Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
(обязательное)
Определение сопротивления колеса удару под углом 13°
Ж.1 Данное лабораторное испытание проводят с целью оценки прочности колеса, полностью или частично изготовленного из легких сплавов, при ударе под углом 13°. Положительные результаты испытаний с использованием данного метода являются основанием для признания прочностных свойств колеса, отвечающими требованиям настоящего стандарта.
Ж.2 Общую массу падающего груза, D кг, вычисляют по формуле
,
(Ж.1)
где - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
g - ускорение свободного падения 9,81 м/с.
Ж.3 Условия испытаний
Ж.3.1 Для испытаний следует использовать новые, прошедшие весь цикл изготовления, колеса, репрезентативные колесам, предназначенным для ТС, с установленными на них шинами.
Примечание - Шины и колеса, подвергнутые испытаниям, не следует впоследствии устанавливать на ТС.
Ж.3.2 Стенд для испытаний (рисунок Ж.1) имеет вертикально падающий ударник с размерами ударной поверхности не менее 125x375 мм. Острые кромки ударника должны быть притуплены фасками или галтелями. Значение массы падающего груза D, кг, с учетом допуска 2% вычисляют по формуле
,
(Ж.2)
где - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
g - ускорение свободного падения 9,81 м/с.
Калибровочная масса для стенда равна 1000 кг.
Рисунок Ж.1 - Стенд для определения сопротивления колеса удару под углом 13°
Ж.3.3 Калибровка
Посредством приложения статической вертикальной нагрузки от калибровочной массы 1000 кг к центру ступичной опоры для закрепления колеса на установочной плите через переходник с горизонтальной поверхностью (см. рисунок Ж.2) следует удостовериться в том, что прогиб опорной плиты по центру ступичной опоры составляет не более (7,500,75) мм.
Рисунок Ж.2 - Опора стенда, имитирующая ступицу
Ж.3.4 Процедура испытаний
Ж.3.4.1 Закрепляют испытуемое колесо с шиной на стенде таким образом, чтобы ударная нагрузка приходилась на фланец обода колеса. Колесо должно быть установлено так, чтобы его ось была наклонена на угол 13°1°, а наивысшая точка находилась на центральной оси ударника.
Колесо в сборе с радиальной бескамерной шиной с наименьшей шириной профиля для данного колеса должно быть закреплено на опоре стенда (рисунок Ж.2), имитирующей ступицу. Давление в шине должно соответствовать рекомендованному изготовителем ТС или, при отсутствии таких рекомендаций - 2 бар.
Температура в течение всего испытания должна находиться в пределах от 10°С до 30°С.
Ж.3.4.2 Следует убедиться в том, что колесо закреплено на ступичной опоре элементами крепления, репрезентативными по размерам, используемым на ТС. Вручную подтягивают элементы крепления колеса до значений усилия затяжки, рекомендованного изготовителем колеса.
При сложной конструкции центральной части колеса для доказательства обеспечения целостности центральной части колеса испытания должны быть проведены в каждой критической точке ударной позиции колеса. Для каждого испытания используют новое колесо.
При проведении испытаний в зоне спицы должна быть выбрана спица, ближайшая к крепежному отверстию.
Ж.3.4.3 Следует убедиться в том, что ударник находится в положении над шиной и перекрывает бортовую закраину обода на (251) мм. Поднимают ударник на высоту (230
2) мм от наиболее высокой точки бортовой закраины и сбрасывают его.
Ж.3.5 Критерии оценки ТС приведены в таблице Ж.1.
Таблица Ж.1
Параметр |
Критерий оценки транспортных средств категорий |
|||
Давление в шине |
Рекомендованное изготовителем шины на основании индекса нагрузки и максимальной скорости ТС, но не менее 2 бар |
|||
Применяемые шины |
Обычные (серийные) шины с наименьшей возможной номинальной шириной сечения и минимальной длиной дорожки качения из всего ряда шин, рекомендуемого для данного колеса |
|||
Критерии оценки |
Результаты испытаний считают положительными, если отсутствуют сквозные разрушения поверхности колеса и не происходит полной потери давления в шине, по крайней мере, в течение 1 мин. Повреждения и вмятины, вызванные непосредственным контактом падающего груза с колесом, допускаются. В случае составного колеса повреждения резьбовых соединений в зоне спиц или вентиляционных отверстий колеса не допускаются |
|||
Число образцов для испытаний |
Один на каждую ударную позицию |
|||
Число ударных позиций |
Один удар в место соединения спицы с ободом и еще один - в место между двумя спицами в зоне расположения вентильного отверстия. Направление удара, по возможности, не должно совпадать с радиальной линией, проведенной через центр колеса и отверстие для крепления |
Результаты испытания считают отрицательными в одном из следующих случаев:
а) наличие трещин;
б) отделение диска от обода;
в) полное падение давления в бескамерной шине в течение не менее 1 мин.
Ж.4 Схема испытаний колес ряда типоразмеров при испытаниях на удар приведена в таблице Ж.2.
Таблица Ж.2
Параметр |
Число образцов для испытаний |
Минимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
Один по каждой ударной позиции |
Максимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
То же |
Вылет обода до 15 мм |
" |
Вылет обода св. 15 мм |
" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.