В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
утвердить методологические указания по формированию объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении за отчетный год и ввести их в действие с итогов за 2017 год.
Руководитель |
А.Е. Суринов |
Настоящие методические указания вводятся в действие с итогов за 2017 г.
Методологические указания
по формированию объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении за отчетный год
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 7 октября 2016 г. N 595)
Настоящие Методологические указания разработаны в целях формирования статистической информации в соответствии с алгоритмами, приведенными в Методике расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305.
Методологические указания предназначены для использования территориальными органами Федеральной службы государственной статистики исключительно в целях формирования официальной статистической информации об объеме всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципальных образований в денежном выражении за отчетный (финансовый) год. Данные формируются с годовой периодичностью и размещаются на официальном сайте Росстата и на официальных сайтах территориальных органов Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
I. Общие положения
В соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305, объем всех продовольственных товаров, реализованных в розничной торговле, в денежном выражении за отчетный (финансовый) год является показателем оборота розничной торговли продовольственными товарами, который приводится в фактических ценах продажи таких товаров, включающих в том числе торговую наценку, налог на добавленную стоимость и иные обязательные платежи (далее - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами). Формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами осуществляется расчетным методом с использованием данных текущих обследований по формам федерального статистического наблюдения и определяется как результат деятельности субъектов торговли, находящихся на территории муниципального образования.
Формы федерального статистического наблюдения содержат товарные позиции на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия" и "табачные изделия" (в классе 47). Оборот розничной торговли продовольственными товарами формируется на основании данных об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями и обороте розничной торговли табачными изделиями.
Респондентами являются организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, малые и микропредприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле, а также физические лица, торгующие на рынках и ярмарках.
Методика, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305, и настоящие Методологические указания не предусматривают досчет оборота розничной торговли продовольственными товарами торгующих организаций на объем скрытой деятельности, который характеризует величину занижения оборота отчитывающимися организациями в целях уклонения от уплаты налогов, от выполнения установленных законом норм и стандартов, в целях ухода от отчислений на социальные цели и тому подобным причинам.
II. Источники формирования статистической информации
Информационной основой формирования объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении являются унифицированные формы федерального статистического наблюдения, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, и специализированные формы, сведения по которым представляют только организации торговли.
Перечень унифицированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении за отчетный (финансовый) год
N |
Формы федерального статистического наблюдения |
||
Индекс |
Периодичность |
Наименование |
|
1 |
месячная |
Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг |
|
2 |
квартальная |
Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия |
|
3 |
годовая |
Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия |
______________________________
* В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП (микро) признается утратившей силу, и проводится выборочное статистическое наблюдение по специализированной форме N ТОРГ (микро) "Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятий"
Помимо унифицированных форм используются специализированные формы федерального статистического наблюдения.
Перечень специализированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении за отчетный (финансовый) год
N |
Формы федерального статистического наблюдения |
||
Индекс |
Периодичность |
Наименование |
|
1 |
квартальная |
Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли |
|
2 |
квартальная |
Сведения о числе торговых мест на рынках |
|
3 |
квартальная |
Сведения о числе торговых мест на ярмарках |
|
4 |
квартальная |
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (продовольственный рынок) |
|
5 |
квартальная |
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на универсальном розничном рынке |
|
6 |
квартальная |
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (сельскохозяйственный рынок) |
|
7 |
квартальная |
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (вещевой рынок) |
|
8 |
квартальная |
Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (рынок строительных материалов) |
|
9 |
годовая |
Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли |
|
10 |
годовая |
Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле |
III. Алгоритм формирования оборота по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
Формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в разрезе муниципальных районов и городских округов осуществляется по данным сплошного обследования по формам федерального статистического наблюдения:
- N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", месячная;
- N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли", годовая.
Для формирования данных по муниципальным образованиям используются прямые сводные итоги по форме N П-1 по показателю "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" по организациям всех видов деятельности, в том числе по организациям розничной торговли; по форме N 1-ТОРГ - "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" и "оборот розничной торговли табачными изделиями" по организациям розничной торговли. Алгоритм формирования показателей приведен в таблице 1.
Таблица 1
N |
Типы юридических лиц |
Алгоритм формирования списка |
Источник информации |
1. |
Юридические лица (включая обособленные подразделения), не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность которых превышает 15 человек |
Автоматизированная система ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (далее - АС ГС ОФСН), признак типа предприятия 2, 3 и 9. Программное обеспечение разработки данных унифицированных форм. |
Форма N П-1 раздел 3 "Оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания", строка 24 "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями". Итоги по типу свода 251 по всем видам деятельности и по организациям с кодами ОКВЭД2, входящими в класс 47 . |
2. |
Юридические лица (включая обособленные подразделения), не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность которых не превышает 15 человек |
АС ГС ОФСН, признак типа предприятия 2, 3 и 9. Программное обеспечение разработки данных формы N 1-ТОРГ. |
Форма N 1-ТОРГ раздел 4 "Оборот розничной торговли по муниципальным образованиям", графа 4 "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" и графа 5 "оборот розничной торговли табачными изделиями" по организациям с кодами ОКВЭД2, входящими в класс 47. Примечание. Форма N 1-ТОРГ используется для уточнения оперативных данных формы N П-1 по организациям с кодами ОКВЭД2, входящими в класс 47 ; включения данных по организациям, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, которые не являются субъектами малого предпринимательства; исключения из расчетов данных об объемах розничной продажи табачных изделий. |
Таким образом, оборот розничной торговли продовольственными товарами по указанным хозяйствующим субъектам в границах муниципального района, городского округа, города федерального значения формируется по формуле:
, (1)
где - оборот розничной торговли продовольственными товарами организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в границах j-го муниципального образования;
- итоги за отчетный год по строке 24 "в том числе пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" раздела 3 "оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания" ф. N П-1 по типу свода 251 по всем видам деятельности в границах j-го муниципального образования;
- итоги за отчетный год по строке 24 "в том числе пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" раздела 3 "оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания" ф. N П-1 по типу свода 251 по организациям с кодами ОКВЭД2, входящими в класс 47, в границах j-го муниципального образования;
- итоги за отчетный год по графе 4 "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" раздела 4 "оборот розничной торговли по муниципальным образованиям" по ф. N 1-ТОРГ по j-му муниципальному образованию;
- итоги за отчетный год по графе 5 "оборот розничной торговли табачными изделиями" раздела 4 "оборот розничной торговли по муниципальным образованиям" ф. N 1-ТОРГ по организациям с кодами ОКВЭД2, входящими в класс 47, по j-му муниципальному образованию;
j - порядковый номер муниципального образования.
IV. Алгоритм формирования оборота по субъектам малого предпринимательства
Формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по субъектам малого предпринимательства за отчетный год осуществляется по данным выборочного обследования по следующим формам федерального статистического наблюдения:
по малым предприятиям:
- N 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли", квартальная;
- N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", квартальная;
по микропредприятиям:
- N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", годовая;
по индивидуальным предпринимателям:
- N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле", годовая.
При формировании оборота розничной торговли продовольственными товарами следует также учитывать, что индивидуальные предприниматели, торгующие на розничных рынках, ежеквартально наблюдаются в рамках специального обследования (формы федерального статистического наблюдения NN Б-1п, Б-1с, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1строй).
Данные по субъектам малого предпринимательства, полученные на основе выборочного обследования, являются репрезентативными только на уровне субъекта Российской Федерации. В этой связи настоящими Методологическими указаниями предусматривается формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами в отношении указанных субъектов в границах муниципальных образований расчетным путем, с использованием данных об их числе на основе АС ГС ОФСН и данных о среднем обороте на один хозяйствующий субъект, рассчитанном на основе пообъектных данных текущих выборочных обследований.
На первом этапе расчета производится распределение совокупности муниципальных образований каждого субъекта Российской Федерации (кроме городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на группы по показателю "численность постоянного населения" с учетом границ, заданных для каждого субъекта Российской Федерации в рамках официальной статистической методологии.
Распределение осуществляется на следующие группы:
1) городские округа (областные, республиканские, краевые центры и крупные города) с населением свыше тыс. человек;
2) городские округа (города) с населением менее тыс. человек;
3) муниципальные районы, имеющие в составе города с населением свыше тыс. человек;
4) муниципальные районы, имеющие в составе города (другие городские поселения) с населением менее тыс. человек;
5) муниципальные районы, имеющие в составе сельские поселения с населением свыше тыс. человек;
6) муниципальные районы, имеющие в составе сельские поселения с населением менее тыс. человек.
Если по показателю численности постоянного населения наблюдается высокая вариация, то число групп муниципальных образований может быть больше шести. Если численность постоянного населения более однородна, то число групп муниципальных образований может быть равно или меньше шести.
Кроме того, число групп муниципальных образований зависит и от числа субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации. При небольшом числе субъектов малого предпринимательства число групп может быть меньше 6, например, только 3:
1) городские округа (областные, республиканские, краевые центры и крупные города);
2) муниципальные районы, имеющие в составе города;
3) другие муниципальные районы.
На втором этапе по каждой группе муниципальных образований необходимо рассчитать средний оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно малое предприятие на основе пообъектных данных формы N 3-ТОРГ (ПМ), на одно микропредприятие на основе пообъектных данных формы N МП (микро) и на одного индивидуального предпринимателя - форма N 1-ИП (торговля).
Среднегодовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно малое предприятие рассчитывается по формуле:
, (2)
где - среднегодовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно малое предприятие в i-й группе муниципальных образований;
- значение по строке 02 "в том числе пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями" графы 3 "за отчетный период" по форме N 3-ТОРГ (ПМ) из отчета за январь-декабрь отчетного года по малому предприятию, основной вид деятельности которого идентифицирован 47.1 и 47.2 подклассами ОКВЭД2;
- выборочный вес малого предприятия, основной вид деятельности которого идентифицирован 47.1 и 47.2 подклассами ОКВЭД2, включенного в выборку по ф. N З-ТОРГ (ПМ), представившего отчет и заполнившего строку 02;
i - номер группы муниципального образования по показателю "численность постоянного населения".
Учитывая, что оборот розничной торговли продовольственными товарами формируется не только малыми предприятиями с основным видом деятельности "розничная торговля", но предприятиями других видов деятельности, используется коэффициент корректировки оборота предприятий с кодами 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 до круга предприятий всех видов деятельности. Коэффициент рассчитывается в целом по субъекту Российской Федерации по формуле:
, (3)
где К - коэффициент корректировки оборота предприятий с кодами 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 до круга предприятий всех видов деятельности;
- коэффициент досчета оборота розничной торговли предприятий с кодом 47 ОКВЭД2 до круга предприятий всех видов деятельности по субъекту Российской Федерации в целом (на основании сводных по субъекту Российской Федерации данных по ф. N ПМ).
Данный коэффициент используется только в том случае, если на территории муниципального образования розничную продажу продовольственных товаров осуществляют малые предприятия с основным видом деятельности, отличным от 47 класса ОКВЭД2.
Кроме того, на территории муниципального образования розничную продажу продовольственных товаров могут осуществлять структурные подразделения малых предприятий, головная организация которых находится на территории другого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, расчет объема всех реализованных малыми предприятиями продовольственных товаров в границах муниципального образования будет производиться по формуле:
, (4)
где - оборот розничной торговли продовольственных товаров малых предприятий в границах j-го муниципального образования;
- среднегодовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно малое предприятие в i-й группе муниципальных образований, рассчитанный по формуле (2);
- число малых предприятий, осуществляющих торговлю продовольственными товарами на территории j-го муниципального образования;
К - коэффициент корректировки оборота предприятий с кодами 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 до круга предприятий всех видов деятельности, рассчитанный по формуле (3);
- удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий (на основании сводных по субъекту Российской Федерации данных по ф. N 3-ТОРГ (ПМ);
j - порядковый номер муниципального образования;
i - номер группы муниципального образования.
Среднегодовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно микропредприятие рассчитывается по формуле:
#, (5)
где - среднегодовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно микропредприятие в i-й группе муниципальных образований;
- значение по строке 18 "в т.ч. пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия" графы 4 "за отчетный год" раздела 4 формы N МП (микро) за отчетный год по микропредприятию, основной вид деятельности которого идентифицирован 47.1 и 47.2 подклассами ОКВЭД2;
- выборочный вес микропредприятия, основной вид деятельности которого идентифицирован 47.1 и 47.2 подклассами ОКВЭД2, включенного в выборку по форме N МП (микро), представившего отчет и заполнившего строку 18;
i - номер группы муниципального образования.
Таким образом, расчет объема всех реализованных микропредприятиями продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа будет производиться по формуле:
, (6)
где - оборот розничной торговли продовольственными товарами микропредприятий в границах j-го муниципального образования;
- среднегодовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на одно микропредприятие в i-й группе муниципальных образований, рассчитанный по формуле (5);
- число микропредприятий, осуществляющих торговлю продовольственными товарами на территории j-го муниципального образования;
- удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий (экспертная оценка, может быть равен );
К - коэффициент корректировки оборота предприятий с кодами 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 до круга предприятий всех видов деятельности, рассчитанный по формуле (3);
j - порядковый номер муниципального образования;
i - номер группы муниципального образования.
Коэффициент К используется только в том случае, если на территории муниципального образования розничную продажу продовольственных товаров осуществляют микропредприятия с основным видом деятельности, отличным от 47 класса ОКВЭД2.
Формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по индивидуальным предпринимателям вне рынка в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и обеспечение полноты и качества этой информации основывается на наличии информации о дислокации торговых объектов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю продовольственными товарами. Данная информация запрашивается в органах государственной власти субъектов Российской Федерации по состоянию на конец отчетного (финансового) года, за который производится расчет показателя.
Для расчета среднегодового оборота розничной торговли продовольственными товарами индивидуальных предпринимателей вне рынка по муниципальным образованиям используются итоги по форме N 1-ИП (торговля) по показателю "оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями", дооцененные до годовых значений. По каждой группе муниципальных образований рассчитывается среднегодовая выручка от розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на один торговый объект индивидуального предпринимателя (см. пункт 8 "Методологических положений по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (с учетом типизации индивидуальных предпринимателей)", утвержденных приказом Росстата от 29.08.2013 N 346). Предусмотрено два способа расчета.
Первый способ базируется на непосредственном использовании данных территориальной выборки о месячном обороте торгового объекта от продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий. Переменная q3.1_year вычисляется для каждого торгового объекта:
q3.1_year = q3.1 * K_year, (7)
где q3.1_year - оценка годового оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на один торговый объект;
q3.1 - месячный объем выручки от розничной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий одного торгового объекта (данные наблюдения);
K_уеаr - коэффициент дооценки среднемесячной выручки индивидуальных предпринимателей до годовых значений в подклассах 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 (рассчитывается по данным комбинированной выборки).
Второй способ - расчетный (переменная "q3_to"). Среднегодовой оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на один торговый объект индивидуального предпринимателя на территории муниципальных образований i-ой группы, рассчитывается по формуле:
, (8)
где - среднегодовой оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на один торговый объект индивидуального предпринимателя в i-й группе муниципальных образований;
- среднемесячный оборот розничной торговли одного торгового объекта индивидуального предпринимателя в i-й группе муниципальных образований;
- коэффициент дооценки среднемесячной выручки торговых объектов индивидуальных предпринимателей до годовых значений в подклассах 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 (рассчитывается по данным комбинированной выборки индивидуальных предпринимателей);
- доля видов деятельности с кодами 47.1 и 47.2 ОКВЭД2 в общем объеме выручки по подклассам 47.1, 47.2, 47.3, 47.4, 47.5, 47.6, 47.7, 47.81.1 ОКВЭД2 (рассчитывается по данным комбинированной выборки индивидуальных предпринимателей);
i - номер группы муниципального образования.
Выбирая способы расчета среднегодового оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на один торговый объект индивидуального предпринимателя, необходимо оценить объективность полученных расчетов, сопоставив результаты с оборотом розничной торговли в целом по субъекту Российской Федерации по данным формы N 1-ИП (торговля).
В том случае, если возникают трудности в получении информации о торговых дислокациях индивидуальных предпринимателей по муниципальным районам и городским округам, необходимо сначала определить число фактически действующих предпринимателей, воспользовавшись поправочным коэффициентом, рассчитанным по результатам выборочного обследования индивидуальных предпринимателей, проведенного в отчетном году, в целом по субъекту Российской Федерации. Затем с помощью среднего числа торговых объектов на одного индивидуального предпринимателя в подклассах 47.1 и 47.2 ОКВЭД2, которое рассчитывается по каждой группе муниципальных образований, определить число фактически действующих торговых дислокаций индивидуальных предпринимателей в муниципальных районах и городских округах.
Таким образом, оборот розничной торговли продовольственными товарами индивидуальных предпринимателей в границах муниципального района, городского округа рассчитывается по формуле:
, (9)
где - оборот розничной торговли продовольственными товарами индивидуальных предпринимателей в границах j-го муниципального образования;
- среднегодовой оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями на один торговый объект индивидуального предпринимателя в i-й группе муниципальных образований, рассчитанный по формуле (8);
- число фактически действующих торговых дислокаций индивидуальных предпринимателей на территории j-го муниципального образования;
- удельный вес табачных изделий в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей (экспертная оценка, может быть равен );
j - порядковый номер муниципального образования;
i - номер группы муниципального образования.
V. Алгоритм формирования оборота розничной торговли по розничным рынкам и ярмаркам
Формирование объемов продажи продовольственных товаров на розничных рынках и ярмарках за отчетный год осуществляется по следующим формам федерального статистического наблюдения:
- N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках", квартальная;
- N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках", квартальная;
- NN Б-1с, Б-1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1строй "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке", месячные.
В соответствии с установленным порядком розничные рынки и ярмарки учитываются на сплошной основе, что позволяет получить информацию об их числе и числе торговых мест на них в разрезе муниципальных районов и городских округов. Форму N 3-рынок предоставляют юридические лица (управляющие компании), имеющие разрешение на право организации рынка, а форму N 3-ярмарка - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований.
Наблюдение за объемами продажи на рынках в соответствии с действующей нормативно-правовой базой (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства") осуществляется выборочным методом. Объектом наблюдения является торговое место на рынке. Объем выборки составляет 5-10% от всего числа торговых мест на всех рынках субъекта Российской Федерации.
При формировании выборочной совокупности торговых мест учитывается тип рынка (универсальный, специализированный по продаже продуктов питания, специализированный сельскохозяйственный и сельскохозяйственный кооперативный, специализированный по продаже радио- и электронной техники, специализированный по продаже строительных материалов, вещевой) и его местонахождение (в городской или сельской местности). По итогам опроса формируются данные о среднедневной выручке на одно торговое место по рынкам разного типа, расположенным в городской и сельской местности.
Настоящие методологические указания предусматривают формирование объемов продажи продовольственных товаров на розничных рынках по муниципальным образованиям с использованием данных о среднедневной выручке в расчете на одно торговое место в целом по субъекту Российской Федерации (в зависимости от типа рынка и его местонахождения), числе фактически используемых торговых мест, отведенных под торговлю продуктами питания, на рынках, расположенных в муниципальном районе, городском округе, а также о среднем числе дней их работы. Формирование осуществляется за каждый месяц отчетного года, а затем помесячные данные суммируются. Алгоритм приведен в таблице 4.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 4
Алгоритм формирования списка |
Источник информации |
Алгоритм расчета показателя |
Базовая совокупность розничных рынков, сформированная на основе АС ГС ОФСН |
Форма N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках" по состоянию на 1 число каждого отчетного квартала. Формы NN Б-1с, Б-1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1строй "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке"; расчетная таблица 1-торговля, приведенная в приложении к Указаниям о порядке разработки в органах государственной статистики показателей унифицированных форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м) на отчетный год. |
, (10) где - годовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на розничных рынках в границах j-го муниципального образования; , , - среднедневная выручка на одно торговое место специализированных рынков соответственно по продаже продуктов питания, универсальных рынков, сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных в городской местности субъекта Российской Федерации (из табл. 1-торговля); Nг* - число фактически используемых торговых мест на специализированных рынках по продаже продуктов питания, универсальных рынках, сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках в городской местности j-го муниципального образования, ЭО ЭОД по ф. N 3-рынок, выходная таблица 5 разрез "город", сумма стр. 13, 15-26 по гр. 4; Дг* - среднее количество рабочих дней в отчетном месяце специализированных рынков по продаже продуктов питания, универсальных, сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных в городской местности j-го муниципального образования, ЭО ЭОД по ф. N 3-рынок, выходная таблица 9 разрез "город", (сумма стр. 02, 04, 08, 09 по гр. 3) / Т; , , # - среднедневная выручка на одно торговое место специализированных рынков соответственно по продаже продуктов питания, универсальных рынков, сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных в районах субъекта Российской Федерации (из табл. 1-торговля); Np* - число фактически используемых торговых мест на специализированных рынках по продаже продуктов питания, универсальных рынках, сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках в районах j-го муниципального образования, ЭО ЭОД по ф. N 3-рынок, выходная таблица 5 разрез "район", сумма стр. 13, 15-26 по гр. 4; Др* - среднее количество рабочих дней в отчетном месяце специализированных рынков соответственно по продаже продуктов питания, универсальных, сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных в районах j-го муниципального образования, ЭО ЭОД по ф. N 3-рынок, выходная таблица 9 разрез "район", (сумма стр. 02, 04, 08, 09 по гр. 3) / Т; Т - количество типов рынков, представленных в j-м муниципальном образовании; j - порядковый номер муниципального образования; i = 1, 12 (число месяцев) |
______________________________
* В связи с тем, что форма N 3-рынок имеет квартальную периодичность, данные о числе фактически используемых торговых мест, отведенных под торговлю продуктами питания, и среднем количестве рабочих дней рынков на 1 января отчетного года используются для расчета объемов продажи на рынках за январь, февраль и март отчетного года; на 1 апреля отчетного года - за апрель, май и июнь отчетного года; на 1 июля отчетного года - за июль, август и сентябрь отчетного года; на 1 октября отчетного года - за октябрь, ноябрь и декабрь отчетного года.
Кроме объемов продажи продовольственных товаров на розничных рынках учитываются объемы этих товаров, проданные на ярмарках, проводимых в муниципальном образовании. Для наблюдения за объемами продажи на ярмарках используется статистический инструментарий, утвержденный для наблюдения за объемом продажи на рынках (формы федерального статистического наблюдения NN Б-1с, Б-1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1строй), и форма N 3-ярмарка. При расчете учитывается число торговых мест, отведенных на ярмарках под торговлю продовольственными товарами индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, частным лицам (населению), а также представителям юридических лиц, зарегистрированных в Беларуси и Казахстане. Алгоритм приведен в таблице 5.
Таблица 5
Алгоритм формирования списка |
Источник информации |
Алгоритм расчета показателя |
Базовая совокупность ярмарок, сформированная на основе АС ГС ОФСН |
Форма N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках". Формы NN Б-1с, Б-1п, Б-1в, Б-1сельхоз, Б-1строй "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке"; расчетная таблица 1-торговля, приведенная в приложении к Указаниям о порядке разработки в органах государственной статистики показателей унифицированных форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м) на отчетный год. |
, (11) где - годовой оборот розничной торговли продовольственными товарами на ярмарках в границах j-oгo муниципального образования; , - среднедневная выручка на одно торговое место специализированных ярмарок по продаже в основном продовольственных товаров и универсальных ярмарках соответственно, расположенных в городской местности субъекта Российской Федерации (из табл. 1-торговля); - число фактически используемых торговых мест на специализированных ярмарках по продаже в основном продовольственных товаров в городской местности j-го муниципального образования, ЭО ЭОД по ф. N 3-ярмарка, выходная таблица 2 разрез "город", выходные таблицы 2 и 7 разрез "город", (стр. 04 по гр. 3 - стр. 04 по гр. 5 таблицы 2) + стр. 04 по гр. 4 таблицы 7; - число фактически используемых торговых мест на универсальных ярмарках в городской местности j-го муниципального образования, ЭО ЭОД ф. N 3-ярмарка, выходные таблицы 2 и 7 разрез "город", (сумма стр. 02-03 по гр. 3 - сумма стр. 02-03 по гр. 5 таблицы 2) + сумма стр. 02-03 по гр. 4 таблицы 7; - среднее количество рабочих дней в отчетном месяце специализированных ярмарок по продаже в основном продовольственных товаров, расположенных в городской местности j-го муниципального образования, ф. N 3-ярмарка, выходная таблица 5, стр. 04 по гр. 4; - среднее количество рабочих дней в отчетном месяце универсальных ярмарок, расположенных в городской местности j-го муниципального образования, ЭО ЭОД по ф. N 3-ярмарка, выходная таблица 5, сумма стр. 02-03 по гр. 4 / Т * 3; , - среднедневная выручка на одно торговое место специализированных ярмарок по продаже в основном продовольственных товаров и универсальных рынков соответственно, расположенных в районе субъекта Российской Федерации (из табл. 1-торговля); - число торговых мест на специализированных ярмарках по продаже в основном продовольственных товаров, расположенных в поселке городского типа, сельском населенном пункте j-го муниципального образования в субъекте Российской Федерации, ЭО ЭОД по ф. N 3-ярмарка, выходные таблицы 2 и 7 разрез "район", стр. 04 по (гр. 3 - стр. 04 по гр. 5 таблицы 2) + стр. 04 по гр. 4 таблицы 7; - число торговых мест на универсальных ярмарках, расположенных в поселке городского типа, сельском населенном пункте j-го муниципального образования в субъекте Российской Федерации, ЭО ЭОД по ф. N 3-ярмарка, выходные таблицы 2 и 7 разрез "район", (сумма стр. 02-03 по гр. 3 - сумма стр. 02-03 по гр. 5 таблицы 2) + сумма стр. 02-03 по гр. 4 таблицы 7; - среднее количество рабочих дней в отчетном месяце специализированных ярмарок по продаже в основном продовольственных товаров, расположенных в поселке городского типа, сельском населенном пункте j-го муниципального образования в субъекте Российской Федерации, ЭО ЭОД по ф. N 3-ярмарка, выходная таблица 5, стр. 04 по гр. 7; - среднее количество рабочих дней в отчетном месяце универсальных ярмарок, расположенных в поселке городского типа, сельском населенном пункте j-го муниципального образования в субъекте Российской Федерации, ЭО ЭОД по ф. N 3-ярмарка, выходная таблица 5, сумма стр. 02-03 по гр. 7 / Т * 3; Т - количество типов рынков, представленных в j-м муниципальном образовании; j - порядковый номер муниципального образования; i = 1, 12 (число месяцев) |
В случае если в субъекте Российской Федерации не проводилось наблюдение за объемами розничной продажи на ярмарках, а явление имеет место, то для формирования данных используются итоги наблюдения за объемами продажи на рынках соответствующего типа:
; ; ;
Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами по каждому муниципальному району или городскому округу определяется по формуле:
(12)
VI. Контроль выходной информации
Данные по обороту розничной торговли продовольственными товарами индивидуальных предпринимателей по муниципальным районам и городским округам должны быть больше или равны сумме пообъектных данных по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП(мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем" за отчетный год по кругу индивидуальных предпринимателей, чья деятельность идентифицируется 47.1 и 47.2 подклассами ОКВЭД2, по показателю "объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг".
Сумма данных по обороту розничной торговли продовольственными товарами по всем муниципальным районам и городским округам должна быть равна уточненному обороту розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (ЭО ЭОД по форме N П-1, выходная таблица Р-2год), который формируется в марте года, следующего за отчетным (за минусом объемов скрытой деятельности и объемов розничной продажи табачных изделий).
Обязательным является контроль изменения оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, по сравнению с предыдущим годом по каждому муниципальному району и городскому округу. Существенный рост (снижение) показателя может быть вызван ошибками, допущенными при его формировании.
Если сумма данных по муниципальным образованиям меньше или больше утвержденных Росстатом объемов (без учета досчетов на объем скрытой деятельности и объемов розничной продажи табачных изделий) не более чем на 10%, то эта разница, получаемая за счет системы применяемых коэффициентов досчета, распределяется пропорционально обороту каждого муниципального образования. Во всех остальных случаях результаты расчетов необходимо перепроверить, проанализировать, сформировать уточненные итоги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны методологические указания по формированию объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении за отчетный год. Они вводятся в действие с итогов за 2017 г.
Данные формируются с годовой периодичностью и размещаются на сайтах Росстата, территориальных органов Службы.
Респондентами являются организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, малые и микропредприятия, ИП, осуществляющие деятельность в розничной торговле, а также физлица, торгующие на рынках и ярмарках.
Приведены источники формирования статистической информации. Установлен алгоритм формирования оборота по субъектам.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 7 октября 2016 г. N 595 "Об утверждении методологических указаний по формированию объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципальных районов и городских округов в денежном выражении за отчетный год"
Методологические указания, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с итогов за 2017 г.
Текст приказа официально опубликован не был