Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 18-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2014 г. N 78/2014-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" в части установления тарифов ООО "Очистные сооружения", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" на решение Краснодарского краевого суда от 2 марта 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края - Скрипниченко А.О. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" (далее - ООО "Очистные сооружения", общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2014 г. N 78/2014-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение" в части установления тарифов ООО "Очистные сооружения".
Решением Краснодарского краевого суда от 2 марта 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Очистные сооружения" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела.
Относительно апелляционной жалобы Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края и прокуратура Краснодарского края представили отзыв и возражения.
В судебное заседание представители ООО "Очистные сооружения", прокуратуры Краснодарского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - комиссия, тарифный орган) является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 652).
Тарифным органом 18 декабря 2014 г. издан приказ N 78/2014-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение", которым утверждены тарифы для потребителей ООО "Очистные сооружения", Мостовский район (далее - приказ от 18 декабря 2014 г. N 78/2014-окк).
Согласно приложению N 1 к приказу от 18 декабря 2014 г. N 78/2014-окк тарифы на питьевую воду составляют с 1 января по 30 июня 2015 г.: 9,18 руб./куб.м, и для населения 9,18 руб./куб.м.; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 10,45 руб./куб. м., для населения 10,45 руб./куб.м.
Тарифы на водоотведение составляют с 1 января по 30 июня 2015 г.: 8,00 руб./куб.м, и для населения 8,00 руб./куб.м.; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 9,13 руб./куб.м., для населения 9,13 руб./куб.м, (пункт 7 приложения N 1).
Данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, размещенным на официальном интернет-портале Администрации Краснодарского края www.admkrai.krasnodar.ru. 19 декабря 2014 г.
В обоснование заявленного требования ООО "Очистные сооружения" сослалось на то, что названный приказ принят с нарушением Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречии федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Очистные сооружения", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифа на 2015 год на водоснабжение в размере 37,08 руб./куб.м, и на водоотведение в размере 33,22 руб./куб.м, с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Одновременно с заявлением об установлении тарифов общество представило в тарифный орган производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2015 г.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
На заседании правления тарифного органа 18 декабря 2014 г. утверждены основные показатели производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2015 год и тарифы на питьевую воду и на водоотведение для потребителей ООО "Очистные сооружения" на 2015 год.
Решение об установлении тарифа на питьевую воду и тарифа на водоотведение принято при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в протоколе заседания от 18 декабря 2014 г.
Из материалов тарифного дела усматривается, что при утверждении тарифов ООО "Очистные сооружения" органом регулирования уменьшены расходы по отдельным статьям расходов (производственные, ремонтные, административные), исключены расходы на аренду и нормативная прибыль.
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1-2.1.1 к настоящим Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.
При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из указанных в настоящем пункте источников информации (пункт 22 Основ ценообразования).
Согласно экспертному заключению по тарифному делу N 8-78/2014-окк при установлении тарифа на питьевую воду и водоотведение на 2015 год планируемые расходы на приобретение сырья и материалов, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта исключены в связи с отсутствием в материалах тарифного дела производственной программы по автотранспорту на плановый период, расчета объемов топлива исходя из норм расхода, договоров, заключенных по результатам проведения закупочных процедур, расчетов потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта систем водоснабжения и канализации.
Структура электропотребления по объектам водоснабжения и водоотведения определена тарифным органом в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования на основании фактических данных об объемах электропотребления за предыдущий период, тарифы на электроэнергию приняты на основании прогноза на 2015 год в соответствии с уровнем напряжения.
Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, связанными с эксплуатацией централизованных систем либо объектов, входящих в состав таких систем в размере 1 772,53 тыс. руб. в сфере водоснабжения и в размере 1 833,63 тыс. руб. в сфере водоотведения не приняты тарифным органом в связи с непредставлением обществом информации о проведении торгов по размещению заказов на осуществление ремонтных работ.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала, включаемые в необходимую валовую выручку, приняты тарифным органом по результатам анализа представленного обществом штатного расписания на 2015 г. Отклонения расходов на оплату труда обусловлены приведением расчета организации в соответствие положениям отраслевого тарифного соглашения в сфере ЖКХ на 2014-2016 гг. и действующему в ООО "Очистные сооружения" положению об оплате труда. Отчисления на социальные нужды определены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
К расходам по статье "Аренда имущества" в размере 5 422,95 тыс. руб. в сфере водоснабжения и 9 001,05 тыс. руб. в сфере водоотведения обществом отнесены расходы по договорам аренды от 30 октября 2014 г. N 8/2014 и от 30 октября 2014 г. N 9/2014, заключенным с открытым акционерным обществом "Юг".
Тарифным органом расходы по указанной статье исключены из расчета тарифов в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования, согласно которому расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Согласно материалам дела тарифным органом было учтено, что сведения о балансовой и остаточной стоимости арендуемого имущества, амортизации и налоговых отчислений на имущество содержат существенные расхождения и не подтверждены надлежащим образом.
По статье "Нормативная прибыль" тарифным органом уменьшен размер нормативной прибыли организации на 772,87 тыс. руб. по водоснабжению и на 1 514,42 тыс. руб. по водоотведению по сравнению с предложенным обществом, поскольку экономическая обоснованность заявленных обществом расходов не подтверждена.
Кроме того, экономическая обоснованность произведенных тарифным органом расчетов при установлении оспариваемых тарифов подтверждена экспертным заключением ООО "ЮгЭнергоИнжиниринг" от 31 декабря 2015 г., получившим оценку суда первой инстанции в соответствии со статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с иными доказательствами по делу.
При принятии решения суд апелляционной инстанции исходит из того, что установленные оспариваемым приказом тарифы соответствуют предельным индексам максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год, установленным приказом ФСТ России от 11 октября 2014 г. N 228-э/4, согласно которому в Краснодарском крае максимальная величина роста тарифов составляет 100,0% с 1 января по 30 июня 2015 г., а с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 114,5%.
Установление тарифа в предлагаемом заявителем размере предполагает значительное превышение максимальной величины роста тарифов, что ведет к значительному росту цен на питьевую воду и водоотведение для потребителей этих услуг.
Довод апелляционной жалобы об убытках общества по итогам десяти месяцев применения в 2015 году тарифов, установленных тарифным органом, не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 2 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 18-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был