Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 5-АПГ16-47
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В142" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N 153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N 254-ПП, от 30 июня 2015 г. N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N 466-ПП, от 27 октября 2015 г. N 705-ПП, от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП в части, по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 05 апреля 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В142" - Дегтярева А.Н., представителя Правительства Москвы - Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
В пункт 1997 Перечня (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2016 г. N 786-ПП) включено здание с кадастровым номером 77:88:0002013:1013 общей площадью 2 079,5 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, Волоколамское шоссе, дом 142, (далее - здание). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0002013:8, имеет вид разрешенного использования "для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок".
Общество с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В142" (далее - ООО "ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В 142", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП в части пункта 1997 Перечня, которым в Перечень включено указанное здание.
В обоснование заявленного требования общество указало, что включенное в Перечень здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и в пунктах 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 05 апреля 2016 г. заявление общества удовлетворено: признано недействующим с момента принятия постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N 153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N 254-ПП, от 30 июня 2015 г. N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N 466-ПП, от 27 октября 2015 г. N 705-ПП, от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N 1 к Постановлению) пункта 1997 - здания с кадастровым номером 77:08:0002013:1013.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы общество и прокуратура города Москвы представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенных норм суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее Перечень, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
Проанализировав положения статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено такое здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки территорий. До настоящего времени в городе Москве правила землепользования и застройки не утверждены.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Правительством Москвы в постановлении от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" установлено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого постановления и на момент рассмотрения дела упомянутый земельный участок имел вид разрешенного использования "для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9 Методических указаний).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2. Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно актам Госинспекции об обследовании фактического использования здания N 9080749 от 08 июля 2015 г., объект недвижимости не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, основанием включения здания в Перечень, послужил вид разрешенного использования земельного участка. Между тем, наличие слов "административное здание" и "сбыт" не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение упомянутого здания в Перечень не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 05 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 5-АПГ16-47
Текст определения официально опубликован не был