Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Рекомендации
для капитанов рыболовных судов относительно износостойкости судна в условиях обледенения
1 Перед отходом
1.1 В первую очередь капитан, как и в случае рейсов в любой сезон, должен убедиться, что в целом судно пригодно к мореплаванию, обратив особое внимание на такие основные требования, как:
.1 загрузка судна в пределах, предписанных для данного сезона (пункт 1.2.1, ниже);
.2 проверка непроницаемости при воздействии моря и надежности устройств для закрытия грузовых и входных люков, внешних дверей и всех других отверстий в палубах и надстройках судна, а также водонепроницаемости боковых иллюминаторов, портов или подобных отверстий в бортах ниже палубы надводного борта;
.3 проверка состояния штормовых портиков и шпигатов, а также эксплуатационной надежности их закрытия;
.4 аварийные и спасательные устройства и их эксплуатационная надежность;
.5 эксплуатационная надежность всего оборудования внешней и внутренней связи; и
.6 состояние и эксплуатационная надежность осушительной и балластной систем.
1.2 Далее, особо учитывая возможность обледенения, капитан должен:
.1 рассмотреть наиболее критический вариант нагрузки по сравнению с одобренными документами об остойчивости, должным образом принимая во внимание расход топлива и воды, распределение предметов снабжения, грузов и орудий лова, а также возможное обледенение;
.2 осознавать опасность хранения на открытой палубе предметов снабжения и орудий лова ввиду их большой площади с точки зрения обледенения и высокого центра тяжести;
.3 обеспечить, чтобы на судне имелся полный комплект теплой одежды для всех членов экипажа, а также полный комплект ручного инструмента и других устройств для борьбы с обледенением, типичный перечень которых для малотоннажных судов приведен в разделе 4 настоящего приложения;
.4 обеспечить, чтобы экипаж был ознакомлен с местонахождением средств борьбы с обледенением, а также с порядком использования таких средств и проводились учения, чтобы члены экипажа знали свои соответствующие обязанности и обладали необходимыми практическими навыками для обеспечения износостойкости судна в условиях обледенения;
.5 ознакомиться с метеорологическими условиями в районе промысла и на переходе в место назначения; изучить синоптические карты этого района и метеорологические сводки; знать теплые течения в районе промысла, рельеф ближайшей береговой линии, наличие защищенных бухт, а также местонахождение ледяных полей и их границы; и
.6 ознакомиться с расписанием работы радиостанций, передающих прогнозы погоды и предупреждения о возможности обледенения в соответствующем районе промысла.
2 В море
2.1 Во время рейса и нахождения судна в районе промысла капитан должен постоянно следить за долгосрочными и краткосрочными прогнозами погоды и организовать регулярную регистрацию, следующих систематических метеорологических наблюдений:
.1 температура воздуха и поверхности моря;
.2 направление и сила ветра;
.3 направление и высота волн и состояние моря;
.4 атмосферное давление, влажность воздуха; и
.5 частота всплесков в минуту и интенсивность обледенения различных частей судна в час.
2.2 Все получаемые данные следует регистрировать в судовом журнале. Капитан должен сравнивать прогнозы погоды и карты ледовой обстановки с фактическими метеорологическими условиями и оценивать возможность обледенения и его интенсивность.
2.3 Если возникает опасность обледенения, необходимо безотлагательно принять следующие меры:
.1 все средства борьбы с обледенением должны быть готовы к использованию;
.2 все промысловые операции следует прекратить, орудия лова следует поднять на борт и разместить в подпалубных помещениях. Если это невыполнимо, все орудия должны быть закреплены в предписанных местах для штормовых условий. Особенно опасно оставлять орудия лова в подвешенном состоянии, поскольку они имеют большую поверхность с точки зрения обледенения, а точка подвеса обычно высоко расположена;
.3 бочки и контейнеры с рыбой, упаковку, все орудия и предметы снабжения, расположенные на палубе, а также переносные механизмы следует размещать в закрытых помещениях как можно ниже и надежно принайтовывать;
.4 все грузы в трюмах и других отсеках следует размещать как можно ниже и надежно принайтовывать;
.5 грузовые стрелы следует опустить и закрепить;
.6 палубные механизмы, швартовные вьюшки и шлюпки следует накрыть парусиной;
.7 спасательные леера следует прикрепить к палубе;
.8 оснащенные крышками штормовые портики следует привести в рабочее положение, все предметы, находящиеся рядом со шпигатами и штормовыми портиками и препятствующие стоку воды с палубы, следует убрать;
.9 все грузовые и сходные люки, крышки лазов, непроницаемые при воздействии моря внешние двери в надстройках и палубных рубках и иллюминаторы следует надежно закрыть для обеспечения полной непроницаемости судна при воздействии моря, выход на открытую палубу из внутренних отсеков следует разрешать только через палубу надстройки;
.10 следует проверить, соответствует ли количество водяного балласта на борту и его расположение рекомендуемым количеству и расположению в "Руководстве по остойчивости для капитанов"; если высота надводного борта достаточна, все порожние днищевые танки, имеющие балластный трубопровод, следует заполнить морской водой;
.11 все противопожарное, аварийное и спасательное оборудование должно быть готово к использованию;
.12 следует Проверить эффективность всех осушительных систем;
.13 следует проверить палубное освещение и прожекторы;
.14 следует провести проверку наличия у каждого члена экипажа теплой одежды; и
.15 следует установить надлежащую двустороннюю радиосвязь как с береговыми станциями, так и с другими судами; следует организовать вызов по радио в установленное время.
2.4 Капитан должен обеспечить нахождение судна на удалении от опасного района, принимая во внимание, что подветренные кромки ледяных полей, районы теплых течений и защищенные прибрежные районы являются хорошим убежищем для судна в погодных условиях, в которых происходит обледенение.
2.5 Малотоннажные рыболовные суда в районе промысла должны находиться недалеко друг от друга и от более крупных судов.
2.6 Следует помнить, что вход судна в район ледяного поля в определенной степени опасен для корпуса, особенно в условиях высокой зыби. Соответственно, судну следует входить в район ледяного поля под прямым углом к кромке поля на малой скорости без инерции. Менее опасно входить в район ледяного поля против ветра. Если судно должно войти в район ледяного поля, имея ветер с кормы, следует учитывать тот факт, что с наветренной стороны кромка льда более плотная. Важно входить в район ледяного поля в точке, где плавучие льдины имеют наименьшие размеры.
3 Во время обледенения
3.1 Если, несмотря на все принятые меры, судно не может покинуть опасный район, следует использовать все имеющиеся в распоряжении средства для удаления льда по мере его образования.
3.2 В зависимости от типа судна могут использоваться все или многие из следующих способов борьбы с обледенением:
.1 удаление льда холодной водой под давлением;
.2 удаление льда горячей водой и паром; и
.3 скалывание льда ломами, топорами, кирками, скребками или деревянными молотами и удаление его лопатами.
3.3 При начале обледенения капитан должен учитывать перечисленные ниже рекомендации и обеспечить их строгое выполнение:
.1 немедленно сообщить об обледенении судовладельцу и поддерживать с ним постоянную радиосвязь;
.2 установить радиосвязь с ближайшими судами и обеспечить ее поддержание;
.3 не допускать скопления льда на судне, немедленно принять меры по удалению с конструкций судна даже самых тонких слоев льда и ледяной крошки с верхней палубы;
.4 постоянно проверять остойчивость судна путем измерения периода бортовой качки во время обледенения. Если период бортовой качки заметно увеличится, немедленно принять все возможные меры для увеличения остойчивости судна;
.5 обеспечить, чтобы каждый член экипажа во время работы на открытой палубе был тепло одет и имел спасательный конец, надежно прикрепленный к лееру;
.6 иметь в виду, что работа экипажа по удалению льда связана с опасностью обморожения. По этой причине необходимо обеспечить периодическую смену работающих на палубе членов экипажа;
.7 не допускать обледенения в первую очередь следующих конструкций и устройств судна:
.7.1 антенн;
.7.2 ходовых и сигнально-отличительных огней;
.7.3 штормовых портиков и шпигатов;
.7.4 спасательных плавучих средств;
.7.5 стоек, вант, мачт и такелажа;
.7.6 дверей надстроек и палубных рубок; и
.7.7 брашпилей и клюзов;
.8 удалить лед с больших поверхностей судна, начиная с верхних конструкций (таких как мостик, палубные рубки и т.д.), так как даже небольшое количество льда на них приводит к резкому ухудшению остойчивости судна;
.9 когда распределение льда несимметрично и возникает крен, в первую очередь необходимо удалить лед с накрененного борта. Следует иметь в виду, что любая корректировка крена судна путем перекачки топлива или воды из одного танка в другой может снизить остойчивость, если оба танка не полностью заполнены;
.10 когда значительное количество льда образуется на носу и возникает дифферент, лед необходимо быстро удалить. Для уменьшения дифферента можно перераспределить водяной балласт;
.11 своевременно удалить лед из штормовых портиков и шпигатов для обеспечения свободного стока воды с палубы;
.12 регулярно проверять скопление воды внутри корпуса;
.13 избегать плавания на попутной волне, поскольку она может резко ухудшить остойчивость судна;
.14 регистрировать в судовом журнале продолжительность, характер и интенсивность обледенения, количество льда на борту судна, принятые меры по борьбе с обледенением и их эффективность; и
.15 если, несмотря на все принятые меры по обеспечению износостойкости судна в условиях обледенения, экипаж вынужден оставить его и погрузиться на плавучие спасательные средства (спасательные шлюпки, плоты), то в целях сохранения жизни необходимо сделать все возможное для обеспечения всего экипажа теплой одеждой или специальными мешками, а также иметь достаточное количество спасательных концов и черпаков для быстрой откачки воды из плавучих спасательных средств.
4 Перечень оборудования и ручных инструментов
Типичный перечень оборудования и ручных инструментов, необходимых для борьбы с обледенением:
.1 ломы или аншпуги;
.2 топоры с длинными топорищами;
.3 кирки;
.4 металлические скребки;
.5 металлические лопаты;
.6 деревянные молоты;
.7 продольные спасательные концы, установленные на открытой палубе по каждому борту и снабженные погонами, к которым могут быть прикреплены шкентели с коушем.
Не менее чем для 50% членов экипажа должны быть предусмотрены спасательные пояса с пружинными гаками (но не менее 5 комплектов), которые могут прикрепляться к шкентелям с коушем.
Примечания:
1 По усмотрению судовладельца количество ручных инструментов и спасательных устройств можно увеличить.
2 На борту должны иметься шланги, которые можно использовать для борьбы с обледенением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.