В целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направления требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам (далее - Инструкция).
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
организовать изучение Инструкции прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры Российской Федерации;
обеспечить рассмотрение уведомлений о размещении в сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, в строгом соответствии с требованиями Инструкции.
3. Начальнику управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам при проверках организации прокурорского надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму обязательно изучать деятельность подчиненных прокуратур по рассмотрению уведомлений о размещении в сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
4. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.06.2014 N 301 "Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию".
5. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Инструкция
о порядке рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направления требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию
(утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 8 сентября 2016 г. N 562)
1. Общие положения
Настоящая Инструкция разработана во исполнение требований, содержащихся в статье 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Инструкция устанавливает порядок рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (далее - уведомления), в органах прокуратуры Российской Федерации и направления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (далее - противоправная информация).
2. Принятие уведомлений
2.1. В органах прокуратуры рассматриваются поступившие в порядке части 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ уведомления, направленные федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями или гражданами.
2.2. Положения Инструкции распространяются на уведомления, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, посредством почты, телеграфа, факсимильной связи, информационных систем общего пользования.
2.3. Для приема уведомлений в форме электронного документа в органах прокуратуры Российской Федерации могут быть созданы соответствующие разделы.
2.4. Поступившие уведомления подлежат обязательной регистрации в системе АИК "Надзор".
3. Рассмотрение уведомлений
3.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (кроме поступивших в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах).
3.2. В случае необходимости дополнительной проверки или уточнения сведений, указанных в уведомлении, оно может быть направлено в нижестоящую прокуратуру по месту выявления информационного материала, его размещения или нахождения лица, направившего уведомление.
3.3. Предварительное рассмотрение уведомлений, поступивших в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, осуществляется этими прокуратурами.
3.4. При поступлении уведомления на рассмотрение исполнитель незамедлительно проверяет наличие на информационном ресурсе в сети "Интернет" противоправной информации и делает снимок (скриншот) интернет-страницы (сайта) с указанием URL-адреса, времени и даты снимка, а также анализирует его содержание.
3.5. При отсутствии на указанном в уведомлении интернет-ресурсе противоправной информации исполнителем составляется рапорт непосредственному руководителю с приложением снимка (скриншота) интернет-страницы (сайта). О результатах рассмотрения сообщается заявителю. Дальнейшее разрешение уведомления в этом случае прекращается.
3.6. При обнаружении на указанном в уведомлении интернет-ресурсе противоправной информации исполнителем осуществляется исследование всего сайта, а также интернет-страниц пользователей сайта. Также проводится мониторинг иных интернет-ресурсов на предмет возможного копирования противоправной информации.
При необходимости оценки смысловой направленности информационного материала может быть инициировано его экспертное исследование с целью получения заключения специалиста в области лингвистики, социальной психологии, религиоведения. К проведению таких мероприятий могут быть привлечены подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иных органов и организаций.
В случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской направленности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, очевидна необходимость оперативного пресечения их распространения, проведения экспертного исследования не требуется.
На основании полученной информации составляется заключение, которое утверждается начальником управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным и другим специализированным прокурором либо его заместителем.
Заключение должно содержать URL-адрес страницы сайта или доменное имя сайта, обоснованный вывод о целесообразности направления требования об ограничении доступа к информационным ресурсам, содержащим противоправные данные, перечень интернет-ресурсов, дублирующих указанную информацию, доступ к которым подлежит блокировке.
К заключению прилагаются снимки экрана (скриншоты), а также материалы, подтверждающие обоснованность выводов (копии заключения эксперта, постановления о направлении материалов проверки в следственный орган в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, постановления о возбуждении уголовного дела и др.).
Заключение, утвержденное прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным и другим специализированным прокурором или его заместителем, материалы проверки направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
3.7. О результатах рассмотрения уведомления сообщается заявителю в 30-дневный срок.
3.8. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах уведомляют прокуратуру субъекта Российской Федерации об итогах рассмотрения заключения.
3.9. Информация о результатах рассмотрения уведомления, заключения вносится в систему "АИК "Надзор".
3.10. Копии требований об ограничении доступа к информационным ресурсам, подготовленных управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, в течение суток передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации с использованием средств оперативное связи для учета.
3.11. При выявлении достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
3.12. Поступающие в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также нижестоящие прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры из органов предварительного расследования сведения о возбуждении уголовного дела по статьям 205.2, 280, 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, касающиеся размещения противоправной информации в сети "Интернет", являются основанием для осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим разделом Инструкции.
3.13. В случае обнаружения в сети "Интернет" противоправной информации в ходе проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий работником, выявившим нарушение, составляется рапорт на имя вышестоящего прокурора, который рассматривается в порядке, установленном настоящим разделом Инструкции.
4. Особенности рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка
4.1. Поступившие уведомления о распространении в сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, рассматриваются в управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Для этого в прокуратурах субъектов Российской Федерации, в которых планируется проведение массовых (публичных) мероприятий, незамедлительно потребуются сведения об организаторах мероприятия, о дате, времени и месте его проведения, количестве участников, согласовании с уполномоченными органами власти, при необходимости - иные данные.
По результатам осуществления проверочных мероприятий, исследования указанного в уведомлении интернет-ресурса, мониторинга интернет-пространства на предмет выявления контентов, дублирующих противоправную информацию, при наличии оснований составляется заключение, утверждаемое начальником управления, готовится требование об ограничении доступа к информационным ресурсам в установленном порядке.
4.2. Рассмотрение уведомлений о распространении в сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, поступивших в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, осуществляется указанными управлениями в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 настоящей Инструкции.
4.3. При поступлении уведомления о распространении в сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, в прокуратуру субъекта Российской Федерации либо нижестоящие прокуратуры в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных органах незамедлительно истребуются сведения об организаторах мероприятия, о дате, времени и месте его проведения, количестве участников, согласовании с уполномоченными органами власти, иные данные.
По результатам осуществления проверочных мероприятий, исследования указанного в уведомлении интернет-ресурса, мониторинга интернет-пространства на предмет выявления контентов, дублирующих противоправную информацию, при наличии оснований составляется заключение, которое утверждается прокурором субъекта Российской Федерации либо его заместителем.
Заключение и материалы проверки незамедлительно с использованием средств оперативной связи направляются в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, которое при наличии оснований осуществляет подготовку требования об ограничении доступа к информационным ресурсам в срок до 5 дней, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно.
4.4. При планировании массовых (публичных) мероприятий на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав двух и более федеральных округов, заключение и материалы проверки направляются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации с использованием средств оперативной связи.
5. Направление требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам
5.1. По результатам рассмотрения поступивших уведомлений, заключений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах при наличии оснований в срок до 30 дней готовят требования об ограничении доступа к информационным ресурсам и о результатах рассмотрения уведомления сообщается заявителю в 30 дневный срок.
5.2. Требование об ограничении доступа к информационным ресурсам должно содержать URL-адрес страницы сайта или доменное имя сайта, местоположение противоправной информации на странице (сайте), дату размещения информации, вид информационного материала (текстовый, аудио-, видео-, фотоматериал), признаки информационного материала, позволяющие идентифицировать его в сети "Интернет", а также обоснованный вывод о наличии оснований для ограничения доступа к информационным ресурсам.
К требованию прилагается снимок экрана (скриншот) с указанием времени и даты.
5.3. Требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, курирующим вопросы надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
В целях оперативного принятия решений о блокировании ресурсов, содержащих призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, соответствующие требования также подписываются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, курирующими деятельность органов прокуратуры в федеральных округах.
5.4. Направление требований в Роскомнадзор осуществляется уполномоченными сотрудниками управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах через личный кабинет Генеральной прокуратуры Российской Федерации на официальном сайте Роскомнадзора в сети "Интернет" либо с использованием средств оперативной связи.
Первый экземпляр требования на бумажном носителе после отправки через личный кабинет либо с использованием средств оперативной связи направляется в Роскомнадзор при помощи почтовой связи, второй экземпляр с копиями снимков экрана (скриншотов) подшивается в дело.
5.5. Рассмотрение требования находится на контроле до удаления с интернет-ресурсов противоправной информации либо блокирования доступа к ним.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена новая инструкция по рассмотрению в органах прокуратуры уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих призывы к массовым беспорядкам, к экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Речь идет также о направлении требований об ограничении доступа к таким информационным ресурсам.
Принимаются письменные, устные, электронные уведомления. Они передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (кроме поступивших в управления Генпрокуратуры России в федеральных округах).
Исполнитель незамедлительно проверяет наличие на ресурсе противоправной информации и делает скриншот интернет-страницы с указанием URL-адреса, времени и даты снимка, а также анализирует его содержание. При обнаружении такой информации исследуются весь сайт и страницы его пользователей, проводится мониторинг других ресурсов на предмет возможного копирования данных. На основании полученной информации составляется заключение.
О результатах рассмотрения уведомления в течение 30 дней сообщается заявителю.
Итоги рассмотрения уведомления и заключения вносятся в систему "АИК "Надзор".
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 сентября 2016 г. N 562 "Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию"
Текст приказа официально опубликован не был