Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 14 изменена с 1 июля 2014 г. - Резолюция MSC.339(91) (принята 30 ноября 2012 г.)
Глава 14 - Стационарные палубные пенные системы
1 Применение
1.1 В настоящей главе подробно излагаются спецификации стационарных палубных систем пенотушения, которые требуются согласно главе II-2 Конвенции.
2 Технические спецификации
2.1 Общие положения
2.1.1 Устройства для образования пены должны обеспечивать подачу пены на всю площадь палубы грузовых танков, а также в любой грузовой танк, палуба которого была вскрыта.
2.1.2 Палубная система пенотушения должна быть простой в эксплуатации и быстродействующей.
2.1.3 Функционирование палубной системы пенотушения при требуемой производительности должно допускать одновременное использование требуемого минимального количества струй воды из пожарной магистрали под требуемым давлением. Если палубная система пенотушения снабжается из общего трубопровода пожарной магистрали, должен быть предусмотрен дополнительный пенообразователь для работы двух пенных стволов в течение того же периода времени, который требуется для системы пенотушения. Должно быть возможным одновременное использование требуемого минимального количества струй воды на палубе по всей длине судна, в жилых, служебных помещениях, на постах управления и в машинных помещениях.
2.2 Требования к компонентам
2.2.1 Пенный раствор и пенообразователь
2.2.1.1 Для танкеров, перевозящих:
.1 сырую нефть или нефтепродукты с температурой вспышки, не превышающей 60°С (в закрытом тигле), установленной с помощью одобренного прибора для определения температуры вспышки, и имеющих давление насыщенных паров по Рейду ниже атмосферного, или другие жидкие продукты с той же пожароопасностью, включая грузы, указанные в главе 18 Кодекса МКХ, с температурой вспышки, не превышающей 60°С (в закрытом тигле), для которых эффективной является обычная система пенного пожаротушения (см. правила II-2/1.6.1 и 10.8 Конвенции); или
.2 нефтепродукты с температурой вспышки свыше 60°С (в закрытом тигле), установленной с помощью одобренного прибора для определения температуры вспышки (см. правило II-2/1.6.4 Конвенции); или
.3 продукты, перечисленные в главе 17 Кодекса МКХ, с температурой вспышки свыше 60°С (в закрытом тигле), установленной с помощью одобренного прибора для определения температуры вспышки (см. пункт 11.1.3 Кодекса МКХ и правило II-2/1.6.4 Конвенции),
интенсивность подачи пенного раствора должна быть не ниже наибольшего из следующих значений:
.1 0,6 л/мин на квадратный метр площади палубы грузовых танков; при этом площадь палубы грузовых танков определяется как произведение максимальной ширины судна и общей длины помещений, занимаемых грузовыми танками;
.2 6 л/мин на квадратный метр площади горизонтального сечения одного танка, имеющего наибольшую площадь такого сечения; или
.3 3 л/мин на квадратный метр площади, защищаемой самым мощным лафетным стволом и полностью расположенной в нос от него, однако мощность любого лафетного ствола должна быть не менее 1250 л/мин.
2.2.1.2 Для танкеров, перевозящих химические вещества наливом, перечисленные в главе 17 Кодекса МКХ, температура вспышки которых не превышает 60°С (в закрытом тигле), интенсивность подачи пенного раствора должна отвечать требованиям Кодекса МКХ.
2.2.1.3 Запас пенообразователя должен быть достаточным для образования пены по меньшей мере в течение 20 мин на танкерах, оборудованных системой инертного газа, или 30 мин - на танкерах, не оборудованных системой инертного газа, или для которых не требуется система инертного газа.
2.2.1.4 Пенообразователь, поступающий на судно, должен быть одобрен Администрацией для грузов, которые предполагается перевозить. Для защиты сырой нефти, нефтепродуктов и грузов неполярного растворителя должен быть предусмотрен пенообразователь В. Пенообразователь А должен быть предусмотрен для грузов полярных растворителей, перечисленных в таблице в главе 17 Кодекса МКХ. Должен иметься запас только одного типа пенообразователя, и он должен быть эффективным для максимально возможного количества грузов, предназначенных к перевозке. Для грузов, для которых пена неэффективна или несовместима, должны быть предусмотрены дополнительные меры в соответствии с требованиями Администрации.
2.2.1.5 Жидкие грузы с температурой вспышки, не превышающей 60°С, для которых обычная система пенного пожаротушения неэффективна, должны отвечать положениям правила II-2/1.6.2.1 Конвенции.
2.2.2 Лафетные и ручные пенные стволы
2.2.2.1 Пена от стационарной системы пенотушения должна подаваться с помощью лафетных и ручных пенных стволов. Должны проводиться испытания прототипа лафетных и ручных пенных стволов для обеспечения того, чтобы кратность и время осушения произведенной пены не отличались более чем на процентов от показателей, приведенных в 2.2.1.4. Если применяется пена средней кратности (кратность в пределах от 21:1 до 200:1), то интенсивность подачи пены и производительность лафетных стволов должны отвечать требованиям Администрации. Каждый лафетный ствол должен обеспечивать подачу пенного раствора с интенсивностью не менее 50 процентов от требуемой. На танкерах дедвейтом менее 4000 т Администрация может не требовать установки лафетных стволов, а ограничиться лишь ручными пенными стволами. Однако в таком случае производительность каждого ручного пенного ствола должна обеспечивать подачу пенного раствора с интенсивностью не менее 25 процентов от требуемой.
2.2.2.2 Производительность любого ручного пенного ствола должна быть не менее 400 л/мин, а длина струи, выбрасываемой ручным стволом при отсутствии ветра, должна быть не менее 15 м.
2.3 Требования к установке
2.3.1 Главный пост управления
2.3.1.1 Главный пост управления системой должен располагаться в подходящем месте вне грузовой зоны, вблизи жилых помещений, быть легкодоступным и обеспечивать управление системой в случае пожара в защищаемых районах.
2.3.2 Лафетные стволы
2.3.2.1 Количество и расположение лафетных стволов должно отвечать положениям пункта 2.1.1.
2.3.2.2 Расстояние от лафетного ствола до самой отдаленной границы защищаемого района, расположенного в нос от него, должно составлять не более 75 процентов длины струи, выбрасываемой лафетным стволом при отсутствии ветра.
2.3.2.3 По левому и правому борту около носовой переборки юта или жилых помещений, обращенных в сторону палубы грузовых танков, должно быть предусмотрено по одному лафетному стволу и одной соединительной головке к рукавам для ручного пенного ствола. Лафетные стволы и соединительные головки должны быть расположены в корму от любых грузовых танков, но могут быть расположены в грузовой зоне над насосными отделениями, коффердамами, балластными танками и пустыми пространствами, смежными с грузовыми танками, если они могут защищать палубу внизу и в корму друг от друга. На танкерах дедвейтом менее 4000 т по левому и правому борту около носовой переборки юта или жилых помещений, обращенных в сторону палубы грузовых танков, должно быть предусмотрено по одной соединительной головке к рукавам для ручного пенного ствола.
2.3.3 Ручные пенные стволы
2.3.3.1 На всех танкерах должно быть предусмотрено не менее четырех ручных пенных стволов. Количество и расположение кранов пенной магистрали должны быть такими, чтобы к любому участку палубы грузовых танков можно было подать пену по меньшей мере от двух ручных пенных стволов.
2.3.3.2 Ручные пенные стволы должны быть предусмотрены для обеспечения маневренности при борьбе с пожаром и с целью защиты участков, недоступных для лафетных стволов.
2.3.4 Разобщительные клапаны
2.3.4.1 На пенной магистрали, а также на пожарной магистрали, если она является неотъемлемой частью палубной системы пенотушения, должны быть предусмотрены клапаны для отключения поврежденных участков этих магистралей, расположенные в нос от каждого лафетного ствола и непосредственно за ним.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.