Решение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N АКПИ16-579
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N АПЛ16-534 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Савчука A.А., Сотникова В.В., Сафиуллина И.Р., Илюшечкина Ю.В., Яковлева А.В., Медведевой С.В., Фургачева И.A., Королевой Е.Ю., Небылова С.И., Коваленко О.А., Фроловой О.И., Воробьевой О.В.
об оспаривании Перечня генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 г. N 2098-р, установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 г. N 2098-р (далее - Распоряжение), опубликованным 29 октября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 2 ноября 2015 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, утверждены Технические требования к генерирующим объектам тепловых электростанций, которые подлежат строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области (далее - Технические требования), и Перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области (далее - Перечень).
Савчук А.А., Сотников В.В., Сафиуллин И.Р., Илюшечкин Ю.В., Яковлев А.В., Медведева С.В., Фургачев И.А., Королева Е.Ю., Небылов С.И., Коваленко О.А., Фролова О.И., Воробьева О.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня в части включения в него объектов N 4.1, 4.2 и 4.3 в Светловском городском округе, как не соответствующего статье 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ), статье 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), нарушающего их право на благоприятную окружающую среду, изданного без учета мнения жителей.
По мнению административных истцов, строительство угольной ТЭЦ в месте их проживания возле пос. Взморье приведет к загрязнению атмосферного воздуха и вызовет опасность для здоровья населения, в связи с чем, считают целесообразным изменение основного топлива ТЭЦ с угля на более оптимальные по экологическим критериям газ или комбинированное топливо (газ и мазут).
Представитель административных истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, Золотарев М.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в суде Министерству энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) (поручение от 19 августа 2016 г. N СП-П9-4988), которое в письменных возражениях указало, что Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в рамках осуществления деятельности по государственному регулированию цен с целью определения субъекта оптового рынка электроэнергетики, в отношении генерирующих объектов которого будет применяться надбавка к цене на мощность, не имеет нормативного характера, соответствует законодательству об электроэнергетике, не нарушает прав и свобод административных истцов.
В судебном заседании его представители Смолев А.Г. и Канев Д.Р. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Правительство Российской Федерации в силу статьи 14 поименованного Закона в сфере экономики осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети; утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности; определяет порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики, порядок вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; утверждает порядок разработки, согласования и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики (генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, схемы и программы развития Единой энергетической системы России, схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации); определяет и изменяет границы ценовых и неценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России.
Территория Калининградской области включена в Перечень территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности), в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)".
Статьей 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что в электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1). Государственному регулированию на оптовом рынке подлежит, в том числе и надбавка к цене на мощность, установленная и применяемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области (абзац восьмой пункта 2).
По смыслу абзацев третьего и четвертого пункта 8 указанной статьи перечень подлежащих строительству генерирующих объектов, места их расположения, их установленная мощность, сроки ввода в эксплуатацию и технические требования к ним утверждаются Правительством Российской Федерации. Надбавка к цене на мощность, применяемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области, устанавливается в виде порядка ее определения.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, утвердило Технические требования и Перечень, а также установило порядок определения надбавки к цене на мощность, предусматривающий методику расчета названной надбавки и непосредственно субъект оптового рынка электрической энергии и мощности, в отношении которого она применяется, а именно: акционерное общество "Интер РАО - Электрогенерация".
Исходя из изложенного, Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в полном соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике.
Доводы административных истцов о несоответствии Перечня в оспариваемой части Федеральным законам от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и нарушении их права на благоприятную окружающую среду являются несостоятельными, поскольку вопросы ведения строительства тепловых электростанций на территории, обозначенной в Перечне, не затрагиваются.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из частей 1, 5 и 8 статьи 219 названного Кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Распоряжение официально опубликовано в 29 октября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 2 ноября 2015 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что его текст размещён в информационно-справочных системах "Гарант" и "Консультант Плюс".
Следовательно, оспариваемый акт после его официального опубликования 29 октября 2015 г. был доведён до сведения неопределённого круга лиц, и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с ним.
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Распоряжения, сдав его в организацию почтовой связи 27 мая 2016 г., то есть по истечении трех месяцев со дня официального опубликования Распоряжения.
Из материалов дела следует, что обстоятельств, затрудняющих получение информации об оспариваемом акте и своевременное обращение в суд с соответствующим заявлением с указанного времени, у административных истцов также не имелось.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административными истцами не приведено.
Руководствуясь статьями 138, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Савчука А.А., Сотникова В.В., Сафиуллина И.Р., Илюшечкина Ю.В., Яковлева А.В., Медведевой С.В., Фургачева И.А., Королевой Е.Ю., Небылова С.И., Коваленко О.А., Фроловой О.И., Воробьевой О.В. об оспаривании Перечня генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 г. N 2098-р, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N АКПИ16-579
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2016 г. N АПЛ16-534 настоящее решение оставлено без изменения