Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4 - Расчеты остойчивости, выполняемые при помощи инструментов остойчивости
4.1 Инструменты остойчивости
Инструмент остойчивости, установленный на борту, должен служить для исполнения всех требований остойчивости, применимых к данному судну. Программное обеспечение должно быть одобрено Администрацией. В 4.1.2 приводится определение активных и пассивных систем. Настоящие требования охватывают только пассивные системы и автономный режим эксплуатации активных систем.
4.1.1 Общие положения
4.1.1.1 Программное обеспечение по расчетам остойчивости должно соответствовать одобренной брошюре об остойчивости и должно по меньшей мере включать всю информацию и выполнять все необходимые расчеты или проверки для обеспечения соответствия применимым требованиям остойчивости.
4.1.1.2 Одобренный инструмент остойчивости не заменяет одобренную брошюру об остойчивости, а используется в качестве дополнения к одобренной брошюре об остойчивости для облегчения расчетов остойчивости.
4.1.1.3 Информация на входе/выходе должна быть легко сравнима с одобренной брошюрой об остойчивости, с тем чтобы избежать путаницы и возможного непонимания со стороны оператора.
4.1.1.4 К инструменту остойчивости должно прилагаться руководство по эксплуатации.
4.1.1.5 Результаты расчетов остойчивости должны выводиться на экран и распечатываться, а руководство по эксплуатации должно быть написано на языке, на котором составлена одобренная брошюра об остойчивости судна. Может потребоваться перевод на какой-либо другой необходимый язык.
4.1.1.6 Инструмент остойчивости является оборудованием, предназначенным для данного конкретного судна, и результаты расчетов являются применимыми только к тому судну, для которого этот инструмент был одобрен.
4.1.1.7 В случае переоборудования судна, которое влечет за собой изменения в брошюре об остойчивости, одобрение любого первоначального программного обеспечения для расчетов остойчивости теряет свою силу. Программное обеспечение должно быть соответствующим образом переработано и вновь одобрено.
4.1.1.8 О любом изменении в редакции программного обеспечения, касающемся расчетов остойчивости, следует сообщать Администрации, которая должна одобрять это изменение.
4.1.2 Система ввода данных
4.1.2.1 Для пассивной системы требуется ручной ввод данных.
4.1.2.2 В активной системе ручной ввод частично заменен датчиками, считывающими и вводящими информацию о содержимом танков и т.д.
4.1.2.3 Любая интегрированная система, которая контролирует или инициирует действия, основанные на входной информации, предоставляемой с помощью датчиков, попадает в область применения настоящего Кодекса только в той части, которая касается расчетов остойчивости.
4.1.3 Типы программного обеспечения по остойчивости
В зависимости от требований по остойчивости конкретного судна приемлемыми являются три типа расчетов, выполняемых с помощью программного обеспечения по остойчивости:
Тип 1
Программное обеспечение только для расчетов остойчивости в неповрежденном состоянии (для судов, которым не требуется соответствовать какому-либо критерию остойчивости в поврежденном состоянии).
Тип 2
Программное обеспечение для расчетов остойчивости в неповрежденном состоянии и для проверки остойчивости в поврежденном состоянии на основании ограничивающей кривой (например, для судов, к которым применимы расчеты остойчивости в поврежденном состоянии в части В-1 главы II-1 Конвенции СОЛАС, и т.д.) или ранее одобренных вариантов нагрузки.
Тип 3
Программное обеспечение для расчета остойчивости в неповрежденном состоянии и остойчивости в поврежденном состоянии путем прямого применения в запрограммированных случаях повреждения для каждого варианта нагрузки (для некоторых танкеров и т.д.). Результаты прямых расчетов, выполненных при помощи инструмента остойчивости, могут приниматься Администрацией, даже если они отличаются от требуемой минимальной GM или максимальной VCG, как указано в одобренной брошюре об остойчивости.
Такие отступления могут приниматься при условии, что по результатам прямых расчетов все соответствующие требования по остойчивости будут соблюдены.
4.1.4 Функциональные требования
4.1.4.1 Инструмент остойчивости должен представлять соответствующие параметры для каждого варианта нагрузки, с тем чтобы помочь капитану определить, соответствует ли нагрузка судна одобренным пределам. Для конкретного варианта нагрузки должны представляться следующие параметры:
.1 подробная информация о дедвейте, включая центр тяжести и влияние свободных поверхностей, если применимо;
.2 дифферент, крен;
.3 осадка на марках углубления и перпендикулярах;
.4 краткая информация о водоизмещении при условиях нагрузки, VCG, LCG, TCG, VCB, LCB, ТСВ, LCF, GM и ;
.5 таблица, показывающая соотношение восстанавливающего плеча и угла крена, включая дифферент и осадку;
.6 угол заливания и соответствующее отверстие заливания; и
.7 соответствие критериям остойчивости: перечни всех рассчитанных критериев остойчивости, предельные значения, полученные значения и заключения (критерии выполнены или не выполнены).
4.1.4.2 Если выполняются прямые расчеты остойчивости в поврежденном состоянии, должны быть заранее определены соответствующие случаи повреждения в соответствии с применимыми правилами для автоматической проверки данного варианта нагрузки.
4.1.4.3 Четкое предупреждение должно выводиться на экран и распечатываться в твердой копии, в случае если не выполняются какие-либо из ограничений.
4.1.4.4 Данные должны представляться на экране и распечатываться в твердой копии в четком и недвусмысленном виде.
4.1.4.5 На изображении на экране и на распечатке твердой копии должны указываться дата и время сохраненного расчета.
4.1.4.6 В каждой распечатке твердой копии должна указываться идентификация программы расчетов с указанием номера версии.
4.1.4.7 Единицы измерения, применяемые для одного расчета нагрузки, должны четко указываться и использоваться последовательно.
4.1.5 Приемлемые допуски
Приемлемые допуски должны определяться в зависимости от типа и области применения программ, в соответствии с 4.1.5.1 или 4.1.5.2. Отступление от этих допусков должно приниматься только в том случае, если Администрация считает, что для такого отступления имеется удовлетворительное объяснение и что оно не окажет негативного влияния на безопасность судна.
Точность результатов должна определяться с использованием независимой программы или одобренной брошюры об остойчивости с аналогичными входными данными.
4.1.5.1 Программы, которые используют только запрограммированные данные из одобренной брошюры об остойчивости в качестве основы для расчетов остойчивости, должны иметь нулевые допуски для распечаток входных данных.
Допуски по выходным данным должны быть близки к нулю, однако приемлемыми являются небольшие различия, связанные с округлением в подсчетах или с сокращением входных данных. Кроме того, различия, связанные с использованием гидростатических данных и данных об остойчивости для дифферентов и с методом расчета моментов, обусловленных наличием свободной поверхности жидкости, которые отличаются от приведенных в одобренной брошюре об остойчивости, являются приемлемыми при условии анализа со стороны Администрации.
4.1.5.2 Программы, в которых в качестве основы для расчетов остойчивости используются модели корпуса судна, должны иметь допуски для распечаток основных рассчитанных данных, установленных в соответствии либо с данными из одобренной брошюры об остойчивости, либо с данными, полученными при использовании одобренной модели Администрации.
4.1.6 Порядок одобрения
4.1.6.1 Условия одобрения инструмента остойчивости
Одобрение программного обеспечения включает:
.1 проверку одобрения типа, если имеется;
.2 проверку того, что использованные данные соответствуют настоящему состоянию судна (см. 4.1.6.2);
.3 проверку и одобрение условий испытания; и
.4 проверку того, что программное обеспечение соответствует типу судна и требуемым расчетам остойчивости.
Удовлетворительная работа инструмента остойчивости должна проверяться путем испытания после установки (см. 4.1.8). На борту должны находиться копия одобренных условий испытания и руководство по эксплуатации инструмента остойчивости.
4.1.6.2 Специальное одобрение
4.1.6.2.1 Точность результатов расчета и действительных данных о судне, применяемых в программе расчета для конкретного судна, на котором будет установлена программа, должна быть к удовлетворению Администрации.
4.1.6.2.2 При обращении за проверкой данных из одобренной брошюры об остойчивости судна должны быть взяты не менее четырех вариантов нагрузки, которые следует использовать в качестве условий испытания. Для судов, перевозящих жидкие грузы наливом, по меньшей мере одно из условий должно включать частично заполненные танки. Для судов, перевозящих зерно навалом, один из вариантов нагрузки зерном должен включать частично заполненное помещение для зерна. Для условий испытания каждое помещение должно быть загружено не менее одного раза. Условия испытания, как правило, должны охватывать диапазон осадок с полным грузом от самой глубокой предполагаемой осадки в состоянии нагрузки до состояния легкого балласта и должны включать по меньшей мере одно состояние при отходе и одно - при приходе.
4.1.6.2.3 Следующие данные, представляемые заявителем, должны соответствовать устройствам и самым недавним одобренным характеристикам судна порожнем в соответствии с действительными чертежами и документацией в формуляре судна, которые подлежат дальнейшей проверке на борту:
.1 идентификация программы расчетов, включая номер версии. Главные размерения, элементы теоретического чертежа и, если применимо, сечение судна;
.2 положение носовых и кормовых перпендикуляров и, если применимо, метод расчета носовой и кормовой осадки при действительном расположении марок углубления судна;
.3 вес судна порожнем и центр тяжести, полученные на основании самого последнего одобренного кренования или освидетельствования судна порожнем;
.4 теоретический чертеж судна, таблицы координат теоретического чертежа или другое подходящее представление информации о форме корпуса, включая все соответствующие выступающие части, если это необходимо для моделирования судна;
.5 определения помещений, включая шпации, центры тяжести объема вместе с таблицами вместимости (таблицы вместимости цистерн / таблицы количества жидкости в цистерне при разных уровнях заполнения), поправки на влияние свободной поверхности жидкостей, если применимо; и
.6 распределение груза и расходных материалов для каждого варианта нагрузки.
Проверка со стороны Администрации не освобождает судовладельца от ответственности обеспечения того, чтобы информация, запрограммированная в инструмент остойчивости, находилась в соответствии с действительным состоянием судна и одобренной брошюрой об остойчивости.
4.1.7 Руководство для пользователя
Должно предоставляться простое и понятное руководство для пользователя, составленное на том же языке, что и брошюра об остойчивости. Оно должно содержать описания и инструкции, в зависимости от случая, по меньшей мере для следующего:
.1 установка;
.2 функциональные кнопки;
.3 дисплеи меню;
.4 входные и выходные данные;
.5 необходимая минимальная материальная часть для работы программного обеспечения;
.6 использование испытательных вариантов нагрузки;
.7 управляемые компьютером диалоговые шаги; и
.8 список предупреждений.
В дополнение к письменному руководству может предоставляться руководство для пользователя в электронном формате.
4.1.8 Испытание при установке
4.1.8.1 Для обеспечения правильной работы инструмента остойчивости после установки окончательного или обновленного программного обеспечения обязанностью капитана судна является проведение испытательных расчетов, которые должны проводиться в присутствии инспектора Администрации в соответствии со следующей схемой. Из всех одобренных испытательных нагрузок должен рассчитываться по меньшей мере один случай нагрузки (помимо состояния судна порожнем).
Примечание. Результаты действительного варианта нагрузки не являются подходящими для проверки правильной работы инструмента остойчивости.
4.1.8.2 Как правило, испытательные варианты постоянно загружены в инструмент остойчивости. Должны быть выполнены следующие шаги:
.1 загрузить случай испытательной нагрузки и запустить выполнение расчета; сравнить результаты остойчивости с результатами в документации;
.2 изменить несколько пунктов дедвейта (вес танков и вес груза) в достаточной степени, чтобы изменить осадку или водоизмещение по меньшей мере на 10%. Результаты следует изучить, чтобы убедиться, что они предсказуемым образом отличаются от результатов одобренного испытательного варианта;
.3 пересмотреть вышеуказанный измененный вариант нагрузки, с тем чтобы восстановить первоначальный испытательный вариант и сравнить результаты. Должны быть воссозданы соответствующие входные и выходные данные одобренного испытательного варианта; и
.4 в качестве альтернативы должны быть выбраны один или более испытательных варианта и проведены испытательные расчеты путем ввода в программу всех данных о дедвейте для каждого выбранного испытательного варианта, как если бы это была предлагаемая нагрузка. Результаты должны быть проверены на идентичность результатам, содержащимся в одобренной копии испытательных вариантов.
4.1.9 Периодические испытания
4.1.9.1 Обязанностью капитана судна является проверка точности инструмента остойчивости во время каждого ежегодного освидетельствования путем применения по меньшей мере одного одобренного испытательного варианта. Если при проверке инструмента остойчивости не присутствует представитель Администрации, копия результатов испытательного варианта, полученная в результате такой проверки, должна храниться на судне в качестве документации по удовлетворительному испытанию для проверки представителем Администрации.
4.1.9.2 При каждом освидетельствовании для возобновления свидетельства в присутствии представителя Администрации следует проводить проверку по всем одобренным испытательным вариантам нагрузки.
4.1.9.3 Порядок проведения испытания должен соответствовать пункту 4.1.8.
4.1.10 Прочие требования
4.1.10.1 Должна быть обеспечена защита от непреднамеренного или несанкционированного изменения программ.
4.1.10.2 Программа должна проводить мониторинг операции и включать сигнализацию, если программа используется неправильно или нетипичным образом.
4.1.10.3 Программа и любые данные, сохраненные в системе, должны быть защищены от повреждения вследствие отключения электроэнергии.
4.1.10.4 Должны быть включены сообщения об ошибке относительно ограничений, таких как заполнение помещения сверх вместимости или более одного раза, либо о превышении назначенной грузовой марки и т.д.
4.1.10.5 Если на борту судна установлено какое-либо программное обеспечение, относящееся к мерам по остойчивости, таким как устойчивость судна, оценка кренования во время эксплуатации и обработка результатов для дальнейших расчетов, а также оценка измерений периода бортовой качки, о таком программном обеспечении следует сообщать Администрации для рассмотрения.
4.1.10.6 Функции программы должны включать расчеты массы и момента с цифровым и графическим представлением результатов, таких как значения начальной остойчивости, диаграмма восстанавливающих плеч, площади под диаграммой восстанавливающих плеч и диапазон остойчивости.
4.1.10.7 Все входные данные, полученные от автоматических измеряющих датчиков, таких как измерительные устройства или системы указателей осадки, должны представляться пользователю для проверки. Пользователь должен иметь возможность отменять ошибочные показатели вручную.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.