Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N АКПИ16-996
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Артеменко Д.A. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 августа 2016 г. N 35/339-7 "Об исключении кандидата из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 августа 2016 г. N 35/339-7 "Об исключении кандидата из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" исключен из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", кандидат Артеменко Д.А. (N 1, Региональная группа N 20 (Приморский край, Сахалинская область).
Административный истец Артеменко Д.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене данного постановления ЦИК России, ссылаясь на то, что оно является незаконным и необоснованным. Принимая решение об исключении Артеменко Д.А. из федерального списка кандидатов, ЦИК России в качестве обоснования указала решение Президиума Центрального совета политической партии "Политическая партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" от 8 августа 2016 г. N 385 ПР об исключении его из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, заведомо не соответствующее фактическим обстоятельствам, носящее дискриминационный и произвольный характер. Деяний, несовместимых с законными интересами политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", им совершено не было.
В суде административный истец Артеменко Д.А., его представитель Тимченко А.Г. поддержали заявленные требования и пояснили, что ЦИК России не дала оценку основаниям исключения кандидата из федерального списка. Доказательств, подтверждающих, что решения руководящих органов Партии кандидатом не исполнялись, нет, и они не доводились до сведения кандидата.
Представитель административного ответчика ЦИК России Воронин Д.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий ЦИК России и в соответствии с законодательством о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Представитель политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Матюшкина О.М. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что руководящий орган Партии в пределах компетенции, определенной Уставом Партии, принял решение об исключении Артеменко Д.А. из зарегистрированного федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы за низкую степень участия в деятельности Партии, связанной с участием в выборах.
Выслушав объяснения административного истца Артеменко Д.А., его представителя Тимченко А.Г., представителей ЦИК России Воронина Д.Ю., политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Матюшкиной О.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" политическая партия в соответствии с федеральным законом и (или) со своим уставом вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 15 дней до дня голосования.
Постановлением ЦИК России от 22 июля 2016 г. N 27/258-7 зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в количестве 333 человек.
Как установлено судом, в ЦИК России 8 августа 2016 г. поступило решение Президиума Центрального совета политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" от 8 августа 2016 г. N 385 ПР, которым Артеменко Д.А. исключен из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы в связи с низкой степенью участия в деятельности Партии.
Постановление ЦИК России об исключении из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Артеменко Д.А. (N 1, Региональная группа N 20 (Приморский край, Сахалинская область) принято в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и на основании решения Президиума Центрального совета политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" от 8 августа 2016 г. N 385 ПР. Порядок принятия Постановления ЦИК России соблюден.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление принято на основании решения Президиума Центрального совета политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которое не соответствует фактическим обстоятельствам, носит дискриминационный и произвольный характер, а деяний, несовместимых с законными интересами политической партии, им совершенно не было, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Политическая партия действует на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" в уставе политической партии должны содержаться положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией списков кандидатов (статья 21).
Устав политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предусматривает право Президиума Центрального совета Партии исключать кандидатов из выдвинутого Партией федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и содержит основания, по которым допускается отзыв выдвинутых политической партией кандидатов, в частности, в случае низкой степени участия кандидата в политической и иной деятельности Партии, связанной с участием Партии или ее структурного подразделения в выборах (подпункт "к" пункта 2 части 3 статьи 19).
Из объяснений представителя политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Матюшкиной О.М. и письменных материалов дела следует, что региональное отделение политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Приморском крае обратилось в Президиум Центрального совета Партии с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего участия кандидата Артеменко Д.А. в выборах депутатов Государственной Думы, поскольку кандидат от участия в подготовке и проведении выборной кампании в Приморском крае самоустранился.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, об аннулировании регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, а также заявления об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, следует иметь в виду, что Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым возможны исключение кандидата из заверенного списка кандидатов избирательной комиссией при принятии ею решения о регистрации списка кандидатов (пункт 26 статьи 38), аннулирование избирательной комиссией (пункты 1, 2 и 3 статьи 76) и отмена судом (пункт 9 статьи 76) регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов. Содержащиеся в указанном перечне основания обусловлены наличием обстоятельств, исключающих возможность участия гражданина в выборах в качестве кандидата либо связанных с нарушением гражданином требований избирательного законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 9 ноября 2009 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова", положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, что решение политической партии об исключении гражданина из выдвинутого ею и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов в депутаты не может носить дискриминационный и произвольный характер и ставить этого гражданина в ситуацию правовой и фактической неопределенности; такое решение должно обусловливаться конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами политической партии.
Решение от 8 августа 2016 г. N 385 ПР принято полномочным органом - Президиумом Центрального совета политической партии "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", с соблюдением требований Устава Партии и не является произвольным, поскольку мотивировано и обусловлено конкретными бездействиями кандидата.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 244 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Артеменко Д.А. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 августа 2016 г. N 35/339-7 "Об исключении кандидата из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N АКПИ16-996
Текст решения официально опубликован не был