Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава V - Дежурные шлюпки
5.1 Дежурные шлюпки
5.1.1 Общие требования
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в пункт 5.1.1.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.
5.1.1.1 Если в настоящем разделе не предусмотрено иное, все дежурные шлюпки должны отвечать требованиям пунктов 4.4.1 - 4.4.7.4 включительно за исключением пункта 4.4.6.8, а также 4.4.7.6, 4.4.7.8, 4.4.7.10, 4.4.7.11 и 4.4.9, за исключением того, что для всех дежурных шлюпок в том, что касается пункта 4.4.2.2.1, должна применяться средняя масса 82,5 кг. Спасательная шлюпка может быть одобрена и использоваться в качестве дежурной шлюпки, если она отвечает всем требованиям настоящего раздела, успешно выдержала испытания для дежурной шлюпки, требуемое правилом III/4.2, а ее размещение на судне, устройства для спуска и подъема отвечают всем требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.
5.1.1.2 Несмотря на требования пункта 4.4.4, на дежурных шлюпках необходимый плавучий материал может располагаться снаружи корпуса, при условии что материал надежно защищен от повреждений и способен выдерживать воздействие внешней среды, как указано в пункте 5.1.3.3.
5.1.1.3 Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надутыми или комбинированного типа и должны:
.1 быть длиной не менее 3,8 м и не более 8,5 м; и
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 5.1.1.3.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
.2 обеспечивать размещение по меньшей мере пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в положении лежа на носилках; все они, при необходимости, могут быть в гидрокостюмах и спасательных жилетах. Несмотря на требования пункта 4.4.1.5, места для сидения людей, за исключением рулевого, могут обеспечиваться на настиле днища, при условии что при расчете посадочного места в соответствии с пунктом 4.4.2.2.2 используются площади, аналогичные тем, которые приведены на рис. 1, но при этом общая длина увеличивается до 1190 мм с целью обеспечить пространство для вытянутых ног. Никакая часть посадочного места не должна приходиться на привальный брус, транец или на бортовые трубы плавучести.
5.1.1.4 Дежурные шлюпки комбинированного типа должны отвечать соответствующим требованиям данного раздела к удовлетворению Администрации.
5.1.1.5 Если дежурная шлюпка не имеет достаточной седловатости, она должна быть оборудована носовым закрытием, простирающимся не менее чем на 15% ее длины.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., пункт 5.1.1.6 изложен в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2008 г.
5.1.1.6 Каждая дежурная шлюпка должна быть снабжена достаточным запасом топлива, пригодного для использования при всех температурах, возможных в районе эксплуатации судна, и должна быть способна маневрировать при скорости по меньшей мере 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 ч с полным комплектом людей и снабжения.
5.1.1.7 Дежурные шлюпки должны обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасания находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения, или его эквивалента со скоростью не менее 2 узлов.
5.1.1.8 Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Если она оборудована подвесным мотором, то руль и румпель могут являться частью двигателя. Несмотря на требования пункта 4.4.6.1, дежурные шлюпки могут оборудоваться бензиновыми подвесными моторами с одобренной топливной системой, при условии что топливные баки специально защищены от пожара и взрывов.
5.1.1.9 Дежурные шлюпки должны быть оборудованы стационарными приспособлениями для буксировки, обладающими достаточной прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов, как требуется пунктом 5.1.1.7.
5.1.1.10 Если специально не предусмотрено иное, каждая дежурная шлюпка должна быть обеспечена эффективными средствами откачки воды или быть автоматически самоосушающейся.
5.1.1.11 Дежурные шлюпки должны быть оборудованы непроницаемыми при воздействии моря средствами для хранения мелких предметов снабжения.
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава V дополнена пунктом 5.1.1.12, вступающим в силу 1 июля 2008 г.
5.1.1.12 Каждая дежурная шлюпка должна иметь такую конструкцию, чтобы с места управления и с поста управления рулем обеспечивался достаточный обзор в нос, в корму и по обоим бортам, что необходимо для безопасного спуска и маневрирования; в частности, это касается обзора тех мест, где осуществляется подъем людей из воды и сбор на воде спасательных плотов и спасательных шлюпок, а также наблюдения за членами экипажа, занятыми этими операциями.
5.1.2 Снабжение дежурных шлюпок
5.1.2.1 Все предметы снабжения дежурной шлюпки, за исключением отпорных крюков, которые должны храниться незакрепленными, чтобы ими можно было воспользоваться для отталкивания дежурной шлюпки от борта судна, должны быть закреплены внутри дежурной шлюпки найтовами, храниться в ящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах или подобных им крепежных приспособлениях либо быть закреплены другим подходящим способом. Снабжение должно быть закреплено так, чтобы оно не создавало помех при спуске или подъеме дежурной шлюпки. Все предметы снабжения дежурной шлюпки должны быть, насколько это возможно, небольшими по размеру и легкими, а также в удобной и компактной упаковке.
5.1.2.2 Нормальное снабжение каждой дежурной шлюпки должно включать:
.1 достаточное количество плавучих весел или гребков для обеспечения движения дежурной шлюпки на тихой воде. Для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа "кочет", поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками;
.2 плавучий черпак;
.3 нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения;
.4 плавучий якорь с ниралом, если он предусмотрен, и дректовом достаточной прочности и длиной не менее 10 м;
.5 фалинь достаточной длины и прочности, прикрепленный к разобщающему устройству, отвечающему требованиям пункта 4.4.7.7, и расположенный в районе носовой оконечности дежурной шлюпки;
.6 один плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий достаточной прочностью для буксировки спасательного плота в соответствии с требованиями пункта 5.1.1.7;
.7 один водонепроницаемый электрический фонарь, пригодный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;
.8 один свисток или равноценный звуковой сигнал;
.9 аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после использования может быть снова плотно закрыта;
.10 два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м;
.11 прожектор с горизонтальным и вертикальным секторами луча не менее 6° и измеренной силой света 2500 кд, который способен непрерывно работать в течение не менее 3 ч;
.12 эффективный радиолокационный отражатель;
.13 Теплозащитные средства, отвечающие требованиям раздела 2.5, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемого к размещению на дежурной шлюпке, или двух, смотря по тому, что больше; и
.14 переносной огнетушитель одобренного типа, пригодный для тушения горящей нефти.
5.1.2.3 В дополнение к снабжению, требуемому пунктом 5.1.2.2, нормальное снабжение каждой жесткой дежурной шлюпки должно включать:
.1 отпорный крюк;
.2 ведро; и
.3 нож или топор.
5.1.2.4 В дополнение к снабжению, требуемому пунктом 5.1.2.2, нормальное снабжение каждой надутой дежурной шлюпки должно включать:
.1 плавучий нож в безопасном исполнении;
.2 две губки;
.3 эффективные ручные мехи или насос;
.4 комплект ремонтных принадлежностей для заделки проколов в соответствующей упаковке; и
.5 отпорный крюк в безопасном исполнении.
5.1.3 Дополнительные требования к надутым дежурным шлюпкам
5.1.3.1 Требования пунктов 4.4.1.4 и 4.4.1.6 к надутым дежурным шлюпкам не применяются.
5.1.3.2 Надутая дежурная шлюпка, когда она подвешена на стропе или подъемном гаке, должна:
.1 обладать достаточной прочностью и жесткостью, чтобы ее можно было спускать и поднимать с ее полным комплектом людей и снабжения;
.2 обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку, в 4 раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения, при температуре окружающей среды , когда ни один из предохранительных клапанов не действует; и
.3 обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку, в 1,1 раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения, при температуре окружающей среды -30°С, когда все предохранительные клапаны действуют.
5.1.3.3 Конструкция надутых дежурных шлюпок должна быть такой, чтобы они были способны выдерживать:
.1 хранение на открытой палубе судна в море;
.2 нахождение на плаву в течение 30 суток при любых условиях моря.
5.1.3.4 В дополнение к соответствию требованиям пункта 4.4.9 на надутые дежурные шлюпки должны быть нанесены серийный номер, наименование их изготовителя или товарный знак и дата изготовления.
Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в пункт 5.1.3.5 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.
5.1.3.5 Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной по меньшей мере на пять отдельных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами плавучести, каждая объемом, не превышающим 60% их общего объема. Трубы плавучести должны быть устроены так, чтобы неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву допускаемое к размещению на дежурной шлюпке число сидящих в нормальном положении людей массой 82,5 кг каждый, с положительным надводным бортом по всему периметру дежурной шлюпки при следующих условиях:
.1 спущен носовой отсек плавучести;
.2 полностью утрачена плавучесть с одного борта дежурной шлюпки; и
.3 полностью утрачена плавучесть с одного борта и носового отсека.
5.1.3.6 Трубы плавучести, образующие борта надутой дежурной шлюпки, должны в надутом состоянии обеспечивать объем не менее 0,17 на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на дежурной шлюпке.
5.1.3.7 Каждый отсек плавучести должен быть оборудован невозвратным клапаном для надувания его вручную и средствами для его спуска. Должен быть предусмотрен также предохранительный клапан, если Администрация не сочтет его наличие излишним.
5.1.3.8 На нижней поверхности днища и уязвимых местах наружной поверхности надутой дежурной шлюпки должны быть предусмотрены усиленные полосы, отвечающие требованиям Администрации.
5.1.3.9 Если имеется транец, он не должен вдаваться в корпус более чем на 20% наибольшей длины дежурной шлюпки.
5.1.3.10 Должны быть предусмотрены соответствующие пластыри для крепления фалиней в носу и корме, а также спасательных лееров, закрепленных с провесами внутри и снаружи шлюпки.
5.1.3.11 Исключен с 1 июля 2008 г.
См. текст пункта 5.1.3.11
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., глава V дополнена разделом 5.1.4, вступающим в силу 1 июля 2008 г.
5.1.4 Дополнительные требования для скоростных дежурных шлюпок
5.1.4.1 Скоростные дежурные шлюпки должны иметь такую конструкцию, чтобы обеспечивалась возможность их безопасного спуска и подъема при неблагоприятных погодных условиях.
5.1.4.2 За исключением предусмотренного настоящим разделом все скоростные дежурные шлюпки должны соответствовать требованиям раздела 5.1 за исключением пунктов 4.4.1.5.3, 4.4.1.6, 4.4.7.2, 5.1.1.6 и 5.1.1.10.
5.1.4.3 Несмотря на требования пункта 5.1.1.3.1, скоростные дежурные шлюпки должны иметь длину корпуса не менее 6 м и не более 8,5 м, включая надутые части или стационарные кранцы.
5.1.4.4 Скоростные дежурные шлюпки должны быть снабжены достаточным запасом топлива, пригодного для использования при всех температурах, возможных в районе эксплуатации судна, и должны быть способны маневрировать в течение не менее 4 ч при скорости не менее 20 узлов на тихой воде с экипажем из 3-х человек, а при скорости не менее 8 узлов - с полным комплектом людей и снабжения.
5.1.4.5 Скоростные дежурные шлюпки должны быть самоспрямляющимися, или для их спрямления должно быть достаточно усилий не более двух членов экипажа.
5.1.4.6 Скоростные дежурные шлюпки должны быть самоосушающимися или такими, чтобы из них можно было быстро откачать воду.
5.1.4.7 Скоростные дежурные шлюпки должны управляться штурвалом с поста управления рулем, расположенного отдельно от румпеля. Должна быть предусмотрена также система аварийного управления, обеспечивающая прямое управление рулем, водометным двигателем или подвесным мотором.
5.1.4.8 В случае опрокидывания скоростной дежурной шлюпки двигатели скоростных дежурных шлюпок должны отключаться автоматически или заглушаться с помощью аварийного переключателя с поста рулевого. После возвращения шлюпки в прямое положение должна быть обеспечена возможность повторного пуска каждого двигателя или мотора, при условии что аварийный переключатель рулевого, если он имеется, возвращен в исходное положение. Топливная система и система смазочного масла должны быть спроектированы таким образом, чтобы в случае опрокидывания дежурной шлюпки потери топлива или смазочного масла из пропульсивной установки составляли не более 250 мл.
5.1.4.9 Если возможно, скоростные дежурные шлюпки должны быть снабжены легким и безопасным в управлении одноточечным устройством подвешивания или равноценным устройством.
5.1.4.10 Жесткая скоростная дежурная шлюпка должна иметь такую конструкцию, чтобы, будучи подвешенной в точке подъема, она обладала достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку, в 4 раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения, без остаточного прогиба после снятия нагрузки.
5.1.4.11 Нормальное снабжение скоростной дежурной шлюпки должно включать водонепроницаемую ОВЧ радиоустановку с громкоговорящей связью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.