.
2. Заказчик не указал в извещении об Аукционе единые требования к участникам закупки, установленные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и информационной карте документации об Аукционе неправомерно указано два разных контактных номера телефона Заказчика.
4. В информационной карте документации об Аукционе установлена противоречивая информация в части обеспечения исполнения контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 379 446 300 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 01.09.2016;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 08.09.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, дата проведения Аукциона 12.09.2016, следовательно, государственный контракт может быть заключен не ранее 24.09.2016, также срок выполнения работ установленный в пункте 4 информационной карты документации об Аукционе равен 15 месяцев с даты заключения контракта, следовательно, исполнитель обязан выполнить работы до 24.12.2017, вместе с тем, в пункте 15.5 проекта государственного контракта установлено, что контракт действует до 30.11.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 4 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Срок выполнения работ: 15 месяцев с даты заключения контракта".
В пункте 4.1 проекта государственного контратака документации об Аукционе также установлено: "Начало работ - с даты заключения Контракта. Окончание работ - 15 месяцев с даты заключения контракта".
В пункте 15.5 проекта государственного контратака документации об Аукционе установлено: "Контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания и действует до 30.11.2017".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что срок действия контракта, установленный в пункте 15.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе, установлен с ошибкой, также исполнителю необходимо руководствоваться сроком выполнения работ установленным в пункте 4.1 проекта государственного контратака и в пункте 4 информационной карты документации об Аукционе. Также в приложении N 3 установлен график выполнения строительно-монтажных работ, согласно которому срок выполнения работ 15 месяцев с даты заключения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом срок действия государственного контракта нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя в извещении о проведении Аукциона и информационной карте документации об Аукционе неправомерно указано два разных контактных номера телефона Заказчика.
В извещении о проведении Аукциона установлено: "Номер контактного телефона - 7-495-9950579".
В пункте 1 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Телефон: +74959825195".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что все указанные контактные телефонные номера являются рабочими номерами телефонов, и участник закупки может получить информацию по любому из указанных номеров.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя в информационной карте документации об Аукционе установлена противоречивая информация в части обеспечения исполнения контракта, поскольку в пункте 13 информационной карты документации об Аукционе установлено, что обеспечение исполнения контракта не требуется, вместе с тем, в пункте 14 информационной карты документации об Аукционе установлено что участнику Аукциона необходимо представить обеспечение исполнения государственного контракта.
Согласно части 2.1 статьи 96 Закона о контактной системе наряду с предусмотренными частью 2 статьи 96 Закона о контактной системе случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование
В статье 37 Закона о контрактной системе установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 N 182 установлено, что если проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта
В пункте 13 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Обеспечение исполнения Контракта не требуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 г. N 182".
В пункте 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Государственный заказчик перечисляет Исполнителю аванс на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в размере 30% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, в течение 30 (Тридцати) дней с даты заключения Контракта".
В пункте 14 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Если при проведении Аукциона начальная (максимальная) цена Контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и Участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в настоящей Документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что установление антидемпинговых мер при проведении Аукциона в пункте 14 информационной карты документации об Аукционе является требованием Закона о контрактной системе, вместе с тем обеспечении исполнением контракта не требуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 г. N 182.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 19 информационной карты документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки Участником Аукциона.
В приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, в том числе установлено: "В пункте 52 "Грунтовка ГФ-021" Время высыхания до степени 3, не более при (105)°C, мин 35; при (20)°С, ч 24. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1. Адгезия пленки, баллы, не более 1. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24.Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20)°С, ч, не менее 48. Расслаивание, мл, не более 5.
В пункте 4 "Песок для строительных работ": Полный остаток на сите N 063 должен быть более 30% по массе.
В пункте 54 "Материал рулонный": Водопоглощение в течение 24 часов не должно быть более 1,0% от массы. Гибкость на брусе, °С, не выше минус 15. Температура хрупкости вяжущего не выше -25°С. Теплостойкость не ниже 100°С".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, аналогичные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров установлены в том числе в приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку предметом Аукциона является заключение контракта на выполнение строительно-монтажных работ.
В пункте 19 информационной карты документации об Аукционе в том числе установлено требование к участнику закупки о наличие копия в составе заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к производству работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно 33.5. Объекты теплоснабжения 33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
Согласно пункту 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Следовательно, согласно пункту 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Таким образом, государственный контракт по итогам Аукциона не может быть заключен с физическим лицом, который не является индивидуальным предпринимателем.
7. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ. КОД по ОКПД 2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)". Начальная (максимальная) цена контракта 379 446 300 рублей.
В пункте 28 "Дополнительные требования" информационной карты документации об Аукционе в том числе установлено: "Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом, а именно не выбрана группа работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку в пункте 29 документации об Аукционе "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информационной карты документации об Аукционе установлено: "Участник закупки предоставляет следующие документы: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
Таким образом, участнику закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение исключительно работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства что является той же группой работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего срока действия государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.09.2016 N К-1438/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2016 г. N К-1438/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был