Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 75-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Карелия-сети" о признании недействующими приложений к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 310 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год" столбцы 8 и 9 по диапазонам СН-II и НН пункта 1.1 раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям на 2016 год", подпунктов 1.1. и 1.2 пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия" по диапазонам напряжения СН-II и НН (столбцы 6 и 7), суммы необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строке 12, показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год по строке 1, плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по диапазонам напряжения СН-II и НН в 1 и 2 полугодии (столбцы 7, 8, 12, 13) пункта 1.2 Раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год", пункта 9 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 312 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год", постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 ноября 2015 г. N 191 "О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества "Карелия-сети", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Карелия-сети" на решение Верховного Суда Республики Карелия от 13 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей закрытого акционерного общества "Карелия-сети" Горшкова А.А., Мокрова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Карелия-сети" (далее - ЗАО "Карелия-сети") обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующими:
- приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 310 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год" в части:
- пункта 1.1. раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям на 2016 год" по диапазонам напряжения СН-II и НН (столбцы 8 и 9);
- раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год" в части подпунктов 1.1. и 1.2 пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия" по диапазонам напряжения СН-II и НН (столбцы 6 и 7);
- суммы необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия, по строке 12 (ЗАО "Карелия-сети" - 2 408,76 тыс. руб.);
- показателей для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год по строке 1 "Плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии" по диапазонам напряжения СН-II и НН в 1 и 2 полугодии (столбцы 7, 8, 12, 13);
- пункта 9 приложения к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2015 г. N 312 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год";
- постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 ноября 2015 г. N 191 "О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества "Карелия-сети", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 13 мая 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Карелия-сети" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно жалобы ЗАО "Карелия-сети", публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго"), Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам и прокуратура Республики Карелия представили возражения.
В судебное заседание представители Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго", прокуратуры Республики Карелия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 г. N 232-П.
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет) 20 ноября 2015 г. принято постановление N 191 "О долгосрочных параметрах регулирования для закрытого акционерного общества "Карелия-сети", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" (далее - постановление от 20 ноября 2015 г. N 191).
Госкомитетом 30 декабря 2015 г. принято постановление N 310 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2016 год" (далее - приказ от 30 декабря 2015 г. N 310).
Также 30 декабря 2015 г. органом регулирования принято постановление N 312 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2016 год" (далее - постановление от 30 декабря 2015 г. N 312).
Текст постановления N 191 опубликован в официальном периодическом издании - газете "Карелия", N 111, 28 ноября 2015 г., тексты постановлений N 310, 312 опубликованы в газете "Карелия", N 1, 14 января 2016 г.
В обоснование заявленных требований общество указало, что названные нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры их утверждения, и не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на электроэнергетику.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
В силу пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничного рынков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год, в том числе единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче такой энергии.
Единые (котловые) тарифы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) дифференцировано по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81.1 настоящего документа на долгосрочный период регулирования или очередной год.
В рамках, утвержденных предельных уровней тарифов определяется необходимая валовая выручка на оказание услуг по передаче электрической энергии по региональным сетям в целом, учитываемая при расчете единых (котловых) тарифов, и соответственно, рассчитываются экономически обоснованные тарифы на передачу электрической энергии по диапазонам напряжения, используемые при расчете единых (котловых) тарифов.
По существу, общество оспаривает постановления Госкомитета от 20 ноября 2015 г. N 191, от 30 декабря 2015 г. N 310 и N 312 в связи с тем, что они приняты органом регулирования с нарушением норм законодательства, регулирующих порядок формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что по мнению заявителя привело к занижению необходимой валовой выручки на 2016 год на 61 млн. руб.
При рассмотрении спора судом установлено, что предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии утверждены приказом ФАС России от 29 декабря 2015 г. N 1342/15.
Установленные Госкомитетом единые (котловые) тарифы (двухставочные и одноставочные) на каждое полугодие 2016 года, в том числе на диапазонах напряжения СН-II и НН, приняты на уровне предельных максимальных тарифов.
В рамках утвержденных предельных уровней тарифов определена необходимая валовая выручка на оказание услуг по передаче электрической энергии по региональным сетям в целом, и, соответственно, рассчитаны экономически обоснованные тарифы на передачу электрической энергии по диапазонам напряжения, используемые при расчете единых (котловых) тарифов.
В силу пункта 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу на прибыль организации (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 утверждены методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания N 20-э/2).
Истцом фактически оспаривается состав расходов при расчете тарифов по статьям: сырье и материалы, расходы на оплату труда, ремонт основных средств, работы и услуги производственного характера, прочие подконтрольные расходы, расходы из прибыли на социальное развитие, неподконтрольные расходы (по статьям отчисления на социальные нужды, аренда объектов электросетевого хозяйства, аренда нежилых помещений, налог на прибыль, прочие неподконтрольные расходы).
Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку материальные расходы (расходы на ГСМ, запчасти, материалы на эксплуатацию, затраты на инструменты, затраты на приобретение спецодежды) приняты Госкомитетом в размере 411,18 тыс. руб., против заявленных обществом 22 885,30 тыс. руб.
Согласно пунктам 24, 25 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования.
Однако в силу пункта 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Учитывая, что обществом не представлены документы, соответствующие исполнению условий пункта 29 Основ ценообразования, расходы на ГСМ, на автозапчасти и спецодежду утверждены органом регулирования на уровне фактических расходов за 2014 год, с учетом индексов потребительских цен 115,4% на 2015 год, 107,4% на 2016 год.
Расходы на материалы на эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства утверждены Госкомитетом на уровне фактических расходов за 2014 год. Индексация указанных расходов не производилась в связи со значительным сокращением в 2016 году условных единиц организаций с 1080,94 у.е. до 141,56 у.е., что свидетельствует о том, что в 2016 году указанные данные расходы у общества будут значительно ниже, чем в 2014 году.
Расходы на инструмент утверждены Госкомитетом на уровне расходов, планируемых ЗАО "Карелия-сети".
По статье "Расходы на оплату труда" в необходимую валовую выручку Госкомитетом приняты затраты в размере 1 477,48 тыс. руб., против заявленных обществом 8 875,9 тыс. руб.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Основанием для корректировки указанных расходов в сторону уменьшения послужило значительное сокращение объектов электросетевого хозяйства, обслуживаемых ЗАО "Карелия-сети" по сравнению с 2014 годом, а также, что указанная организация не включена в перечень работодателей электроэнергетики, действующих на территории Республики Карелия и участвующих в реализации Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации в период 2016-2018 годов.
Учитывая изложенное, орган регулирования обоснованно пересчитал численность персонала, принятую в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, в соответствии с пунктом 1.13 приказа Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 68 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников электросетевого хозяйства" и утвердил расходы на оплату труда, исходя из нормативной численности 3,5 единицы и среднемесячной заработной платы в Республике Карелия по виду экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа, воды" за январь-август 2015 года - 35 178 руб.
По статье "Ремонт основных средств" Госкомитетом не приняты расходы, в заявленном обществом размере, поскольку обществом в подтверждение произведенного расчета не представлены документы, соответствующие исполнению условий пункта 29 Основ ценообразования, а именно: не представлены договоры подряда на выполнение ремонтных работ, производственная программа не утверждена руководителем предприятия, сметные расчеты не утверждены и не прошли экспертизу в ООО "Региональный центр по ценообразованию в строительстве Республики Карелия", не представлены акты о выявленных дефектах оборудования объектов электросетевого хозяйства, арендованных у ООО "Вест-Экспо". Кроме того, в программу по ремонту включались объекты, которые уже не обслуживались истцом.
Другие расходы - работы производственного характера и прочие подконтрольные расходы, расходы на социальное развитие, обоснованно не приняты органом регулирования в заявленных обществом размерах, так как являлись лишь запланированными, а не фактически подтвержденными расходами.
При корректировке необходимой валовой выручки орган регулирования обоснованно не включил в расчет затраты по договорам аренды объектов электросетевого хозяйства и помещений в заявленном обществом объеме.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
В связи с изменением расчетов арендной платы на имущество по сравнению с представленными при предыдущем государственном регулировании Госкомитетом были запрошены заверенные копии инвентарных карточек учета объектов основных средств. Поскольку запрашиваемые документы не поступили в орган регулирования в установленный пунктом 19 Правил регулирования тарифов 7-дневный срок, другие доказательства не содержали достоверных сведений о суммах расходов, а сведений о собственнике сетей не было представлено обществом к тарифной заявке, Госкомитет обоснованно установил расходы по договорам аренды, исходя из стоимости арендной платы объектов электросетевого хозяйства, учтенной при регулировании на 2015 год.
Кроме того, при подтверждении расходов по аренде нежилых помещений в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования необходимо подтверждение проведения торгов, поскольку все арендуемые обществом помещения являются муниципальной собственностью.
Таким образом, в части понесенных расходов по арендной плате на момент принятия тарифно-балансовых решений орган регулирования не располагал какими-либо полными и достоверными сведениями об изменении состава электросетевого хозяйства, с использование которого общество оказывает услуги по передаче электрической энергии, и перечня точек присоединения, поскольку соответствующие документы не представлены к тарифной заявке.
По статье "Прочие неподконтрольные расходы" органом регулирования обоснованно исключены из состава необходимой валовой выручки запланированные затраты общества на оплату штрафов, пеней, неустоек и судебных расходов, поскольку указанные расходы относятся к рискам ведения хозяйственной деятельности и не относятся к расходам по формированию резерва по сомнительным долгам.
В части определения показателей для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия на 2016 год судом первой инстанции установлено следующее.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен в пункте 52 Методических указаний N 20-э/2, в том числе необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций. Основой для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии является объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности.
Расчетный объем производства и продукции определяется исходя из формируемого федеральным регулятором сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) а рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Формирование сводного прогнозного баланса в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность осуществляется в соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядком определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненных к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1.
При рассмотрении спора судом установлено, что ЗАО "Карелия-сети" являясь сетевой организацией, в целях формирования сводного баланса на 2016 год (первый год очередного периода регулирования) в срок, определенный ФСТ России (до 15 августа 2015 г.), предложений по его уточнению в Госкомитет и Системному оператору для согласования и формирования консолидированных предложений не направило.
Окончательный вариант сводного баланса утвержден приказом ФАС России от 31 ноября 2015 г. N 1184/15-ДСП. При этом объемные показатели покупки электроэнергии, технологического объема потерь электроэнергии практически не изменились.
При расчете единых (котловых) тарифов на 2016 год полезный отпуск в размере 5 289,48 млн. кВтч определен исходя из показателей утвержденного сводного баланса за исключением полезного отпуска электроэнергии потребителям, заключившим договоры на услуги по передаче электрической энергии с ПАО "ФСК ЕЭС", и потребителям дизельных электростанций.
Таким образом, доводы административного истца о признании частично недействующим приложения к постановлению от 30 декабря 2015 г. N 310, а именно в части указанных в нем показателей не обоснованны.
Также являются несостоятельными доводы административного истца о несоответствии действующему законодательству пункта 9 постановления от 30 декабря 2015 г. N 312, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и ЗАО "Карелия-сети".
Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
При рассмотрении спора судом установлено, что оспариваемым постановлением установлены индивидуальные тарифы на 2016 год между котлодержателем - филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и нижестоящими сетевыми организациями, в том числе ЗАО "Карелия-сети". Индивидуальные тарифы между ЗАО "Карелия-сети" и прочими смежными сетевыми организациями при схеме тарифообразования "котел сверху" не предусмотрены.
Индивидуальные тарифы между котлодержателем и сетевыми организациями, в том числе административным истцом, рассчитаны с учетом полезного отпуска электрической энергии потребителям конкретной сетевой организации, без учета дифференциации по диапазонам напряжения.
При формировании схемы перетока электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Госкомитетом применялись показатели сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) по Республики Карелия на 2016 год, утвержденного приказом ФАС России от 30 ноября 2015 г. N 1184/15-ДСП.
Замечаний и предложений к схеме перетоков электрической энергии по сетям ЗАО "Карелия-сети" не представлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание информацию о расторжении административным истцом договоров аренды объектов электросетевого хозяйства с ЗАО "Петрозаводский хлебозавод "Сампо", ООО "Онега Бизнес", ОАО "Карельский мясокомбинат", ОАО "Славмо", ООО "Торговый дом "Ярмарка", орган регулирования обоснованно снизил показатели полезного отпуска электрической энергии по сетям ЗАО "Карелия-сети" до 17 043 тыс. кВтч.
Замечания ЗАО "Карелия-сети" к информации Госкомитета об объемных показателях (полезном отпуске потребителям электрической энергии, величине присоединенной мощности) также отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 13 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карелия-сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 75-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был