Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЛАЙВ БИТИЭЛЬ ЭНД ПРОДАКШН" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования экспозиции Российской Федерации на Международной специализированной выставке (10 июня - 10 сентября 2017 г., г. Астана, Казахстан Шифр ЭКСПО-2017 (номер извещения 0173100009516000296) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Конкурсная документация размещена в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) не в полном объеме.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги", "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
3. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии постоянного учреждения на территории иностранного государства.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 48 175 600 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 09.09.2016;
7) победителем Конкурса признано ООО "БИЗНЕС ИВЕНТ" с предложением о цене контракта 40 000 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиков в ЕИС размещена Конкурсная документация не в полном объеме.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил что, согласно Конкурсной документации участник закупки в рамках порядка предоставляет предложения в "в соответствии с проектом концепции участия Российской Федерации на выставке" (далее - Проект), вместе с тем, указанный Проект размещен в составе разъяснения положений конкурсной документации от 22.08.2016 N РД1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
На заседании Комиссии установлено, что раздел III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам оказываемых услуг" Конкурсной документации установлены в том числе следующие положения:
"Разработка и представление на утверждение Заказчику логотипа и фирменного стиля участия Российской Федерации на Выставке, в соответствии с проектом концепции участия Российской Федерации на Выставке", "Обеспечение заказа авиабилетов в г. Астана для международных экспертов и представителей официальной российской делегации, участвующих в мероприятиях российской экспозиции, в соответствии с проектом концепции участия Российской Федерации на Выставке".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанный Проект размещен в составе разъяснений положений конкурсной документации от 22.08.2016 N РД1. При этом, Заказчиком не внесены соответствующие изменения в Конкурсную документацию.
Вышеуказанные действия Заказчика, не разместивших Проект в составе Конкурсной документации, в соответствии с которым участнику необходимо предоставить предложения в отношении объекта закупки, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги", "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии: Цена Контракта (значимость критерия - 60%); Качественные, функциональные и экологические характеристики услуги (далее - Показатель N 2) (значимость критерия - 30%); Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Показатель N 3) (значимость критерия - 10%).
В соответствии с Конкурсной документацией для оценки по нестоимостному Критерию N 2 применяется показатели "Предложения участника конкурса по количеству компаний-потенциальных участников экспозиции Российской Федерации на Выставке" (далее - показатель N 2.1) значимость показателя - 40%, "Предложения участника конкурса по количеству дизайн-концепций экспозиции в рамках экспозиции Российской Федерации на Выставке" значимость показателя - 30%, "Количество предложений участника конкурса по оказанию услуг по проведению мероприятий в 2016 году с целью обеспечения функционирования экспозиции Российской Федерации на Выставке" (далее - Показатель N 2.3) значимость показателя - 30%.
Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 2.1 установлен следующий порядок оценки:
"Оценивается предоставление Участником в составе Заявки копий документов (копий договоров, каталогов участников), подтверждающих привлечение компаний при проведении подобных мероприятий, либо наличие подтверждений о намерениях указанных компаний принять участие в качестве потенциального участника экспозиции Российской Федерации на Выставке. По каждой предлагаемой компании - потенциальном участнике экспозиции Российской Федерации должна быть представлена пояснительная информация: наименование юридического лица, ФИО и должность руководителя, контактные данные. В случае не предоставления и/или не полного предоставления пояснительной информации предлагаемая компания - потенциальный участник экспозиции Российской Федерации на Выставке к оценке не принимается".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация по Показателю N 2.1 не содержит определения подобных мероприятий, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса.
Также, согласно Конкурсной документации, в рамках Показателя N 2.3 установлен следующий порядок оценки:
"Оценка количества предложений участника конкурса по оказанию услуг по проведению мероприятий в 2016 году с целью обеспечения функционирования экспозиции Российской Федерации на Выставке (Скi3).
Порядок оценки показателя:
К оценке принимаются документы - предложения участника конкурса по оказанию услуг по проведению мероприятий в 2016 году с целью обеспечения функционирования экспозиции Российской Федерации на Выставке, предоставленные Участником в составе Заявки, и сформированные в соответствии с требованиями Раздела III настоящей конкурсной документации"
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документации в рамках Показателя N 2.3 не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее какие именно предложения обеспечивают функционирование экспозиции.
Кроме того, в соответствии с Конкурсной документации в рамках
Критерию N 3 применяются показатели "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (значимость показателя - 10%), "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 3.2), (значимость указанного показателя - 40%), "Деловая репутация участника закупки" (значимость показателя - 10%), "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" (далее - Показатель N 3.4) (значимость показателя - 40%).
Согласно Конкурсной документации, в рамках Показателя N 3.2 установлен следующий порядок оценки:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (Сквi 3.2).
Порядок оценки показателя:
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее суммарное количество подтвержденной информации о наличии у участника закупки для оказания услуг (для юридических лиц - штатных или привлеченных на договорной основе) специалистов, которые будут задействованы при исполнении Контракта, имеющих высшее образование и опыт организации подобных (аналогичных) мероприятий не менее 5 (пяти) лет. Информация подтверждается копиями дипломов, трудовых книжек и других документов, подтверждающих образование и трудовые отношения с участником закупки.
Конкурсная комиссия оценивает сведения о квалификации трудовых ресурсов путем изучения данных, представленных в формах 4.2 и 4.4 (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия)".
Комиссия установила, что Порядок оценки по Показателю N 3.2 нестоимостного Критерия N 3 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не позволяют определить исчерпывающий опыт организации мероприятий, сотрудников подлежащих оценке конкурсной комиссией Заявителя и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю.
Кроме того, в соответствии с Конкурсной документацией в рамках Показателя N 3.4 установлен следующий порядок оценки:
"Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг (Сквi 3.4).
Порядок оценки показателя:
Максимальное количество баллов присуждается заявке участника конкурса, в которой подтверждено наличие у участника конкурса постоянного учреждения в Республике Казахстан (в соответствии с требованиями Технического регламента организаторов Выставки).
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю определяется по формуле:
Сквi 3.4=КЗ х 100 х Qi,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Qi = 0 - при отсутствии в заявке участника конкурса подтверждающих документов о наличии у участника конкурса постоянного учреждения в Республике Казахстан.
Qi = 1 - при наличии в заявке участника конкурса подтверждающих документов о наличии у участника конкурса постоянного учреждения в Республике Казахстан".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки в рамках Показателя N 3.4 не позволяет определить предмет оценки, отсутствует исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, поскольку в Конкурсная документация не раскрыто содержание понятия "постоянные учреждения".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии постоянного учреждения на территории иностранного государства, в рамках порядка оценки по Показателю N 3.4.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что наличие у участника конкурса постоянного учреждения в Республике Казахстан установлено Заказчиком в рамках порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" (Показатель N 3.4) нестоимостного критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Критерий N 2) для выявления наилучшего условия исполнения государственного контракта, при этом за непредоставление информации по указанному Показателю N 3.4 не влечет за собой отклонение заявки участника, а также не влияет на допуск участников Конкурса.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обратное, в связи чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Согласно Конкурсной документации, объектом закупки является опытно-конструкторская работа. Код по ОКПД2 82.30.12.000 "Услуги по организации торговых выставок".
В соответствии с Разделом III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам оказываемых услуг" Конкурсной документации в рамках государственного контракта, необходимо оказать услуги по организации мероприятия, а также разработка и производство части полиграфической и сувенирной продукции, организация размещения в отелях, заказа трансфера, заказа авиабилетов.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанные работы, услуги относятся к работам (услугам) отнесенных к коду 17 "Бумага и изделия из бумаги", 52.2 "Услуги транспортные вспомогательные", 55 "Услуги по предоставлению мест для временного проживания" ОКПД2 и включены в Перечень.
Кроме того, на заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что услуги стоимость работ и услуг в части разработки и производства полиграфической и сувенирной продукции, организации размещения в отелях, заказа трансфера, заказа авиабилетов составляет около 8 миллионов рублей.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно включены услуги по организации мероприятия, разработка и изготовление полиграфической и сувенирной продукции, организация размещения в отелях, заказа трансфера, заказа авиабилетов.
Действия Заказчика, объединившего в объект закупки технологически и функционально несвязанные между собой работы и услуги, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛАЙВ БИТИЭЛЬ ЭНД ПРОДАКШН" обоснованной в части размещения Конкурсной документации не в полном объеме, а также в части ненадлежащего порядка оценки по Показателям N 2.1, 2.3, 3.2, 3.4.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.09.2016 по делу N К-1457/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 сентября 2016 г. N К-1457/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был