Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Н.Н. Филюшкиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Филюшкина оспаривает конституционность части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации", согласно которой гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Н.Н. Филюшкина обратилась в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года - дату вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", указав, что не имела постоянной регистрации на территории Российской Федерации, но фактически проживала в городе Санкт-Петербурге с 1988 года и проживает в настоящее время, а установление данного факта необходимо ей для получения гражданства Российской Федерации.
Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении ее заявления было отказано. Суд пришел к выводу, что заявительницей не доказано постоянное проживание на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года. Кроме того, суд с учетом справки Генерального консульства Украины в городе Санкт-Петербурге установил, что в настоящий момент Н.Н. Филюшкина является гражданкой Украины, и указал, что данное обстоятельство исключает признание лица гражданином Российской Федерации по основанию постоянного проживания в Российской Федерации на соответствующую дату. В передаче кассационных жалоб на указанные судебные постановления для рассмотрения на заседании судов кассационной инстанции заявительнице также было отказано.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение в его истолковании правоприменительными органами позволяет отказывать лицу в приобретении гражданства Российской Федерации в порядке признания в связи с признанием другим государством бывшего СССР данного лица своим гражданином, притом что такое лицо не совершало никаких действий для приобретения гражданства этого государства. В связи с этим заявительница просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 6.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Согласно части седьмой его статьи 4 наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
До вступления в силу данного Федерального закона (1 июля 2002 года) основания приобретения гражданства Российской Федерации были определены Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", положения которого были направлены на решение вопросов гражданства лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу о порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, состоявшими в гражданстве СССР, после вступления в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 16 мая 1996 года N 12-П; определения от 21 апреля 2005 года N 118-О, от 24 мая 2005 года N 235-О, от 28 июня 2012 года N 1254-О и от 29 мая 2014 года N 1267-О) лица, которые приобрели по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства, утрачивают право на приобретение гражданства Российской Федерации по основаниям, установленным Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", в частности в порядке признания (статья 13 указанного Закона), и могут приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с действующим Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", что, однако, не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав.
В связи с этим и принимая во внимание, что судами, вопреки утверждению заявительницы, не был установлен факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", данное законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же вопроса о гражданстве заявительницы, в частности выяснение обстоятельств приобретения ею гражданства Украины, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а относится к прерогативе органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства, и судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Филюшкиной Натальи Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Филюшкиной Натальи Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был