Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 48-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Южноуральская теплосбытовая компания"
о признании недействующими постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об установлении тарифов на тепловую энергию и на горячую воду и об исправлении описок, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Южноуральская теплосбытовая компания"
на решение Челябинского областного суда от 25 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей открытого акционерного общества "Южноуральская теплосбытовая компания" Дружининой Е.Н., Княгининой О.Н., Покотило Д.И., Стародубцева А.В. представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Елисеевой С.Г., Курбангалеевой А.Ш., Миклиной Ю.Б., Симоненко А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Южноуральская теплосбытовая компания" (далее - ОАО "Южноуральская теплосбытовая компания", ОАО "ЮТСК", общество) обратилось в Челябинский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании недействующими постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 1 декабря 2015 г. N 59/11 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Южноуральская теплосбытовая компания" потребителям Южноуральского городского округа" (далее - постановление от 1 декабря 2015 г. N 59/11), от 3 декабря 2015 г. N 60/10 "Об исправлении описок в постановлении от 1 декабря 2015 г. N 59/11", от 1 декабря 2015 г. N 59/13 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ОАО "Южноуральская теплосбытовая компания" потребителям Южноуральского городского округа" (далее - постановление от 1 декабря 2015 г. N 59/13), от 3 декабря 2015 г. N 60/12 "Об исправлении описок в постановлении от 1 декабря 2015 г. N 59/13" в части установления тарифов с 1 июля 2016 г.; об обязании Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области установить тарифы на тепловую энергию и горячую воду в части компонента на тепловую энергию (одноставочный тариф на тепловую энергию), поставляемые ОАО "Южноуральская теплосбытовая компания" потребителям Южноуральского городского округа на 2016 год, исходя из экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки в размере 312 718,42 тыс. руб., в том числе по оспариваемым статьям затрат: по статье "Работы и услуги производственного характера" в размере 1 843,36 тыс. руб.; по статье "Оплата труда" в размере 34 453,31 тыс. руб.; по статье "Обязательные отчисления от фонда оплаты труда" в размере 10 404,90 тыс. руб.; по статье "Расходы на оплату иных работ и услуг" в размере 8 048,64 тыс. руб.; по статье "Командировочные расходы" в размере 100,00 тыс. руб.; по статье "Расходы по сомнительным долгам" в размере 3 319,18 тыс. руб.; по статье "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" в размере 2 226,46 тыс. руб.; по статье "Выпадающие доходы" в размере 15 396,74 тыс. руб.; об обязании Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области учесть при утверждении тарифов экономически обоснованные расходы, определенные по итогам рассмотрения настоящего искового заявления и не учтенные в тарифах, установленных оспариваемыми постановлениями от 1 декабря 2015 г. N 59/11 и N 59/13, от 3 декабря 2015 г. N 60/10 и N 60/12.
Решением Челябинского областного суда от 25 мая 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ЮТСК" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представило возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Челябинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям; услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (пункт 1, подпункт 19 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. N 300).
Постановлением Министерства от 1 декабря 2015 г. N 59/11 (с учетом постановления от 3 декабря 2015 г. N 60/10 об исправлении описок) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ЮТСК" потребителям Южноуральского городского округа": для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по теплоснабжению одноставочный (без НДС): на воду: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 1 085,58 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1 240,68 руб./Гкал; на отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кг/кв.см: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 1 106,99 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1 265,15 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС, одноставочный) на воду: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 1 096,17 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1 252,79 руб./Гкал.
Постановлением Министерства от 1 декабря 2015 г. N 59/13 (с учетом постановления от 3 декабря 2015 г. N 60/12 об исправлении описок) утверждены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям (без учета НДС): компонент на теплоноситель: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 33,12 руб./куб.м.; с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 33,12 руб./куб.м.; компонент на тепловую энергию: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 1 085,58 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1 240,68 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС): компонент на теплоноситель: с 1 января по 30 июня 2016 г. - 39,08 руб./куб.м., с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 39,08 руб./куб.м, компонент на тепловую энергию: с 1 января по 30 июня 2016 г, - 1 096,17 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1 252,79 руб./Гкал.
Данные постановления являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом и опубликованными на официальном сайте Министерства www.tarif74.ru и в газете "Южноуральская панорама" (спецвыпуск) от 30 декабря 2015 г.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Исходя из положений пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "ЮТСК" 29 апреля 2015 г. обратилось в регулирующий орган с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на 2016 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), представив свои предложения и расчетные таблицы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов 30 ноября 2015 г. составлено заключение N 02/13-т, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Судом установлено, что Министерством по статье "Работы и услуги производственного характера" включены в необходимую валовую выручку расходы в размере 997,16 тыс. руб., против предложенных обществом 1 843,36 тыс. руб. Не приняты в части транспортные услуги и в полном размере экспертиза теплопровода.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Из экспертного заключения следует, что расходы по названной статье затрат приняты органом регулирования с ростом 105,6% относительно отчетного периода регулирования (2014 г.) и 124,6% относительно предыдущего периода регулирования (2015 года) с перераспределением расходов по подстатьям.
Расходы на транспортные услуги на 2016 год учтены на уровне затрат, утвержденных на предыдущий период регулирования 2015 год, с применением индекса роста 6,2% в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и составили 799,06 тыс. руб.
Расходы, связанные с обеспечением транспортной составляющей, органом регулирования приняты в большем размере аналогичных экономически обоснованных расходов на предыдущие периоды регулирования в 2014 и 2015 годов.
Ссылки общества на то, что фактическое расходование средств по данной статье в 2014 году значительно превышает размер экономически обоснованных расходов, принятых регулятором на 2014 год не состоятельны, поскольку документально не подтверждены.
По статье затрат "Проектная документация и освидетельствование паропровода" органом регулирования не приняты расходы по мероприятиям на выполнение проектных работ по замене сальниковых компенсаторов на сильфонные в тепловых камерах в размере 144,55 тыс. руб., поскольку указанные расходы предусмотрены в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2013 год и на период до 2017 года должны выполняться за счет собственных средств организации, не относящихся к тарифным.
Также экспертной комиссией не приняты затраты общества на экспертизу паропровода в размере 177,65 тыс. руб. Основанием для исключения указанных расходов из необходимой валовой выручки послужило несоблюдение обществом технического диагностирования эксплуатации трубопровода после проведения восстановительных работ по теплоизоляции на подземном участке паропровода, предусмотренного в выводах эксперта ЗАО "Экспертиза промышленной безопасности".
Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку расходы на оплату труда приняты органом регулирования в размере 26 500,89 тыс. руб., против заявленных обществом 34 453,31 тыс. руб.
Поскольку регулируемой организацией в тарифный орган не представлено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, то размер фонда оплаты труда определен органом регулирования с учетом фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования.
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включаемые в необходимую валовую выручку, приняты Министерством по результатам анализа представленных обществом штатных расписаний 2014 года, а также расчета на оплату труда по итогам 2014 года.
Обществом при установлении тарифов в орган регулирования не представлены коллективный договор, предусматривающий порядок и размер оплаты труда работников организации, Положение об оплате труда работников предприятия, Положение о премировании работников общества, Положение о выплате вознаграждений за общие результаты работы за год.
В соответствии с перечнем материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, содержащимся в приложении 3 Методических указаний по расчету регулируемых цен тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), средняя заработная плата на 1 сотрудника организации определяется в соответствии с приложением 4.9 "Расчет расходов на оплату труда" Методических указаний N 760-э.
Поскольку факт выплаты вознаграждения по итогам работы за 2014 год не обоснован организацией в представленных документах, экспертной группой исключены заявленные расходы из названного расчета.
Процент выплат, связанный с режимом работы, процент текущего премирования, процент выплат вознаграждений за выслугу лет, выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам приняты на уровне, установленных на 2015 год.
Расходы на премирование работников производственного персонала (текущее премирование в размере 75% от тарифной ставки и выплат, связанных режимом работы и условиями труда, а также дополнительное премирование, включая вознаграждение за выслугу лет) были уменьшены Министерством, так как обществом не были представлены документы, подтверждающие стаж работников по группам персонала для определения размера вознаграждения за выслугу лет, и выполнение условий премирования, предусмотренных положением о премировании работников ОАО "ЮТСК".
Тарифная ставка рабочего первого разряда принята органом регулирования на 2014 г. в размере 7,05 тыс. руб. Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда принят в размере 1,73 для учета фактического уровня оплаты труда (должностного оклада) за 2014 год.
Индекс роста потребительских цен определен экспертной комиссией в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Расчетная среднемесячная оплата труда одного работника на 2016 год составила 24,2 тыс. руб. и является максимальной средней заработной платой среди организаций г. Южноуральска, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Фонд оплаты труда рассчитан органом регулирования исходя из численности персонала в количестве 91 человек, что соответствует данным организации по итогам деятельности за 2014 год.
Из необходимой валовой выручки исключена часть расходов на заработную плату, поскольку отсутствуют документально обоснованные расчеты выплат доплат и надбавок к тарифным ставкам, вознаграждений за выслугу лет, премий.
Кроме того, организация помимо регулируемого вида деятельности осуществляет и иные виды деятельности. Расчет распределения затрат на оплату труда по соответствующим видам деятельности для установления тарифов в Министерство не представлен.
Отчисления на социальные нужды произведены Министерством в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и в связи с корректировкой фонда оплаты труда приняты регулирующим органом в размере 8 003,27 тыс. руб. против заявленных обществом 10 404,90 тыс. руб.
Таким образом, произведенный органом регулирования расчет расходов по статье "Расходы на оплату труда и социальные отчисления" является обоснованным и не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
По статье "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг" органом регулирования приняты в состав необходимой валовой выручки расходы в размере 5 640,47 тыс. руб. против заявленных обществом 8 048,64 тыс. руб.
В силу пункта 10 Методических указаний N 760-э при установлении цен (тарифов) не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491. Также не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Корректировка расходов по указанной статье в сторону уменьшения произведена органом регулирования в связи с необоснованным отнесением обществом в состав затрат расходов на оказание услуг по начислениям за тепловую энергию в размере 2 408,17 тыс. руб. расходов по прочим договорам подряда: договоры с физическими лицами на оказание прочих услуг: разноска извещений, уведомлений, уборка, ремонт автотранспорта и прочие. Данные расходы должны возмещаться обществом за счет нерегулируемых видов деятельности.
Из материалов тарифного дела следует, что предприятием на 2016 год заявлены расходы по статье затрат "Расходы по сомнительным долгам" в размере 3 319,18 тыс. руб.
При установлении тарифов расходы по указанной статье включены органом регулирования в состав необходимой валовой выручки в размере 924,61 тыс. руб., как документально подтвержденные и экономически обоснованные.
В соответствии с пунктами 15, 16, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также пункта 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Организации обязаны представить материалы в обоснование своих предложений по установлению цен (тарифов), в том числе копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов.
В соответствии с пунктом 70 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми на основании акта государственного органа, либо невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Кроме того, не полностью использованная на покрытие убытков от списания таких долгов сумма по данному резерву может быть перенесена на последующие периоды.
Проанализировав представленный в материалы тарифного дела расчет резерва по сомнительным долгам, произведенный обществом, орган регулирования счел его необоснованным, поскольку выполнен по фактической дебиторской задолженности по состоянию на 30 ноября 2015 года с учетом прироста резерва по сомнительным долгам за 2014 год, что не соответствует положениям Основ ценообразования и Методическим указаниям N 760-э.
Документы, представленные обществом в качестве подтверждающих наличие безнадежной дебиторской задолженности, не приняты регулирующим органом, поскольку приказы о проведении инвентаризации за прошлый период регулирования (2013 год) не учитываются при тарифном регулировании на 2016 год. Задолженность по исполнительным листам 2009 года в отношении ЗАО "Энергострой" также неправомерно отнесена обществом к безнадежной в связи с банкротством предприятия в 2012 году.
При формировании тарифов на 2016 год органом регулирования проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за предыдущий отчетный период регулирования - 2014 год.
Согласно представленной формы N 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах" за 2014 год деятельность ОАО "ЮТСК" является убыточной. Данный убыток сложился по факту осуществления организацией экономически необоснованных расходов в размере 16 855,75 тыс. руб., непредусмотренных в тарифном решении на 2014 год.
Общая величина экономически обоснованных затрат общества, принятых органом регулирования составляет 242 440,65 тыс. руб. Следовательно, выпадающие доходы по результатам работы за 2014 год у общества отсутствуют.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 760-э органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущем периоде регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
Органом регулирования установлено, что экономически необоснованные доходы в полном объеме не исключены из необходимой валовой выручки общества при расчете регулируемых тарифов на 2016 год в связи с отклонением фактического полезного отпуска тепловой энергии (263,97 Гкал) от расчетного объема (280,8 Гкал), учтенного при установлении тарифов на 2014 год.
Таким образом, общая сумма снятия обоснованно принята регулирующим органом в размере (-) 3 247,02 тыс. руб.
Кроме того, тариф на тепловую энергию, предложенный ОАО "ЮТСК" составляет 48%, что не соответствует ограничениям, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2182-р. Средний индекс размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Челябинской области на второе полугодие 2015 года, согласно указанному распоряжению, утвержден в размере 4,4%.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемых постановлений действующему законодательству, регулирующему правоотношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 25 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Южноуральская теплосбытовая компания - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 48-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был