Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6 - Аспекты обледенения
6.1 Общие положения
6.1.1 В отношении любого судна, эксплуатируемого в районах, где возможно обледенение, отрицательно влияющее на остойчивость судна, анализ вариантов нагрузки должен выполняться с учетом обледенения.
6.1.2 Администрациям рекомендуется учитывать обледенение и разрешается применять национальные стандарты, если считается, что условия окружающей среды требуют более высокого стандарта по сравнению со стандартами, рекомендуемыми в нижеследующих разделах.
6.2 Грузовые суда, перевозящие лесные палубные грузы
6.2.1 Капитан должен определить или проверить остойчивость своего судна для наихудших условий эксплуатации с учетом увеличенного веса палубного груза в результате поглощения воды и/или обледенения, а также изменений в расходных материалах.
6.2.2 Когда перевозятся лесные палубные грузы и предполагается, что будет происходить некоторое обледенение, для режима прихода следует сделать поправку на дополнительный вес.
6.3 Рыболовные суда
Расчеты вариантов нагрузки для рыболовных судов (см. 3.4.2.8) должны быть выполнены, если это уместно, с учетом обледенения в соответствии со следующими положениями.
6.3.1 Учет обледенения
Для судов, эксплуатируемых в районах, где возможно обледенение, расчеты остойчивости должны быть выполнены с учетом следующих факторов обледенения:
.1 30 кг на квадратный метр на открытых палубах и переходных мостиках;
.2 7,5 кг на квадратный метр площади боковой проекции каждого борта судна выше ватерлинии;
.3 площадь боковой проекции несплошных поверхностей лееров, гиков, рангоута (кроме мачт) и такелажа судов, не имеющих парусного вооружения, и площадь боковой проекции других мелких предметов должна быть учтена путем увеличения суммарной площади проекции сплошных поверхностей на 5% и статического момента этой площади на 10%.
Суда, предназначенные для эксплуатации в районах, где, как известно, встречается лед, должны быть:
.4 спроектированы так, чтобы свести к минимуму обледенение; и
.5 снабжены средствами для удаления льда в соответствии с требованиями Администрации, например электрическими и пневматическими устройствами и/или специальными инструментами, такими как топоры или деревянные дубинки для удаления льда с фальшборта, лееров и надстроек.
6.3.2 Руководство по учету обледенения судна
Вышеуказанные стандарты должны применяться для учета обледенения в следующих районах:
.1 в районе севернее широты 65°30'N - между долготой 28°W и западным побережьем Исландии; севернее северного побережья Исландии; севернее локсодромии, проходящей от широты 66°N, долготы 15°W до широты 73°30'N, долготы 15°Е, севернее широты 73°30'N - между долготами 15°Е и 35°Е и восточнее долготы 35°Е, а также севернее широты 56°N в Балтийском море;
.2 в районе севернее широты 43°N, ограниченном с запада побережьем Северной Америки и с востока - локсодромией, проходящей от широты 43°N, долготы 48°W до широты 63°N, долготы 28 W и далее по долготе 28°W;
.3 во всех морских районах севернее Северной Америки, западнее районов, указанных в 6.3.2.1 и 6.3.2.2;
.4 в Беринговом и Охотском морях и в Татарском проливе в зимнее время; и
.5 в районе южнее широты 60°S.
Карта вышеуказанных районов прилагается в конце настоящей главы.
В отношении судов, плавающих в районах, где можно ожидать обледенение:
6.3.3 Краткий обзор причин обледенения и его влияние на мореходные качества судна
6.3.3.1 Капитан рыболовного судна должен иметь в виду, что обледенение является сложным процессом, который зависит от метеорологических условий, вариантов нагрузки и поведения судна в штормовую погоду, а также от размеров и расположения надстроек и такелажа. Наиболее распространенной причиной обледенения является попадание водяных капель на конструкцию судна. Эти капли возникают из брызг с гребней волн, а также из брызг, вызываемых движением судна.
6.3.3.2 Обледенение также может происходить в условиях снегопада, морского тумана (включая морозное парение), резкого понижения температуры окружающей среды, а также в результате замерзания дождевых капель при ударе о конструкцию судна.
6.3.3.3 Обледенение может иногда вызываться или усиливаться водой, попадающей на борт и остающейся на палубе.
6.3.3.4 Интенсивному обледенению обычно подвергаются форштевень, фальшборт и планширь фальшборта, передние стенки надстроек и палубных рубок, клюзы, якоря, палубные устройства, палуба бака и верхняя палуба, штормовые портики, антенны, стойки, ванты, мачты и рангоут.
6.3.3.5 Следует иметь в виду, что с точки зрения обледенения наиболее опасными районами являются субарктические районы.
6.3.3.6 Наиболее интенсивное обледенение происходит, когда ветер и волны имеют направление по носу судна. При боковом ветре и полном бакштаге обледенение происходит быстрее с наветренной стороны судна, тем самым вызывая постоянный очень опасный крен.
6.3.3.7 Ниже перечислены метеорологические условия, вызывающие наиболее распространенный вид обледенения в результате попадания брызг на судно. Также приведены примеры веса льда на обычном рыболовном судне водоизмещением от 100 до 500 тонн. Для судов большего водоизмещения этот вес будет, соответственно, больше.
6.3.3.8 Медленное обледенение происходит:
.1 при температуре окружающей среды от -1° до -3°С и при любой силе ветра;
.2 при температуре окружающей среды -4°С и ниже при силе ветра от 0 м/с до 9 м/с; и
.3 в условиях выпадения осадков, тумана или морской дымки с последующим резким падением температуры окружающей среды.
Во всех этих условиях интенсивность обледенения может не превышать 1,5 т/ч.
6.3.3.9 При температуре окружающей среды от -4° до -8°С и при силе ветра 10-15 м/с происходит быстрое обледенение. В этих условиях интенсивность обледенения может быть в пределах от 1,5 т/ч до 4 т/ч.
6.3.3.10 Очень быстрое обледенение происходит:
.1 при температуре окружающей среды -4°С и ниже и при силе ветра 16 м/с и выше; и
.2 при температуре окружающей среды -9°С и ниже и при силе ветра от 10 м/с до 15 м/с.
В этих условиях интенсивность обледенения может превышать 4 т/ч.
6.3.3.11 Капитан судна должен иметь в виду, что обледенение отрицательно влияет на мореходные качества судна, поскольку оно вызывает:
.1 увеличение веса судна в результате скопления льда на поверхностях судна, что понижает высоту надводного борта и плавучесть;
.2 повышение центра тяжести судна ввиду высокого расположения льда на конструкциях судна с соответствующим ухудшением остойчивости;
.3 увеличение площади парусности из-за образования льда на верхних частях судна и в результате увеличение кренящего момента под воздействием ветра;
.4 изменение дифферента ввиду неравномерного распределения льда по длине судна;
.5 постоянный крен ввиду неравномерного распределения льда по ширине судна; и
.6 ухудшение маневренности и уменьшение скорости судна.
6.3.4 Порядок эксплуатации, относящийся к обеспечению износостойкости рыболовного судна в условиях обледенения, приведен в приложении 2 ("Рекомендации для капитанов рыболовных судов относительно износостойкости судна в условиях обледенения").
6.4 Морские суда снабжения длиной 24-100 м
В отношении судов, эксплуатирующихся в районах, где возможно обледенение:
.1 в штормовых портиках не должны устанавливаться крышки; и
.2 что касается эксплуатационных мер предосторожности против опрокидывания, следует обращаться к рекомендациям для капитанов рыболовных судов относительно обеспечения износостойкости судна в условиях обледенения, приведенным в пункте 6.3.3 и приложении 2 ("Рекомендации для капитанов рыболовных судов относительно износостойкости судна в условиях обледенения").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.