Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ПАО "МТС" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплексных услуг подвижной связи для нужд Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (номер извещения 0173100011916000083) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащим образом дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 786 500 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 19.08.2016 N 0173100011916000083, документации об Аукционе объектом закупки является оказание комплексных услуг подвижной связи для нужд Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (код ОКПД 2 61.20.11.000 "Услуги подвижной связи общего пользования - обеспечение доступа и поддержка пользователя").
В пункте 2 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Целью предоставления комплексных услуг связи является обеспечение функционирования ведомственной сети подвижной радиотелефонной связи для нужд Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года".
На заседании Комиссии, представители Заказчика, пояснили, что Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 N 116 "Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи" (далее - Приказ) установлены требования к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи.
По мнению Заказчика, обеспечение доступа абонентов к сети связи оператора, оказывающего услуги с использованием бизнес модели, осуществляется с использованием элементов сетей связи других операторов, имеющих необходимые лицензии, в связи с чем, требование к участникам закупки о наличии непосредственно у них действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи не установлено.
Вместе с тем, указанный довод Заказчика подлежит отклонению в связи с нижеследующим.
В пункте 2 Приложения к Приказу установлено, что оказание услуг связи, оператором подвижной радиотелефонной связи, использующий бизнес-модель виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, осуществляется в соответствии со схемой взаимодействия сетей связи, согласованной с оператором (другими операторами) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которого (которых) планируется к использованию.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2016 N 123 установлено, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" такой вид деятельности как оказание услуг связи, подлежит лицензированию.
В Постановлении Правительства от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" установлено, что в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи входят "Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования" и "Услуги подвижной радиотелефонной связи".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что оператор связи, оказывающий услуги должен иметь необходимые лицензии. Таким образом оказание комплексных услуг подвижной связи осуществляется на основании действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 12 информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме 05.09.2016 10:00.
В пункте 16.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе 01.09.2016.
Следовательно, участник закупки вправе подать запрос на разъяснения положений документации о Аукционе за три дня до даты окончания подачи заявок, то есть 01.09.2016.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 9 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "В качестве документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им услуг запретам, установленным заказчиком в соответствии со статьей 7 настоящей документации будет рассматриваться декларация участника аукциона о том, что услуги, указанные в статье 1 Информационной карты аукциона, не будут оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "МТС" обоснованной в части не установления требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.09.2016 N К-1447/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 сентября 2016 г. N К-1447/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был