Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 49-АПГ16-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Малофеева Е.Н.
о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. N 136 "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы" в части включения в приложение N 1 названной программы в адресный перечень аварийных многоквартирных домов и в приложение N 3 этой же программы в реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения дома 72 по Бульвару Ибрагимова г. Уфы
по апелляционным жалобам Правительства Республики Башкортостан и администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2016 г., которым заявление Малофеева Е.Н. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Епифановой Д.Р., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. N 136 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы (далее - Адресная программа), которая имеет приложение N 1, содержащее адресный перечень аварийных многоквартирных домов, и приложение N 3 - реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения (далее - приложение N 1 и N 3 соответственно).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 25 апреля 2014 г. и в журнале "Ведомости Государственного Собрания" - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 12 мая 2014 г., N 214(452).
Малофеев Е.Н., собственник квартиры N 1 жилого дома N 72 по Бульвару Ибрагимова города Уфы (далее - спорный дом), обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Адресной программы в части включения в приложения N 1 и N 3 под номером 461 названного дома, указав в обоснование заявленных требований, что включение дома в адресную программу противоречит федеральному законодательству и нарушает его жилищные права, поскольку дом не признавался в установленном жилищным законодательством порядке аварийным многоквартирным домом, подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2016 г. признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 461 приложения N 1 и пункт 461 приложения N 3 к Адресной программе в части включения спорного дома.
Не согласившись с судебным постановлением, Правительство Республики Башкортостан и администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами об отмене судебного постановления, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно апелляционных жалоб Малофеевым Е.Н. и прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения о необоснованности доводов жалоб и законности судебного решения.
В судебное заседание не явился Малофеев Е.Н., который о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещён своевременно и в надлежащей форме, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) Российской Федерацией создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г. (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ).
По смыслу части 2 статьи 16 поименованного Федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания до 23 сентября 2003 г. был регламентирован Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утверждённым приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 (далее - Положение от 5 ноября 1985 г.).
Согласно названному федеральному нормативному правовому акту вопросы о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания рассматривались межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов (пункт 1.2, 3.2), которые осуществляли свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов (пункт 3.3), по окончании работы оформляли акт с обязательным отражением оснований признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания с учётом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (пункт 3.4). Акт утверждался исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с принятием решения, о чём сообщалось владельцу дома, нанимателю жилого помещения (пункт 3.5).
В материалах дела имеются копии Постановления главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 г. N 735 об утверждении актов обследования межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для проживания с приложением N 1, содержащим перечень таких домов, в котором указан, в том числе, и спорный дом, а также копии названного акта межведомственной комиссии, не заверенные надлежащим образом, подлинники которых заинтересованными лицами суду представлены не были.
Доводы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о невозможности представления подлинника акта межведомственной комиссии в связи с его изъятием на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по Республике Башкортостан о производстве выемки от 27 января 2014 г. проверялись судом первой инстанции, однако не нашли своего подтверждения. В связи с этим суд правомерно признал копию акта межведомственной комиссии от 22 марта 1999 г. недопустимым по делу доказательством признания спорного дома непригодным для проживания.
Суд первой инстанции, сопоставив содержание представленного в материалы дела технического паспорта от 9 июля 1997 г. о физическом износе спорного дома 1958 года постройки 45% с данными акта межведомственной комиссии от 22 марта 1999 г., представленной Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, об износе конструктивных элементов спорного дома 69%., на основании пункта 2.2 Положения от 5 ноября 1985 г., согласно которому к непригодным для постоянного проживания домам относились каменные дома с физическим износом свыше 70%, пришёл к правильному выводу о том, что спорный дом отнесён в 1999 году к домам, непригодным для постоянного проживания, с нарушением установленного порядка, следовательно законно признал оспариваемые положения противоречащими федеральному законодательству, приведённому выше.
Ссылки в апелляционных жалобах на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым нормативным актом лишены правовых оснований.
В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.
Принимая во внимание, что других доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в апелляционных жалобах не содержится, Судебная коллегия не находит правовых оснований для её удовлетворения и отмены по существу правильного решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Башкортостан и администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 49-АПГ16-31
Текст определения официально опубликован не был