Приказ Федеральной налоговой службы от 14 октября 2016 г. N ММВ-7-18/560@
"Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"
В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, недопущения формирования судебной практики, влекущей потери бюджета, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы приказываю:
1. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (первой, апелляционной, кассационной инстанций арбитражного суда округа), кассационной инстанции Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорной инстанции, за направлением в указанные суды обоснованных и подтвержденных доказательствами заявлений, отзывов, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и иных процессуальных документов.
Установленный настоящим приказом порядок взаимодействия ФНС России и территориальных налоговых органов по осуществлению судебной работы применяется к делам о банкротстве в случае, если иное не установлено порядком разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами в соответствии с пунктом 9 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собрании кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219 "О порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов".
При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свое действие постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также сохраняющие свое действие информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты арбитражных судов округов и Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.
Решение территориального налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем (исполняющим обязанности руководителя) соответствующего территориального налогового органа докладной записки начальника юридического (правового) отдела налогового органа (по делам о банкротстве - начальника структурного подразделения, ответственного за обеспечение процедур банкротства). Докладная записка должна содержать аргументированную позицию территориального налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.
В целях настоящего приказа при определении размера требований подлежат учету суммовые показатели, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых имеется вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной, суммы уменьшенного убытка по налогу на прибыль организаций, умноженного на коэффициент 0,3.
Сумма требований в делах о банкротстве определяется суммой требований по соответствующему обособленному спору в деле о банкротстве. В случае если сумма по обособленному спору больше, чем общая сумма задолженности должника по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, либо сумма по обособленному спору не подлежит определению, сумма требований определяется как общая сумма задолженности должника по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:
представление интересов налоговых органов специалистами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в судебных спорах по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений налоговых органов, вынесенных в соответствии со статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от суммы рассматриваемых требований;
обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г. Москве - по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);
правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;
надлежащую подготовку процессуальных документов, жалоб и отзывов к ним в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных спорах, в отношении следующих категорий судебных дел:
по оспариваемым суммам требований свыше 300 миллионов рублей (в том числе по делам в отношении одного или нескольких налогоплательщиков при совершении им (ими) аналогичных нарушений, общая сумма требований по которым составляет свыше 300 миллионов рублей, если нарушения носят методологический характер);
при наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;
при применении положений действующих международных налоговых соглашений и (или) совершения сделок с участием контрагентов зарубежных стран в отсутствие таких соглашений (в том числе статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, применении концепции конечного бенефициара (лица имеющего фактическое право на доход).
Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению строго по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу (Информация о судебном споре). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.
Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению единовременно в течение пяти рабочих дней после получения налоговым органом определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или даты поступления в налоговый орган заявления или даты опубликования на официальном сайте суда общей юрисдикции или арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представлению подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов территориального налогового органа, заявлений (исковых заявлений) налогоплательщиков, определений о принятии дела к производству (повесток о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции).
Информация по настоящему пункту по делам о банкротстве, а также спорам, связанным с делами о банкротстве, представляется в Управление обеспечения процедур банкротства по основаниям в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом, с учетом абзаца второго пункта 1 настоящего приказа.
4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление на постоянной основе в Правовое управление информации о рассматривающихся судебных делах, указанных в пункте 3 настоящего приказа.
Информация по данным делам подлежит предоставлению в Правовое управление ежемесячно, не позднее 5 числа каждого календарного месяца. Информация подлежит представлению строго по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу (Информация по значимому делу).
5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представлять в ФНС России для согласования:
проекты заявлений о взыскании в судебном порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации;
проекты заявлений (исковых заявлений) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
проекты гражданских исков, вытекающих из уголовных дел (в порядке уголовного или гражданского судопроизводств), за исключением уголовных дел о преступлениях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных налоговых органов;
проекты мировых соглашений, одной стороной которых является налоговый орган.
Одновременно с проектами указанных документов подлежат представлению:
актуализированная на дату направления проекта соответствующего документа информация о текущем финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, о текущем финансовом и имущественном состоянии (в том числе анализ общего состояния платежеспособности) лица, к которому заявляется требование, либо которое выступает поручителем и (или) залогодателем по мировому соглашению;
сведения обо всех взаимозависимых (прямо или косвенно) или подконтрольных лицах, либо об их отсутствии;
проект ходатайства о применении обеспечительных мер по заявленному требованию.
Несогласованные процессуальные документы, подлежащие согласованию в соответствии с настоящим пунктом, направлению (представлению) в суды не подлежат.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам направлять в ФНС России информацию и соответствующие материалы в случае представления налогоплательщиком или иным должником по делам с участием налоговых органов заявления о представлении рассрочки исполнения судебного акта в порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Процессуальные документы, а также информация о судебных спорах по настоящему пункту согласно приложению N 3 к настоящему приказу (Информация о результатах) представляются в Правовое управление, по делам о банкротстве - в Управление обеспечения процедур банкротства.
6. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам при наличии оснований для обжалования судебных актов в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, проекты согласованных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб и проекты жалоб, подготовленных межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, подлежат представлению не менее чем за месяц до окончания срока подачи кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации на согласование в Правовое управление с приложением в обязательном порядке материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных жалоб и кассационных жалоб, направленных в арбитражные суды округов, судебных актов (решений, постановлений, определений)).
Несогласованные ФНС России проекты жалоб не подлежат направлению в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию.
Направление в Правовое управление проектов кассационных жалоб в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и проектов надзорных жалоб осуществляется при наличии оснований, предусмотренных статьями 291.11, 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно, по судебным актам судов общей юрисдикции - статьями 387, 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 328, 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также в случае наличия противоречивой судебной практики по обжалуемому судебному акту.
В Правовое управление наряду с проектом жалобы направляется заключение начальника юридического (правового) отдела управления ФНС России по субъекту Российской Федерации с указанием оснований для обжалования, наличия противоречивой судебной практики на уровне не ниже постановлений кассационной инстанции, принятых федеральными судами округов и Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации с указанием номеров конкретных дел или с указанием об отсутствии таковых.
Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники (исполняющие обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам несут персональную ответственность по направлению проектов жалоб в части наличия оснований для пересмотра судебных актов.
При направлении в Правовое управление проектов жалоб налоговыми органами в сопроводительном письме в обязательном порядке указывается причина и правовое обоснование необходимости обжалования принятых судебных актов.
7. ФНС России поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам на постоянной основе осуществлять сбор и анализ информации о жалобах налогоплательщиков в Верховный Суд Российской Федерации, в том числе путем отслеживания движения судебных дел в электронных информационных ресурсах арбитражных судов и судов общей юрисдикции, до истечения всех процессуальных сроков для обращения в Верховный Суд Российской Федерации (для кассационных и надзорных жалоб, жалоб на имя Председателя или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации и пр.).
В случае выявления факта обращения налогоплательщика с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации или в Конституционный Суд Российской Федерации, информация о судебном деле, в рамках которого произошло обращение, подлежит направлению в Правовое управление в течение трех рабочих дней с момента выявления факта подачи жалобы.
Указанная информация направляется в Правовое управление с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Подлежат обязательному представлению управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление копии определений о передаче дела в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) процессуального документа (определения или иного документа) в управление или инспекцию вне зависимости от суммы исковых требований по соответствующему делу.
Подлежат обязательному представлению межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в Правовое управление проекты отзывов в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган кассационной или надзорной жалобы.
Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорного производства, которые поступают в территориальный налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление в срок не позднее пяти рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа.
Информация и документы в соответствии с настоящим пунктом в случае их отнесения к делам о банкротстве подлежат направлению (в том числе на согласование) в Управление обеспечения процедур банкротства в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.
8. В случае необходимости для представления интересов налоговых органов в судах по инициативе юридических (правовых) отделов и структурных подразделений, ответственных за обеспечение процедур банкротства, привлекаются сотрудники структурных подразделений налоговых органов, в функциональные обязанности которых входит осуществление мероприятий налогового контроля, и (или) иных структурных подразделений налоговых органов.
По инициативе Правового управления или Управления обеспечения процедур банкротства могут привлекаться сотрудники иных структурных подразделений центрального аппарата ФНС России.
9. Правовому управлению (О.В. Овчар), Управлению обеспечения процедур банкротства (К.Н. Чекмышев) по получении информации, указанной в пунктах 3-6 настоящего приказа, обеспечить:
контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах территориальными налоговыми органами;
при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления, Управления обеспечения процедур банкротства и других структурных подразделений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.
10. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах".
11. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.
Руководитель Федеральной |
М.В. Мишустин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заново урегулированы вопросы представления интересов налоговых органов в судах.
При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре в порядке надзора необходимо учитывать сложившуюся судебную практику.
Решение налогового органа о необжаловании судебных актов принимается согласованием руководителем налогового органа докладной записки начальника юридического отдела.
УФНС России должны обеспечить представление интересов налоговых органов специалистами в судебных спорах по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений инспекций вне зависимости от суммы рассматриваемых требований.
Предусмотрено обязательное участие специалистов управлений в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 млн руб. (для Московской области и Санкт-Петербурга - свыше 50 млн руб., для Москвы - свыше 100 млн руб.).
Прописываются правила согласования отдельных документов, в т. ч. проектов заявлений о взыскании, мировых соглашений, гражданских исков.
Приказ ФНС России от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ признан утратившим силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 октября 2016 г. N ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной налоговой службы от 4 марта 2019 г. N ММВ-7-18/109@
Изменения вступают в силу с 4 марта 2019 г.