Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники.
Приложение: на л. в 1 экз.
Директор департамента |
А.Э. Страдзе |
Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Планом мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденным Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р и направлены на развитие и повышение эффективности сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники.
Настоящие рекомендации адресованы руководителям и специалистам:
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования;
организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ с использованием сетевой формы.
Рекомендации содержат описание сущности и основных принципов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур, цели, задачи, основные направления и формы сетевого взаимодействия.
Одной из ключевых составляющих рекомендаций является описание нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур.
1.1. Сущность сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества и необходимость его развития
Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования на современном этапе является организация всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 1 статьи 13 и статья 15) определена возможность реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме.
Для системы образования потребность в сетевом взаимодействии определяется возможностями, которые предоставляет новая форма организации образовательной деятельности. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельной образовательной организации, а также генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста)*(1). Таким образом, создается потенциал, который приводит как к развитию системы образования, так и к повышению качества образовательной деятельности.
Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.
При этом сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники можно описать как способ совместной деятельности, организаций и учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими, в результате которой формируются совместные группы учащихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием общих ресурсов.
Анализ деятельности организаций дополнительного образования, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники позволил выявить ряд существующих проблем:
недостаточное материально-техническое обеспечение организаций дополнительного образования для осуществления деятельности;
недостаток квалифицированных специалистов, участвующих в организации и развитии;
недостаток или неактуальность дополнительных общеобразовательных программ;
ограниченное количество мероприятий, способствующих привлечению детей в системы дополнительного образования детей, а также увеличению охвата детей дополнительными общеобразовательными программами.
Организация сетевого взаимодействия необходима для расширения ресурсных возможностей организаций.
1.2. Участники (субъекты) сетевого взаимодействия
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) реализация образовательных программ с использованием сетевой формы может осуществляться:
с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных;
с использованием ресурсов иных организаций.
Законодательством не ограничен перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме. Образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.
Участниками сетевого взаимодействия, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники наряду с образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы*(2), могут стать:
органы управления образованием;
общеобразовательные организации - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
профессиональные образовательные организации - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
научные учреждения и организации,
учреждения культуры и социальной сферы;
коммерческие организации и предприятия (промышленные предприятия, представители бизнес-сообщества и т.п.);
объекты инновационной инфраструктуры;
организации - участники территориальных инновационных кластеров;
иные организации, обладающие потенциалом для реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Участники сетевого взаимодействия, в том числе в сфере научно-технического творчества робототехники по критериям доступа и степени участия в работе сети могут условно подразделяться на:
действительных, то есть имеющих доступ ко всем функциональным возможностям сети и участвующим в работе сети напрямую;
ассоциированных, то есть имеющих доступ не ко всем функциональным возможностям сети либо осуществляющих взаимодействие с сетью через одного из действительных членов.
По месту и характеру связей участники сетевого взаимодействия могут относиться к:
первому уровню - участники, находящиеся в постоянном взаимодействии с другими членами сети и с центром;
второму и последующим уровням - участники, взаимодействующие с группой членов сети и почти не взаимодействующие с центром*(3).
1.3. Определение взаимных интересов участников сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества (в том числе робототехники)
Для системы образования потребность в организации сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества (в том числе робототехники) определяется следующими интересами:
ускоренное проведение реформы образования. Адаптация к новым условиям в сжатые сроки возможна только при активном взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности на основе общих целей и интересов;
обеспечение высокого качества образования;
возможность расширения ресурсов системы образования.
Для образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, участие в сетевом взаимодействии позволяет удовлетворить следующие интересы и потребности:
увеличение количества детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием в сфере научно-технического творчества;
возможность использовать новые формы работы и форматы взаимодействия в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста);
расширение вариативности содержания дополнительного образования детей и возможности личностного выбора деятельности, определяющей образовательную траекторию;
повышение эффективности образовательной деятельности и качества образовательного результата;
расширение ресурсных возможностей образовательной организации, в том числе восполнения недостаточности материально-технического обеспечения организаций дополнительного образования для осуществления деятельности в сфере научно-технического творчества;
привлечение квалифицированных специалистов к организации и развитию научно-технического творчества, в том числе робототехники;
разработка современных инновационных дополнительных общеобразовательных программ в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники.
Участие коммерческих организаций и предприятий может быть обусловлено решением следующих задач:
кадровая заинтересованность (взаимодействие с квалифицированными специалистами в научно-технической сфере, формирование кадрового ресурса, привлечение молодых специалистов, участие в профориентационной работе и т.п.)
информационная заинтересованность (возможность получить доступ к новым техническим идеям, технологиям, в том числе на этапе зарождения, участвовать в их разработках);
финансовая заинтересованность (возможность получить прибыль, налоговые льготы и т.п.).
2. Основные принципы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур
Основными принципами сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур являются:
наличие объединяющей цели, предполагающей конкурентное сотрудничество, основанное на индивидуальном прогрессе каждого участника сетевого взаимодействия, недостижимом за его пределами. Такая объединяющая цель основана, как правило, на заинтересованности участников в использовании совместных ресурсов сети;
взаимная выгода - решение участниками сетевого взаимодействия собственных задач, без ущемления интересов других участников;
инновационность, предполагающая постоянное внедрение новых технологий в организацию научно-технического творчества (в том числе робототехники), выработку новых идей и решений, их распространение;
экономическая целесообразность, определяемая необходимостью решать не только образовательные задачи конкретной образовательной организации, но и реализовывать стратегию социально-экономического развития региона и страны в целом;
множественность уровней взаимодействия: сетевое взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. Каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней;
добровольность - участники сетевого взаимодействия самостоятельно определяют объемы и структуру своего участия по конкретным проектам;
независимость членов сети - определенная степень свободы участников сетевого взаимодействия, достаточная для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат;
формирование норм сетевого взаимодействия "снизу", посредством процессов самоорганизации и саморегулирования;
широкая специализация участников;
синергия - кумулятивный положительный эффект, который значительно повышает совокупные результаты нескольких учреждений в сравнении с уровнями эффективности каждого из них по отдельности. При этом источником синергетического эффекта могут быть как материальные (например, использование одних и тех же помещений, производственных мощностей, общих служб), так и нематериальные (идеи, стратегии, научно-образовательные продукты, услуги) ресурсы и др.
3. Основные направления сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники
Направления сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники целесообразно разделить на два основных блока, связанные с:
созданием широкого спектра условий, необходимых для эффективной реализации сетевого взаимодействия;
модернизацией содержания научно-технического творчества (в том числе робототехники), осуществляемой в рамках реализации сетевого взаимодействия.
3.1. Создание условий для организации сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники:
3.1.1. Создание организационных условий сетевого взаимодействия:
выявление на территории группы образовательных организаций (общего, дополнительного и профессионального образования), обладающих потребностью и заинтересованностью в создании модели сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества;
определение организации (структуры) - лидера, способного взять на себя функции по координации и регламентированию сетевого взаимодействия;
разработка норм и правил сетевого взаимодействия;
определение ресурсов и участников, которыми готовы обмениваться участники сетевого взаимодействия;
создание нормативных документов и внесение правок в уже существующие организационные документы с целью регламентации сетевого взаимодействия;
обеспечение возможности свободного перемещения педагогов и учащихся в образовательном пространстве технического творчества.
3.1.2. Информационно-мотивационное обеспечение деятельности участников сетевого взаимодействия. Создание единого информационного пространства сетевого взаимодействия
Создание информационных условий для сетевого взаимодействия предполагает доступ к информации, требующейся при реализации модели сетевого взаимодействия по проблеме организации технического творчества, свободное циркулирование информации внутри модели и информационный обмен с внешней средой модели, соблюдение требования достаточности и достоверности информации.
В рамках реализации данного направления должен проводиться анализ и подбор потенциальных партнеров для сетевого взаимодействия следующими возможными способами:
организация и проведение мониторинга существующей инфраструктуры с целью определения необходимости и возможности организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники;
создание единой информационной площадки (интернет-ресурса), содержащей всю необходимую информацию и функции для организации сетевого взаимодействия, в том числе:
описание методической и нормативной правовой базы для организации сетевого взаимодействия;
консультативное сопровождение;
возможности онлайн и офлайн взаимодействия;
разработка мер по мотивированию представителей промышленных предприятий и бизнес-структур к реализации сетевого взаимодействия с образовательными организациями;
разработка и использование других возможных мер и механизмов информирования потенциальных и реальных участников сетевого взаимодействия по актуальным вопросам сотрудничества в сфере научно-технического творчества детей и молодежи.
3.1.3 Анализ опыта стажировочных площадок
Стажировочные площадки в настоящее время приобрели статус транслятора инновационного педагогического опыта и обеспечивают возможность получения эффективной и адресной информационной и методической поддержки специалистов образования. Деятельность стажировочной площадки направлена на обеспечение практической отработки стажерами эффективных образцов организации сетевого взаимодействия в рамках научно-технического творчества, содержания и технологий дополнительного образования по указанному направлению, а также новых механизмов управления образованием.
При этом анализ деятельности стажировочных площадок предполагает не только заимствование позитивных практик, но и изучение их негативного опыта с целью недопущения его повторения при последующей реализации сетевого взаимодействия. Для осуществления указанного анализа может быть использована информация о стажировочных площадках, размещаемая на единой информационной площадке, а также собранная непосредственно организаторами или участниками сетевого взаимодействия.
3.1.4 Развитие кадрового потенциала дополнительного научно-технического образования детей и молодежи в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники
Данное направление должно предусматривать:
привлечение, в том числе за счет участников сетевого взаимодействия, специалистов необходимой квалификации, готовых к формированию сетевого взаимодействия относительно организации технического творчества, наличие потенциала развития, инновационности и креативности мышления, готовности к переменам, уступкам, сотрудничеству;
объединение усилий для создания целенаправленной и планомерной системы обучения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и других специалистов дополнительного образования, которая должна включать знакомство с новыми технологиями, инновациями, привлечение к реализации проектов и организации мероприятий.
3.1.5 Финансовое обеспечение организации сетевого взаимодействия
Организация сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества предполагает многоканальное финансирование дополнительного образования:
финансирование государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций на основе государственного (муниципального) задания на принципах нормативного подушевого финансирования;
персонифицированное финансирование (на основе сертификата) организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, выбранных потребителем;
софинансирование (частично платные услуги) со стороны потребителей, кредитование граждан, обучающихся по дополнительным образовательным программам;
субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере дополнительного образования;
косвенное финансирование (льготы по налогам и др.).
Вопрос о финансировании оказания образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия может быть решён в условиях нормативно-бюджетного финансирования, если за основу норматива принимается стоимость бюджетной образовательной услуги (в соответствии со стоимостью стандартной образовательной программы и числом обучающихся по этой программе в муниципальной образовательной сети), что обеспечивает возможность передачи финансирования из организации в организацию ("деньги следуют за учеником").
3.1.6 Разработка модели кооперации для консолидации материально-технических ресурсов при осуществлении сетевого взаимодействия
Модель кооперации может включать мероприятия, необходимые для построения взаимодействия с организациями - участниками инновационных территориальных кластеров, организациями системы образования и органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования субъекта Российской Федерации.
В составе разрабатываемой модели рекомендуется определить:
цели создания модели;
задачи, решаемые в рамках реализации модели кооперации;
основные элементы информационной концепции взаимодействия;
модель взаимодействия;
эффективные формы взаимодействия с органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования субъекта Российской Федерации.
Механизм реализации модели кооперации осуществляется на договорной основе. Вся совокупность форм и видов совместной деятельности участников сети выстраивается в качестве системы согласованных между собой разнопредметных договоров, а также внутренних локальных нормативных актов, предусмотренных уставами организаций - участников сетевого взаимодействия. В качестве договорных форм могут использоваться договоры аренды, договоры безвозмездного оказания услуг; договоры возмездного оказания услуг; договоры поручения; другие договорные формы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Наиболее перспективной является форма договора безвозмездного (возмездного) оказания услуг.
3.2 Модернизация содержания научно-технического творчества (в том числе робототехники)
Модернизация осуществляется в рамках реализации сетевого взаимодействия и предусматривает проектирование и внедрение дополнительных общеобразовательных программ в соответствии со следующими положениями:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.
В рамках данного направления на основе сетевого взаимодействия, особенно с промышленными предприятиями, объектами инновационной инфраструктуры, бизнес-структурами целесообразна реализация следующих подходов.
3.2.1 Совместные с участием всех субъектов сетевого взаимодействия разработка, апробация, согласование и последующая реализация дополнительных общеобразовательных программ нового поколения с инновационной составляющей, в том числе профессионально ориентированных
В рамках разрабатываемых программ рекомендуется учитывать современные тенденции развития техносферы, а также приоритеты научно-технического и экономического развития региона. При разработке программы с участием промышленного предприятия или бизнес-структуры (организации) должен быть учтен опыт и направление деятельности предприятия или организации в отрасли. Также при разработке программ целесообразно создавать команды для консультирования и научного сопровождения, в которые наряду с разработчиками могут входить специалисты предприятий и бизнес-структур. Апробация разработанных программ может включать в себя пилотное обучение детей в количестве, определенном в рамках требований к программе, а также формирование отчета по итогам обучения, включающего в себя информацию о сроках и формах проведения занятий, количестве обученных детей. Реализация таких программ должна предусматривать использование современных, в том числе дистанционных технологий в рамках обучения детей и повышения квалификации педагогов.
Обучение детей по разработанным и апробированным программам может реализовываться (частично или полностью) с участием промышленных предприятий, объектов инновационной инфраструктуры с использованием современного оборудования. Обучение детей производится с применением разработанных в кооперации или адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Допускается использование программ, разработанных самостоятельно организацией дополнительного образования, но в этом случае она должна быть адаптирована под использование площадей и инновационного оборудования промышленных предприятий и объектов инновационной инфраструктуры.
Кроме этого, в рамках сетевого взаимодействия в сфере технического творчества необходимо выработать механизм координации учебных планов образовательных организаций - участников сетевого взаимодействия, который зависит от состава участников и складывающихся организационных схем и гражданско-правовых форм их взаимодействия.
Также важным представляется выработка механизма зачета образовательной организацией результатов по дополнительным образовательным программам, освоенным учащимися в рамках организованного сетевого взаимодействия, осуществляемого на следующих, независимых друг от друга основаниях:
а) Зачет освоенных дополнительных образовательных программ на основе нормативных правовых актов организации дополнительного образования, а также нормативных правовых актов муниципального и регионального уровней.
б) Зачет освоенных дополнительных образовательных программ при наличии у сторонней образовательной организации государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности.
3.2.2 Совместная с участниками сетевого взаимодействия (включая промышленные предприятия и бизнес-структуры) организация массовой деятельности в дополнительном техническом образовании детей и молодежи региона, включающая в себя проведение массовых мероприятий
Совместно с участниками сетевого взаимодействия могут проводиться следующие виды мероприятий:
региональные конкурсы исследовательских, научно-исследовательских работ и проектов;
предметные олимпиады и конкурсы;
летние образовательные лагеря технической направленности;
"аукционы идей" и грантовые региональные конкурсы - ярмарки технических и технологических инноваций;
круглые столы, научно-практические семинары и выставки, в т.ч. проводимые дистанционно с использованием информационных технологий.
научно-практические конференции одаренных детей, талантливой молодежи "Инновации - молодежи";
региональные молодежные форумы;
семинары и "круглые столы" по вопросам изобретательской, и инновационной деятельности;
проектные сессии по разработке инновационных бизнес-планов;
лектории, рабочие встречи, пресс-конференции по проблемам: "Инновационное предпринимательство и управление технологиями проектов", "Технология создания молодежного бизнеса", "Защита авторских прав" и др.
3.2.3 Привлечение детей к проектной деятельности
Осуществление проектной деятельности целесообразно организовывать с использованием инновационного оборудования и установок, включая обеспечение доступа детей и молодежи к современному оборудованию промышленного производства для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей, а также реализации собственных проектов. В рамках проектной деятельности рекомендуется использование моделей, при которых дети могут принимать самостоятельные и коллективные решения без прямого участия преподавателей. Основной целью проектной деятельности является самостоятельное изучение сферы и поиск решений, а также обучение работе в команде.
Данное направление сетевого взаимодействия предусматривает проведение следующих мероприятий:
создание лабораторного комплекса в части формирования комплекта инновационного оборудования и установок. Комплект оборудования может располагаться на базе других объектов инновационной инфраструктуры (например, может располагаться у организации - участника инновационного территориального кластера, технологического ВУЗа, профильной организации среднего профессионального образования, Центра молодежного инновационного творчества, Школьного технопарка территории муниципального округа);
составление базы потенциальных участников деятельности из числа организаций инновационной инфраструктуры региона, в распоряжении которых имеется инновационное оборудование и установки;
построение кооперации в части совместного использования оборудования с представителями производственной и инновационной инфраструктуры, включая организации - участников инновационного территориального кластера, а также использование научных кадров в качестве преподавателей;
формирование лабораторного комплекса, включая лабораторные практикумы, тренажеры, разработку исследовательских проектов, индивидуальные консультации одаренных детей и талантливой молодежи со специалистами лабораторий;
выбор направлений реализуемых программ с использованием инновационного оборудования и лабораторных установок.
3.2.4 Информационное обеспечение развития дополнительного технического образования детей и молодежи
В рамках модернизации содержания научно-технического творчества (в том числе робототехники) совместными усилиями участников сетевого взаимодействия целесообразно реализовывать информационное обеспечение развития дополнительного технического образования детей и молодежи, которое включает использование различных форм консультирования детей, организацию деятельности виртуальных площадок, проведение рекламных акций и маркетинговых кампаний, создание исследовательского раздела на Интернет-сайте. В данное направление могут входить:
разработка механизма сетевой формы консультирования одаренных детей и талантливой молодежи по вопросам предпрофессиональной подготовки;
реализация сетевых форм консультирования одаренных детей и талантливой молодежи по вопросам предпрофессионального становления;
разработка плана организации деятельности виртуальных площадок профессиональных сообществ, тематическое общение науки и бизнеса, педагогов со специалистами, детей и молодежи с консультантами из профильных организаций высшего профессионального образования, промышленных предприятий и бизнес-структур;
проведение рекламных акций и маркетинговых кампаний по формированию позитивного образа профессиональной деятельности и дополнительного технического образования, обеспечение общественно-профессионального признания дополнительных общеобразовательных программ для привлечения абитуриентов, привлечение молодых специалистов в сферу дополнительного образования детей и молодежи, максимальное информирование о предложениях образовательных услуг на рынке труда;
создание исследовательского раздела на Интернет-сайте по формированию перечня приоритетных направлений, вакантных должностей и важнейших для территории инновационных проектов;
развитие рынка услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн сервисы) с использованием ресурсов, созданных в рамках сетевого взаимодействия.
3.2.5 Развитие сетевых образовательных технологий
В рамках данного направления участниками сетевого взаимодействия может быть организована деятельность по формированию учебно-методических комплексов к программам спортивно-технического, научно-технического и естественно-научного профилей, сбору материалов видеоконференций и вебинаров, мастерклассов, на основе которых будут созданы основные линии дополнительного дистанционного образования детей и молодежи региона (сетевые образовательные проекты).
Рекомендуется проводить обучение по дистанционным образовательным программам, ориентированным на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая:
разработку модели организации обучения по дистанционным образовательным программам детей и молодежи региона (в том числе обучение детей с ограниченными физическими возможностями);
выбор и внедрение платформы для проведения обучения по дистанционным образовательным программам детей и молодежи региона;
выбор направлений дистанционных образовательных программ;
разработку дистанционных образовательных программ;
проведение обучения по дистанционным образовательным программам детей и молодежи региона (в том числе обучение детей с ограниченными физическими возможностями);
предоставление доступа к платформе, на базе которой осуществляется проведение дистанционных занятий;
проведение обучения с использованием апробированных программ.
4. Структура и формы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур
Основу сети, как конструкции, составляют:
система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);
распределенность работ по участникам сети - перечень задач, за которые ответственны звенья сети;
узлы сети - структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети, либо участники - непосредственные исполнители деятельности;
нормативное правовое и организационно-техническое обеспечение.
Успех любой сети и сетевого взаимодействия во многом определяют четыре параметра*(4):
1. Размер сети, который характеризуется охватом вида деятельности и представления данной сети на определенной территории и в определенном виде деятельности.;
2. Композиция сети. Конкурентные преимущества сети и ее результативность вытекают также из объединения различных возможностей участников.
3. Внутренняя конкуренция. Партнерская сеть создает барьеры внешним конкурентам и одновременно усиливает конкуренцию между своими членами, от которых требуется инновационная активность, повышенная гибкость и гарантия безопасности обеспечения.;
4. Совместное управление. Партнерство в сети не предполагает управляющего органа с правами принятия решения каждым участником.
В рамках сетевого взаимодействия его участники могут выступать:
субъектами внутриведомственного взаимодействия (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации), организующие инновационную интегрированную среду, направленную на создание необходимых условий развития научно-технического творчества, обновление, совершенствование образовательных практик, апробацию активных форм и передовых образовательных технологий;
субъектами межведомственного взаимодействия, когда наряду с образовательными организациями в сетевом взаимодействии участвуют юридические лица, физические лица, автономные некоммерческие организации, промышленные предприятия с различными формами государственного и государственно-частного партнерства.
Фактор принадлежности к тому или иному виду взаимодействия является решающим при определении содержания, структуры, правовой основы конкретной организационной формы сетевого взаимодействия.
Условно все многообразие организационных форм сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур можно объединить в следующие группы:
1) формы "социального партнерства", предусматривающего "вертикальные" связи между участниками сетевого взаимодействия, когда субъектами сетевого взаимодействия выступают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы).
2) формы "горизонтальной сети" (когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных учреждений). Наиболее распространенный тип "горизонтальной сети" - муниципальная сеть (система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования).
5. Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур
5.1. Общее нормативное правовое обоснование сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур
Сетевое взаимодействие должно быть обеспечено необходимым комплектом нормативных правовых документов. Сетевое взаимодействие может быть оформлено как в договорных формах между его участниками, так и посредством учреждения участниками сети нового юридического лица, представляющего саму сетевую соорганизацию как самостоятельный субъект права. Набор нормативных правовых и организационных документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям: возможность проведения обучения в формах и режимах сетевого образования; основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов; основания для зачета образовательных услуг, оказанных различными учреждениями; возможность внесения корректировок (по кадровому обеспечению, тематике, срокам проведения и т.д.) в ходе оказания образовательных услуг.
Возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями и иными юридическими лицами закреплена законодательно в статье 15 273-ФЗ: "Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения учащимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций".
Законом допускаются самые разнообразные варианты объединений субъектов сетевой формы реализации образовательных программ. Между собой могут взаимодействовать и осуществлять совместную деятельность:
различные государственные и муниципальные образовательные организации;
образовательные организации дошкольного, общего, дополнительного образования, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и т.п.;
государственные и муниципальные образовательные организации с частными (негосударственными) образовательными организациями;
государственные и муниципальные образовательные организации с работодателями (государственными, муниципальными, частными коммерческими организациями), в том числе промышленными предприятиями и бизнес-структурами и их объединениями;
государственные и муниципальные образовательные организации с некоммерческими организациями и общественными объединениями и т.п.
Возможны также смешанные варианты из приведенных выше.
Объектами сетевого взаимодействия в целях, предусмотренных статьей 15 273-ФЗ, являются образовательные программы. При этом не установлено ограничений на типы и виды образовательных программ, которые могут быть реализованы в сетевой форме. Также к компетенции самих образовательных организаций относится возможность решения о разделении между собой деятельности по реализации отдельных разделов, частей, курсов, модулей и т.п. образовательной программы, реализуемой ими совместно в сетевой форме.
5.2 Типовая структура и содержание договоров сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур
Пункт 2 статьи 15 N 273-ФЗ предписывает договорной характер отношений между организациями, использующими предусмотренный данной статьей совместный (сетевой) порядок реализации образовательных программ: "Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями".
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
срок действия договора, порядок его изменения и прекращения".
273-ФЗ не устанавливает новые формы, виды и наименования гражданско-правовых договоров, регламентированных кодифицированным законодательным актом более высокой юридической силы - Гражданским кодексом Российской Федерации. Поэтому договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен быть оформлен в той или иной форме гражданско-правового договора из перечня, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации, с обязательным внесением в него тех необходимых условий договора, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 15 273-ФЗ.
6. Рекомендации по механизмам формирования (стимулирования) у производственных предприятий и бизнес-сообществ мотивации участия в развитии дополнительного образования детей
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства предполагает:
обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;
совершенствование (при необходимости - упрощение) лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное (муниципальное) имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
использование механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
предоставление государственных гарантий для перспективных инициативных проектов в сфере дополнительного образования детей;
увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;
формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц;
содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
В качестве механизмов развития государственно-общественного управления в сфере дополнительного образования могут быть предложены:
партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;
сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
создание интегрированных (комплексных) организаций социальной сферы;
персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей программу после ее выбора потребителем;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительного образования, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;
использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.
В современных социально-экономических условиях и с учетом стратегических интересов развития страны эффективное участие промышленных предприятий и бизнес-структур в модернизации образования приобретает особую актуальность. В связи с этим, обостряется проблема формирования у промышленных предприятий и бизнес-структур в мотивации участия в развитии дополнительного образования детей.
Можно выделить две условные группы мотивов участия промышленных предприятий и бизнес-структур в развитии дополнительного образования детей:
мотивы социальной ответственности за развитие отечественного образования;
мотивы, вызванные производственными и бизнес-интересами, определяемыми стратегиями развития производств и бизнеса.
Участие в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного и профессионального образования, дает возможность бизнес-структурам через совместную реализацию образовательных программ готовить для себя мотивированные и подготовленные кадры.
7. Ожидаемые результаты организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники
Развитие сетевого взаимодействия в сфере научно-технического творчества (в том числе робототехники) обеспечит следующие результаты:
увеличение охвата детей дополнительными образовательными программами по направлению "научно-техническое творчество";
создание условий и формирование компетенций для использования детьми и молодежью ресурсов неформального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
формирование механизмов финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;
формирование эффективных механизмов государственно-общественного и межведомственного управления дополнительным образованием детей;
реализация моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
обеспечение высокого качества и обновляемости дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
создание комплексной инфраструктуры современного детства, удовлетворяющей общественные потребности в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
Комментарий к методическим рекомендациям организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники
Какие организации могут стать участниками сетевого взаимодействия?
Законодательством не ограничен перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме.
В статье 2 Закона об образовании участники отношений в сфере образования определены как "участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения".
Статьей 15 Закона об образовании установлено, что "в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой".
Какие организации имеют право на реализацию образовательных программ?
Законодательством предусмотрена возможность освоения учащимися образовательной программы (образовательных программ) не только в рамках одной образовательной организации, но и с использованием ресурсов двух и более образовательных организаций, а также с использованием ресурсов иных организаций, которые собственно образовательную деятельность не осуществляют и образовательные программы не реализуют, но могут предоставить образовательной организации необходимые дополнительные ресурсы для освоения учащимися образовательных программ.
В пункте 1 статьи 15 273-ФЗ разъясняется: "В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой".
В пункте 2 статьи 15 273-ФЗ оговорена возможность совместной разработки образовательных программ, если они реализуются в сетевой форме двумя или более образовательными организациями и/или организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Понятно, что в случае, если среди субъектов, привлеченных для сетевой формы реализации образовательных программ, имеется только одна образовательная организация, а остальные организации, не имеющие права на осуществление образовательной деятельности, только предоставляют необходимые ресурсы для реализации образовательных программ, то именно только эта образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить, а также осуществлять в дальнейшем реализацию образовательных программ с использованием ресурсов, предоставленных всеми другими участниками сетевого взаимодействия.
Кто из участников сетевого взаимодействия несет ответственность за реализацию образовательных программ?
Образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об образовании ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация.
Каков механизм зачета освоенных дополнительных образовательных программ на основе нормативных правовых актов организации дополнительного образования?
Зачет освоенных дополнительных образовательных программ на основе нормативных правовых актов организации дополнительного образования, а также нормативных правовых актов муниципального и регионального уровней.
Организация дополнительного образования вправе вступать в договорные отношения с другими образовательными организациями относительно зачетов образовательных результатов учащихся по дополнительным образовательным программам, освоенным в рамках организованного сетевого взаимодействия. При этом образовательная организация вносит в свой устав соответствующее положение, регулирующее порядок заключения таких договоров. Также допускается осуществление зачета образовательных результатов учащихся по дополнительным образовательным программам на основе взаимосогласованных локальных нормативных актов образовательных организаций. Данный порядок зачета может быть регламентирован соответствующими изменениями в уставе образовательной организации.
В случае наличия общего учредителя решение о зачете может приниматься на основании его соответствующего распоряжения. При этом учредитель должен будет определить порядок осуществления текущей и итоговой аттестации учащихся, осваивающих дополнительные образовательные программы в нескольких учрежденных им образовательных организациях. Учредитель также вправе своим распоряжением обязать организации дополнительного образования зачитывать образовательные результаты учащихся по дополнительным образовательным программам, освоенным в иных образовательных организациях, перечисленных в соответствующем, ежегодно утверждаемом им перечне.
На региональном уровне органы управления образованием могут утверждать свой перечень образовательных организаций, дополнительные образовательные программы которых могут осваиваться учащимися с обязательным зачетом результатов образовательными учреждениями данного региона.
Каковы особенности зачета дополнительных образовательных программ при наличии у сторонней образовательной организации государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности?
Зачет освоенных дополнительных образовательных программ при наличии у сторонней образовательной организации государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности.
Перспективным направлением совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности образовательных организаций является регламентация их деятельности в процессе реализации отдельных учебных курсов и дисциплин за пределами определяющих их статус образовательных программ. Данная коррекция предполагает внесение изменений и дополнений в процедуры лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций. Изменения обеспечивают право образовательных организаций на ведение образовательной деятельности по отдельным учебным курсам и дисциплинам.
При наличии такой коррекции сторонняя образовательная организация будет вправе выдавать документ установленного образца. Например, справку (сертификат), в которой указывается результат освоения определенного учебного курса или дисциплины. Тогда общеобразовательное учреждение будет обязано засчитывать данные образовательные результаты при итоговой аттестации. Это означает, что заочные школы, организации дополнительного образования, учреждения культуры и спорта, другие организации - участники сетевого взаимодействия смогут получить лицензию, пройти аттестацию и государственную аккредитацию и выдавать документ об образовании и (или) квалификации не на всю программу дополнительного образования, а на определенные учебные курсы и дисциплины, при этом другие образовательные организации обязаны будут зачитывать образовательные результаты учащихся по названным учебным курсам и дисциплинам в обязательном порядке.
Каковы основные параметры сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур?
Успех любой сети и сетевого взаимодействия во многом определяют четыре параметра*(4):
1. Размер сети, который характеризуется охватом вида деятельности и представления данной сети на определенной территории и в определенном виде деятельности. Правильное определение критериев размера сети определяет стратегию партнерства;
2. Композиция сети. Конкурентные преимущества сети и ее результативность вытекают также из объединения различных возможностей участников. Главное при этом не размер (объем) возможностей, а их правильное дополнение друг другом. Дополнение может быть по техническим и технологическим возможностям. Взаимное дополнение может идти и по пути географического охвата, при котором объединяются фирмы с примерно одинаковыми возможностями, но они действуют на различных территориях;
3. Внутренняя конкуренция. Партнерская сеть создает барьеры внешним конкурентам и одновременно усиливает конкуренцию между своими членами, от которых требуется инновационная активность, повышенная гибкость и гарантия безопасности обеспечения. Внутренняя конкуренция возможна до определенного уровня. В противном случае она разрушает сеть;
4. Совместное управление. Партнерство в сети не предполагает управляющего органа с правами принятия решения каждым участником. Однако формальная структура просто необходима, когда сеть велика и существует большая внутренняя конкуренция. Совместное управление состоит в выработке общих целей и правил поведения.
Какие организационные формы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и бизнес-структур действуют на территории РФ?
Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур действующих в Российской федерации имеет множество организационных форм, но всех их можно объединить в следующие группы:
1) формы "социального партнерства", предусматривающего "вертикальные" связи между участниками сетевого взаимодействия, когда субъектами сетевого взаимодействия выступают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы). Данный вариант сетевого взаимодействия наиболее ясен, как с правовой, так и содержательной точки зрения, так как его участники представляют собой разные звенья одного образовательного процесса. В этой связи, очевидно, что предыдущая ступень в той или иной степени работает на интересы следующей.
2) формы "горизонтальной сети" (когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных учреждений). Наиболее распространенный тип "горизонтальной сети" - муниципальная сеть (система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования).
"Горизонтальные сети" могут различаться по типу организации.
Первый тип - сеть равноправных субъектов, когда, например, на базе одной школы организуется изучение предметов физико-математического цикла, на базе другой - предметов гуманитарного цикла и т.д., при этом встроенные в сеть организации дополнительного образования соотносят свои программы с программами общеобразовательных учреждений, повышая тем самым качество подготовки учащихся.
Второй тип - "кустовая сеть", предполагающая группировку сети школ и организаций дополнительного образования детей вокруг одного более мощного образовательного учреждения - учебного ресурсного центра, на базе которого реализуется профильный компонент учебного плана, тогда как предметы на базовом уровне изучаются в других школах. Отдельным случаем "кустовой сети" является организация на базе ресурсного центра старшей многопрофильной школы-ступени; при этом другие школы сети либо переходят в статус основных школ, либо реализуют на старшей ступени только непрофильное обучение (универсальные классы) для учащихся, не определившихся с выбором профиля (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования"). В данной ситуации определяющим аспектом является образовательное пространство с точки зрения содержательной направленности дополнительных общеобразовательных программ, которые зависят от общей ориентированности всей сети.
Третий тип - смешанный вариант сетевого взаимодействия, когда участники являются разными по целям и содержанию деятельности, организационно-правовой форме, форме собственности, и при этом часть участников не является образовательными организациями, но заинтересованы в сотрудничестве с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями.
Какие виды правоотношений среди организаций - участников сетевого взаимодействия наиболее приемлемы в настоящее время?
Пункт 2 выводит отношения участников (субъектов) сетевой формы реализации образовательных программ из-под административного регулирования в область договорного регулирования правоотношений (273-ФЗ, подпункт 12 статьи 3 "сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования"). В частности, это означает, что образовательное учреждение, как юридическое лицо, является полноправным и самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений с другими субъектами сетевой формы реализации образовательных программ и вправе принимать многие существенные решения в рамках своей компетенции без специального и постоянного согласования с органом, осуществляющим функции и полномочия его учредителя.
Пункт 3 статьи 15 N 273-ФЗ предписывает требования к гражданско-правовому договору о сетевой форме реализации образовательных программ в виде обязательного перечня условий, которые должны быть указаны в таком договоре.
Каковы требования к содержанию договора о сетевом взаимодействии?
Требования к содержанию договора о сетевом взаимодействии совпадают, в основном, с общими требованиями к договору о совместной деятельности без образования юридического лица или, иначе, в наиболее полном и развернутом варианте - к договору простого товарищества, предусмотренного главой 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор простого товарищества представляет собой объединение юридических лиц (в некоторых случаях с включением в него физических лиц) без образования нового субъекта права (юридического лица) с целью достижения определенного результата коммерческого или некоммерческого характера.
Наиболее удобной формой для реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений между собой и с другими юридическими лицами по поводу организации сетевой формы реализации образовательных программ, остается договор простого товарищества в некоммерческих целях. Достаточно перспективной формой простого товарищества является такое некоммерческое простое товарищество, в котором участвуют юридические лица - некоммерческие организации, общественные объединения, промышленные предприятия, бизнес-структуры. Это позволяет аккумулировать материально-техническое обеспечение именно сетевых, то есть реализуемых одновременно несколькими образовательными учреждениями, образовательных программ.
При этом требования к содержанию договора о сетевом взаимодействии совпадают, в основном, с общими требованиями к договору о совместной деятельности без образования юридического лица или, иначе, в наиболее полном и развернутом варианте - к договору простого товарищества, предусмотренного главой 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор простого товарищества представляет собой объединение юридических лиц (в некоторых случаях с включением в него физических лиц) без образования нового субъекта права (юридического лица) с целью достижения определенного результата коммерческого или некоммерческого характера.
Наиболее удобной формой для реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений между собой и с другими юридическими лицами по поводу организации сетевой формы реализации образовательных программ, остается договор простого товарищества в некоммерческих целях. Достаточно перспективной формой простого товарищества является такое некоммерческое простое товарищество, в котором участвуют юридические лица - некоммерческие организации, общественные объединения, промышленные предприятия, бизнес-структуры. Это позволяет аккумулировать материально-техническое обеспечение именно сетевых, то есть реализуемых одновременно несколькими образовательными учреждениями, образовательных программ.
Какой способ реализации дополнительных общеобразовательных программ, не предусмотренных муниципальным заданием и не имеющих бюджетного финансирования, является наиболее приемлемым и перспективным в современных условиях?
Достаточно перспективным и актуальным сегодня является сетевой способ реализации, в частности, дополнительных общеобразовательных программ, особенно в той их части, которая не предусмотрена муниципальным заданием образовательной организации общего или дошкольного образования и не имеет бюджетного финансового обеспечения - то есть может быть реализована только за счет средств физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 101 273-ФЗ.
Пункт 1 этой же статьи задает один из вариантов ресурсного обеспечения образовательной деятельности, не предусмотренной установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат: "Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями".
Надо иметь в виду, что речь идет именно о таких образовательных услугах, которые не обеспечены бюджетными ассигнованиями, о чем предупреждает пункт 2 статьи 101 273-ФЗ: "Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований".
Реализация дополнительных образовательных программ в форме платных образовательных услуг по заданиям и за счет физических лиц - родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся является только одним из разрешенных законом вариантов.
В тексте пункта 1 статьи 101 также говорится, что давать задание образовательной организации на реализацию, в частности, дополнительных образовательных программ, вправе также и любые юридические лица за счет предоставленного ими финансового обеспечения. Согласно статье 15 273-ФЗ правомерно утверждать, что дополнительные образовательные программы закон разрешает реализовать и в варианте сетевой формы, то есть при условии предоставления образовательной организации юридическим лицом необходимых для реализации образовательной программы ресурсов. В законе указывается именно на "ресурсы, необходимые для реализации образовательной программы", и не уточняются типы этих ресурсов. Это означает, что в условиях сетевой формы юридическое лицо вправе предоставить образовательной организации, кроме финансовых, также и иные ресурсы - организационные, имущественные, кадровые, информационные и т.п.
Какие механизмы стимулирования производственных предприятий и бизнес-сообществ, являющихся участниками сетевого взаимодействия, наиболее приемлемы и эффективны?
Стимулирование промышленных предприятий и бизнес-структур к участию в развитии дополнительного образования детей должно осуществляться в рамках государственной политики, реализуемой на федеральном и региональном уровнях. Соответственно стимулирование может быть обеспечено как за счет финансовых механизмов (напрямую влияющих на доход предприятия), так и за счет механизмов, формирующих положительный общественно значимый образ участников сетевого взаимодействия в рамках развития дополнительного образования детей.
В настоящее время финансовые механизмы, как правило, связанные с внесением соответствующих изменений или дополнений в действующее законодательство, не рассматриваются как приоритетные. Значение приобретают механизмы, обеспечивающие восприятие обществом участие предприятий и бизнеса в развитии дополнительного образования детей как престижную и почетную деятельность, имеющую особое значение для будущего России. К таким механизмам относится проведение федеральных и региональных конкурсов проектов и программ в дополнительном образовании детей, реализуемых непосредственно или при участии предприятий и бизнес-сообществ. В ходе таких конкурсов дается государственно-общественная оценка проектов и программ в дополнительном образовании детей, результаты конкурсов широко освещаются в федеральных и региональных средствах массовой информации.
______________________________
*(1) Зубарева T.A. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития [Текст]//Мир науки, культуры, образования. - 2009. - N 5. - С. 179.
*(2) В статье 23 273-ФЗ установлены следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организации дополнительного образования - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организации дополнительного профессионального образования - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
*(3) Бандурина И.П. Методические проблемы организации деятельности экологических сетевых организаций как средства социального контроля в экономике [Текст]//Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт). - 2009. - N 4. - С. 90-91.
*(4) Ильченко С.М. Организационные аспекты сетевых структур [Текст]//Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2009. - N 3. - С. 79-80.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2015 г. N 09-3482 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был