Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖГАЗСПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Заказчик), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию системы Шахтинско-Донского водовода (ШДВ). Повышение надежности системы водоснабжения г. Новошахтинск, г. Красный Сулин и прилегающих поселков. Строительство насосной станции в районе пос. Майский. III этап строительства (номер извещения 0158200002016000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссией при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией необоснованно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе принято неправомерное решение о соответствии заявки участника закупки с порядковым номером "3" требованиям документации об Аукционе, в связи с тем, что участник под номером 3 не имеет опыта необходимого для участия в Аукционе.
3. Заказчиком не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выданное Комиссией ФАС России от 29.08.2016 по делу N К-1387/16.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 05.09.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
8) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2016 N 0158200002016000011-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением недостоверных сведений, а именно недостоверностью информации о стране происхождения товаров используемых при выполнении работ.: "Так, в файле "Согласие.pdf" (входящим в состав первой части заявки на участие) участником закупки указано: "Наименование страны происхождения товара, указанного в заявке, - Российская Федерация, если первой частью настоящей заявки не предусмотрено иное". При этом в файле "270 лист-pdf" (входящим в состав первой части заявки на участие), по ряду товаров используемых при выполнении работ, исходя из вышеуказанной формулировки в файле "Coniacne.pdf", участником закупки в качестве страны происхождения товара заявлена "Российская Федерация" (т.к. "не указано иное"). Вместе с тем, согласно полученные официальным ответом производителей, Российская Федерация не является страной происхождения для следующих товаров, указанных в заявке участника закупки:
- Полимер для стабилизации буровых скважин EZ MUD
- Комбинированный противоударный воздушный клапан компании A.R.I. Ду200мм, Ру=2,5 Мпа D- 062 HF NS
- Комбинированный противоударный воздушный клапан компании A.R.I. Ду200мм, Ру=1,6 Мпа D- 060 HF NS
- Комбинированный противоударный воздушный клапан компании A.R.I. Ду150мм, Ру=1,6 Мпа D- 060 HF NS".
Изучив заявку Заявителя на заседание Комиссии, Комиссия установила, что в заявке Заявитель содержится согласие на поставку товара, в отношении которого в документации об Аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В отношении иных товаров Заявителем указала страна происхождения - Российская Федерация.
Согласно, проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, в отношении товаров Комбинированный противоударный воздушный клапан компании A.R.I. Ду200мм, Ру=2,5 Мпа D-062 HF NS-Комбинированный противоударный воздушный клапан компании A.R.I. Ду200мм, Ру=1,6 Мпа D-060 HF NS-Комбинированный противоударный воздушный клапан компании A.R.I. Ду150мм, Ру=1,6 Мпа D-060 HF NS указан российский завод-изготовитель ЗАО "Иримекс".
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что в спецификации указаны российские фирмы-поставщики в качестве завода-изготовителя всех подлежащих к применению товаров, в том числе и тех, страна происхождения которых не Российская Федерация (позиции 16,17,18).
В пункте 15 документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено: "Предусмотренные настоящим разделом конкретные показатели указываются участником закупки в соответствии с Приложением N 1 к документации об аукционе. При этом, сведения в заявку вносятся участником закупки с учетом следующих положений:
При заполнении заявки участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Приложении N 1 к документации об аукционе".
Вместе с тем, в Приложении N 1 к документации об Аукционе установлено, что конкретные показатели используемых при выполнении таких работ товаров определяются в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего технического задания.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит указания на раздел документации об Аукционе, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, а также отсутствует указания на то, что в соответствии с положениями Технического задания документации об Аукционе под заводом изготовителем необходимо считать организацию поставщика.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2016 N 0158200002016000011-1 участник закупки с порядковым номером заявки "3" допущен к участию в Аукционе.
Вместе с тем, документацией об Аукционе к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99): наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающим соответствие участников аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Изучив вторую часть заявки участника закупки с номером 3 на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит в качестве опыта ранее исполненного контракта договор субподряда от 04.07.2014 N 17, заключенного между ЗАО "Техстрой" и ООО "Полимерспецстрой" (участник закупки под номером "3").
Вместе с тем, в с составе заявки участника закупки с номером "3" не приложены документы, подтверждающие соответствие участников аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки участника закупки с номером 3 требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией ФАС России принято решение от 29.08.2016 по делу N К-1387/16 о признании жалобы ООО "Монтажгазспецстрой" обоснованной, признании в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 29.08.2016 по делу N К-1387/16 (далее - Решение) Заказчику выдано Предписание, в соответствии с которым Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписано осуществить рассмотрение заявок с учетом установленного нарушения, выразившегося в отсутствии инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что предписание от 29.08.2016 Заказчиком исполнено, поскольку заявка Заявителя отклонена в связи с предоставлением недостоверной информации.
Принимая во внимание указанное, а также то обстоятельство, что Аукционной комиссией не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки в связи с непредставлением информации, содержание которой необходимо Заказчику в первой части заявки, прийти к выводу о том, что Аукционной комиссией Заказчика не исполнено предписание, не представляется возможным.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МОНТАЖГАЗСПЕЦСТРОЙ" обоснованной в части неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе, неправомерного решения о соответствии заявки участника закупки с номером 3 требованиям документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67, части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 13.09.2016 по делу N К-1462/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2016 г. N К-1462/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был