Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
(обязательное)
Определение сопротивления колеса удару под углом 30°
Е.1 Испытание проводят с целью оценки прочности колеса в зоне закраины обода и в других критических точках при ударе о препятствие. Положительные результаты испытаний с использованием метода, описанного в данном приложении, являются основанием для признания прочностных свойств колеса отвечающими требованиям настоящего стандарта. Для испытания используют стенд, представленный на рисунке Е.1.
Рисунок Е.1 - Стенд для определения сопротивления колеса удару под углом 30°
Испытательный стенд должен обеспечивать воздействие комплекта грузов, свободно падающих под действием силы тяжести на пневматическую шину и колесо. Комплект должен состоять из основного и дополнительного грузов, между которыми помещают два предварительно сжатых упругих элемента с линейной характеристикой. Испытательную нагрузку на колесо и пневматическую шину передают через ударную поверхность дополнительного груза.
Технические характеристики комплекта грузов и упругого элемента с линейной характеристикой приведены в таблице Е.1.
Таблица Е.1 - Технические характеристики
Параметр |
Значение |
Масса груза, кг: - основная - дополнительная |
91018 1004,5 |
Упругий элемент с линейной характеристикой: - число |
2 |
- суммарная жесткость, кН/мм (кгс/мм) |
0,98 - 1,30 (100 - 130) |
- предварительное сжатие, мм |
6 |
Е.2 Высоту расположения ударного элемента над верхней точкой шины Н, мм, вычисляют по формуле
,
(Е.1)
где - переходный коэффициент, равный 0,03 мм/Н (0,3 мм/кгс) для колес ТС категорий , и и 0,04 мм/Н (0,4 мм/кгс) - для колес ТС других категорий;
- максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н.
Для колес ТС категорий , и высоту Н принимают равной 64 мм, если расчетное значение высоты Н 64 мм.
Для колес ТС других категорий высоту H принимают равной 127 мм, если расчетное значение 127 мм.
Е.3 Результаты испытаний и критерии оценки для ТС всех категорий приведены в таблице Е.2.
Таблица Е.2
Параметр |
Процедура испытаний и критерии оценки |
Давление в шине |
Рекомендованное изготовителем шины на основании индекса нагрузки и максимальной скорости ТС, но не менее 2,0 бар |
Применяемые шины |
Из обычной (серийной) продукции с наименьшей возможной номинальной шириной сечения и минимальной длиной дорожки качения из шин всего ряда, рекомендуемого для данного колеса |
Критерии оценки |
Результаты испытаний считают положительными, если отсутствуют сквозные разрушения поверхности колеса и не происходит полной потери давления в шине, по крайней мере в течение 1 мин. Повреждения и вмятины, вызванные непосредственным контактом падающего груза с колесом, допускаются. В случае составного колеса повреждения резьбовых соединений в зоне спиц или вентиляционных отверстий колеса не допускаются |
Число образцов для испытаний |
По одному на каждую ударную позицию |
Число ударов |
Один удар в место соединения спицы с ободом и еще один в место между двумя спицами в зоне расположения вентильного отверстия. Направление удара по возможности не должно совпадать с радиальной линией, проведенной через центр колеса и отверстие для крепления |
Е.3.1 Условия испытаний
Е.3.1.1 Для испытаний следует использовать новые, прошедшие весь цикл изготовления колеса, репрезентативные колесам, предназначенным для ТС, с установленными на них шинами.
Примечание - Шины и колеса, подвергнутые испытаниям, не следует впоследствии устанавливать на ТС.
Е.3.1.2 Стенд для испытаний имеет свободно вертикально падающий под действием силы тяжести комплект грузов. Размеры ударной поверхности - не менее 152 х 380 мм. Острые кромки ударника должны быть притуплены фасками или галтелями.
Е.3. 1.3 Проведение испытаний
Е.3.1.3.1 Испытуемое колесо с шиной закрепляют на стенде таким образом, чтобы ударная нагрузка приходилась на бортовую закраину обода колеса. Колесо должно быть установлено так, чтобы его ось была наклонена под углом 30°1°, а наивысшая точка находилась на центральной оси ударника.
Колесо в сборе с радиальной бескамерной шиной с наименьшей шириной профиля для данного колеса должно быть закреплено на опоре стенда, имитирующей ступицу. Давление в шине должно соответствовать рекомендованному изготовителем ТС или, при отсутствии таких рекомендаций, - 2 бар.
Температура в течение всего периода испытаний должна находиться в пределах от 10°С до 30°С.
Е.3.1.3.2 Следует убедиться, что колесо закреплено на ступичной опоре элементами крепления, репрезентативными по размерам используемым на ТС. Вручную подтягивают элементы крепления колеса до значений усилия затяжки или с использованием метода, рекомендованного изготовителем колеса.
При сложной конструкции центральной части колеса для доказательства обеспечения целостности центральной части колеса испытания должны быть проведены в каждой критической точке окружности бортовой закраины обода. Для каждого испытания используют новое колесо.
При проведении испытаний в зоне спицы должна быть выбрана спица, ближайшая к крепежному отверстию.
Е.3.1.4 Критерии оценки
Результаты испытания считают отрицательными в одном из следующих случаев:
а) наличие трещин;
б) отделение диска от обода;
в) полное падение давления в бескамерной шине в течение, по крайней мере, 1 мин.
Е.4 Схема испытаний колес ряда типоразмеров при испытаниях на удар приведена в таблице Е.3.
Таблица Е.3
Параметр |
Число образцов для испытаний |
|
Минимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
Один по каждой ударной позиции |
|
Максимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
То же |
|
Вылет обода до 15 мм |
" |
|
Вылет обода св. 15 мм |
" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.