Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 91-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Псковский бизнес-центр"
о признании недействующим приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 24 декабря 2015 г. N 1262 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части
по апелляционной жалобе заявителя
на решение Псковского областного суда от 20 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., возражения представителя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике по доверенности Удальцовой О.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике приказом от 24 декабря 2015 г. N 1262 (далее - приказ от 24 декабря 2015 г. N 1262) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2016 год в соответствии со статьёй 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ).
Приказ от 24 декабря 2015 г. N 1262 опубликован 29 декабря 2015 г. на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (http://economics.pskov.ru).
В Перечень включено здание с кадастровым номером 60:27:0050303:25, расположенное по адресу: город Псков, Рижский проспект, дом 16 (пункт 7).
Общество с ограниченной ответственностью "Псковский бизнес-центр" (далее - ООО "Псковский бизнес-центр", Общество) обратилось в суд с уточнённым административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим пункт 7 Перечня со дня его принятия. В обоснование заявленных требований указало, что принадлежащие обществу нежилые помещения в спорном здании не отвечают признакам объекта недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённым в статье 1.1 Закона области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ и статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Тем самым на Общество неправомерно возложена обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Псковского областного суда от 20 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Псковский бизнес-центр" просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике и прокуратура Псковской области представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На территории Псковской области налог на имущество организаций введён в действие Законом области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ Законом области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены в том числе торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1).
Понятие торгового центра (комплекса) содержится в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ. Так, одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях признаётся использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания - для торгового центра (комплекса).
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Администрации Псковской области от 28 мая 2015 г. N 250 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, согласно разделу 1 которого Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям определён уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 г. N 213 Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике определён уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учётом вышеприведённых норм суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Основанием для включения спорного здания в Перечень послужил акт обследования Государственного комитета Псковской области от 30 ноября 2015 г., согласно которому 28,44% общей площади здания фактически используется для размещения торговых объектов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административным ответчиком был произведён повторный расчёт, согласно которому площадь помещений, используемых в торговых целях, составила 28,03% площади здания.
При этом суд первой инстанции указал, что некорректность арифметических вычислений при определении процента фактической площади здания, используемой для размещения торговых объектов, не опровергает выводы, сделанные в акте о фактическом использовании более 20% общей площади помещений здания, расположенного по адресу: город Псков, Рижский проспект, дом 16, в целях размещения торговых объектов и сделал правильный вывод о правомерном отнесении здания к торговому центру. Этот вывод подтверждается в том числе объяснениями административного ответчика, заинтересованного лица, документами технического и кадастрового учёта.
Судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, доводы апелляционной жалобы о необходимости отнесения спорного здания к отдельному виду объектов налогообложения, предусмотренному пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ, признав его одновременно административно-деловым и торговым центром.
Исходя из анализа пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отнесение объектов недвижимого имущества к объектам налогообложения на основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).
Судебная коллегия также отмечает, что буквальное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ во взаимной связи с положениями пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ позволяет сделать вывод, что если собственниками административно-делового центра или торгового центра (комплекса) являются несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом, если принадлежащие собственнику нежилые помещения, расположенные в здании, отвечающем признакам административно-делового центра или торгового центра (комплекса), фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 20 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псковский бизнес-центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 91-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был