Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N АКПИ16-643
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 декабря 2016 г. N АПЛ16-519 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре Поляковой К.А.,
с участием прокурора Хвалиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" о признании недействующим пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утверждённой приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91, установил:
приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 12 апреля 2013 г. N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (приложение N 1) (далее - Единая система классификации и раздельного учёта затрат). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 14 мая 2013 г., регистрационный номер 28380, и опубликован в "Российской газете" 20 мая 2013 г., N 105.
Пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учёта затрат предусмотрено, что ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 31 октября 2000 г. N 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД), в соответствии с учётной политикой (приложением к учётной политике) регулируемой организации.
Открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учёта затрат, ссылаясь на его несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учёта, которые имеют большую юридическую силу, а именно статье 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте". Своё требование общество мотивировало тем, что Единая система классификации и раздельного учёта затрат утверждена ФСТ России без согласования с Минфином России либо без его участия в её разработке и поэтому не может относиться к федеральным или отраслевым стандартам бухгалтерского учёта и, соответственно, противоречить им, дополнять и (или) изменять их, каким-либо образом разъяснять или устанавливать особенности их применения в сфере теплоснабжения. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение в том смысле, который ему придаётся правоприменительной практикой в части необходимости выделения отдельных субсчетов в плане счетов общества для каждого из осуществляемых им регулируемых видов деятельности, существенно ограничивает предусмотренное Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждёнными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, право общества на применение различных вариантов использования субсчетов (уточнение, исключение, объединение, введение дополнительных субсчетов) и, по сути, определяет порядок ведения бухгалтерского учёта без учёта конкретных особенностей управления организацией.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" упразднена ФСТ России, её функции переданы Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России).
ФАС России, Минюст России и Минфин России в письменных возражениях на административное исковое заявление просили в его удовлетворении отказать, считая, что Единая система классификации и раздельного учёта затрат утверждена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с компетенцией, предоставленной ему законом, и с соблюдением правил подготовки, регистрации и введения нормативных правовых актов в действие; оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Зюзин Д.Н. поддержал заявленное требование.
Представители ФАС России - Кыров Д.Н., Минюста России - Кузнецов М.Ю. и Минфина России - Мустаева В.Я. не признали административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца Зюзина Д.Н., возражения представителя ФАС России Кырова Д.Н., представителя Минюста России Кузнецова М.Ю., представителя Минфина России Мустаевой В.Я., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 7 названного федерального закона одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учёт организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объёма производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в числе прочего устанавливает единую систему классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также систему отчётности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления (пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
На момент принятия приказа от 12 апреля 2013 г. N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчётности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" таким федеральным органом исполнительной власти являлась ФСТ России, к полномочиям которой кроме прочего относилось принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, в том числе единой системы классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчётности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления (пункт 1, подпункт 5.2.4.5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332).
Таким образом, Единая система классификации и раздельного учёта затрат утверждена компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона и при реализации предоставленных ему полномочий в установленной сфере.
Вопреки доводам административного истца Единая система классификации и раздельного учёта затрат не подлежала согласованию с Минфином России, поскольку такой порядок подготовки и принятия нормативного правового акта не предусмотрен пунктом 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ.
Кроме того, в оспариваемом пункте приведена лишь ссылка на План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённый приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, который признан не нуждающимся в государственной регистрации, правила бухгалтерского учёта, отличные от установленных федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, в нём отсутствуют.
Абзацем третьим пункта 6 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88, определено, что в случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).
Следовательно, при издании оспариваемого в части приказа требования к процедуре принятия нормативных правовых актов ФСТ России были соблюдены.
Единой системой классификации и раздельного учёта затрат, согласно пункту 1, установлены единые принципы классификации раздельного учёта затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объёма производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Пункт 4 данного акта, принятого во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, не содержит правил ведения бухгалтерского учёта, в том числе не устанавливает и не изменяет порядок использования синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), на которые указывает административный истец.
Единые требования к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта предусмотрены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", вступившим в силу с 1 января 2013 г.
Исходя из положений статьи 21 поименованного федерального закона к документам в области регулирования бухгалтерского учёта в том числе относятся федеральные стандарты, которые независимо от вида экономической деятельности устанавливают помимо прочего план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядка его применения (пункт 1 части 1, пункт 5 части 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 5 части 2" имеется в виду "пункт 5 части 3"
При этом согласно части 1 статьи 30 указанного федерального закона до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу этого федерального закона.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённой приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, установлены единые подходы к применению названного плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого пункта федеральному законодательству о бухгалтерском учёте лишены правовых оснований, поскольку, во-первых, основаны на ошибочном истолковании содержания оспариваемого в части акта, целью которого является установление единых принципов классификации раздельного учёта затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объёма производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя. Во-вторых, они не учитывают приведённых выше норм Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, в том числе действие таких принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обязательный раздельный учёт организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объёма производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункты 2, 9 части 1 статьи 7).
В свою очередь, доводы административного истца о неправильном, по его мнению, применении судами пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учёта затрат при рассмотрении различных дел с его участием также не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного положения недействующим, так как они основаны на неверном истолковании им норм материального права. При этом проверка законности судебных актов по конкретным делам не входит в предмет административного иска по настоящему делу, а осуществляется в установленных процессуальным законодательством процедурах их обжалования.
Оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечёт принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" о признании недействующим пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утверждённой приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N АКПИ16-643
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 декабря 2016 г. N АПЛ16-519 настоящее решение оставлено без изменения