26 и 27 марта 2015 г. Конференция на высшем уровне под председательством Бельгии в Комитете министров Совета Европы (далее - конференция):
подтверждает глубокую и неизменную преданность государств - участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) и их приверженность праву на подачу индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) как отправной точки системы защиты прав и свобод, установленных Конвенцией;
признает выдающийся вклад конвенционной системы в дело защиты и обеспечения прав человека в Европе с момента их утверждения, а также подтверждает ее ведущую роль в поддержании демократической стабильности на континенте;
напоминает в этой связи о взаимозависимости между Конвенцией и другими направлениями деятельности Совета Европы в области прав человека, верховенстве закона и демократии и о цели развития общего демократического и правового пространства в отношении прав человека и основных свобод;
подтверждает принципы деклараций, принятых в городах Интерлакене, Измире и Брайтоне, и приветствует ободряющие результаты, достигнутые на данный момент Советом Европы в рамках реформ конвенционной системы при реализации этих деклараций;
приветствует, в частности, усилия Европейского Суда в отношении скорейшей реализации Протокола N 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 г., а также тот факт, что по накопившемуся объему явно необоснованных дел в 2015 году будут приняты соответствующие решения;
приветствует в свете достигнутых положительных результатов новые методы работы Комитета министров Совета Европы в отношении надзора за исполнением постановлений Европейского Суда, которые начали применяться с 1 января 2011 года и которые, помимо прочего, укрепили принцип субсидиарности;
напоминает о субсидиарном характере контрольного механизма, предусмотренного Конвенцией и, в частности, о главенствующей роли, которую играют внутригосударственные власти, а именно правительства, суды и парламенты, а также о пределах усмотрения в отношении гарантий и защиты прав человека на внутригосударственном уровне с привлечением в случае необходимости внутригосударственных органов по защите прав человека и гражданского общества;
подчеркивает значение обязанности государств, предусмотренной статьей 34 Конвенции, не препятствовать осуществлению права на подачу индивидуальной жалобы, включая соблюдение правила 39 Регламента Суда об обеспечительных мерах, а также обязанности создавать Европейскому Суду все необходимые условия для рассмотрения дела в соответствии со статьей 38 Конвенции;
подчеркивает значение статьи 46 Конвенции об обязательной силе постановлений Европейского Суда, которая предусматривает, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять постановления Европейского Суда по любому делу, в котором они являются сторонами;
подчеркивает значение дальнейшего просвещения и соблюдения Конвенции всеми органами Высоких Договаривающихся Сторон, включая суды и парламенты, в соответствии с принципом субсидиарности, и напоминает в этой связи, что исполнение постановлений Европейского Суда может потребовать участия судебных органов и парламентов;
отмечая успехи, достигнутые Договаривающимися Сторонами в области исполнения постановлений, подчеркивает значение полного, эффективного и оперативного исполнения постановлений, а также ответственности государств в этом отношении, что укрепляет доверие к Европейскому Суду и конвенционной системе в целом;
убеждена, что в дополнение к уже осуществленным реформам дальнейший акцент должен быть сделан на текущих трудностях, в частности, на повторяющихся делах, вызванных неисполнением постановлений Европейского Суда, времени, которое тратит Европейский Суд на рассмотрение и принятие решения по потенциально обоснованным делам, увеличивающемся количестве постановлений, находящихся на контроле Комитета министров Совета Европы, а также на трудностях государств, связанных с некоторыми постановлениями в силу масштабов и характера проблем и возникающих в связи с этим расходов. В этом отношении необходимы дополнительные меры для того, чтобы:
i) в дальнейшем предоставлять Европейскому Суду возможность снижать количество обоснованных и повторяющихся дел, а также принимать решения в разумный срок по потенциально обоснованным новым делам, особенно касающимся серьезных нарушений прав человека;
ii) обеспечить полное, эффективное и быстрое исполнение постановлений Европейского Суда;
iii) гарантировать полный и эффективный контроль за исполнением постановлений со стороны Комитета министров Совета Европы, а также развивать в сотрудничестве с государствами-участниками двусторонний диалог и помощь со стороны Совета Европы в процессе исполнения.
Таким образом, конференция:
1) подтверждает строгую приверженность Договаривающихся Сторон праву на подачу индивидуальной жалобы;
2) напоминает о строгом намерении государств выполнять в соответствии с принципом субсидиарности свои основные обязанности по обеспечению всесторонней защиты на внутригосударственном уровне прав и свобод, установленных Конвенцией и Протоколами к ней;
3) призывает всех заинтересованных лиц обеспечить доступность необходимых средств для участия в реализации Конвенции в соответствии с требованиями Конвенции, предусматривающими совместную ответственность государств, Европейского Суда и Комитета министров Совета Европы;
4) приветствует результаты работы, проведенной Европейским Судом, в частности, в отношении распространения постановлений и решений в информационных бюллетенях, практических руководствах о приемлемости жалоб, а также руководствах по судебной практике и тематических справках;
5) подтверждает необходимость обеспечения независимости судей и сохранения беспристрастности, качества работы и авторитета Европейского Суда;
6) признает роль Секретариата Европейского Суда в обеспечении высокой эффективности обработки жалоб и реализации реформ;
7) призывает Европейский Суд оставаться бдительным в поддержании пределов усмотрения государств-участников;
8) подчеркивает необходимость поиска эффективных решений в отношении повторяющихся дел как на уровне Европейского Суда, так и в рамках работы по исполнению постановлений;
9) поощряет государств-участников в предоставлении приоритета альтернативным методам разрешения спора, таким как мировое соглашение и одностороннее заявление;
10) напоминая о содержании статьи 46 Конвенции, подчеркивает значение полного, эффективного и быстрого исполнения окончательных постановлений Европейского Суда государствами-участниками;
11) напоминает о роли Комитета министров Совета Европы в обеспечении свободы государств-участников в выборе средств полного и эффективного исполнения постановлений Европейского Суда;
12) призывает к повышению эффективности системы контроля за исполнением постановлений Европейского Суда как на уровне Комитета министров Совета Европы, так и на уровне государств-участников в соответствии с принципом субсидиарности;
13) поощряет органы Совета Европы в повышении интенсивности и совершенствовании их деятельности в области сотрудничества и двустороннего диалога с государствами-участниками по вопросам применения Конвенции, включая упрощение доступа к информации о положительной практике, а также предлагает государствам-участникам воспользоваться результатами этой деятельности;
14) призывает государства-участников как можно скорее подписать и ратифицировать Протокол N 15 к Конвенции, а также рассмотреть возможность подписания и ратификации Протокола N 16 к Конвенции;
15) подтверждает значение присоединения Европейского союза к Конвенции и поощряет скорейшее завершение этого процесса;
16) отмечает работу Руководящего комитета по правам человека по принятию Брайтонской декларации в отношении реформы конвенционной системы и ее будущего, оценка результатов которой ожидается в декабре 2015 года;
17) принимает настоящую декларацию с целью придания политической силы текущему процессу реформ по обеспечению долгосрочной эффективности конвенционной системы.
План действий
А. Толкование и применение Конвенции Европейским Судом
1. Принимая во внимание компетенцию Европейского Суда по толкованию и применению Конвенции, конференция подчеркивает значение ясной и последовательной судебной практики, а также взаимодействия Европейского Суда с внутригосударственными органами и Комитетом министров Совета Европы и в этом отношении:
a) поощряет Европейский Суд в продолжении развития сотрудничества и регулярного обмена информацией с государствами-участниками и Комитетом министров Совета Европы, особенно в отношении повторяющихся жалоб и дел, ожидающих рассмотрения;
b) приветствует диалог Европейского Суда с высшими внутригосударственными судами и создание системы обмена информацией с внутригосударственными судами о его постановлениях и решениях, а также предлагает Европейскому Суду расширять этот диалог в дальнейшем;
c) приветствует намерение, выраженное Европейским Судом, предоставлять краткое обоснование решений о неприемлемости жалоб, вынесенных единоличным судьей, а также предлагает начать это делать с января 2016 года;
d) предлагает Европейскому Суду рассмотреть возможность предоставления краткого обоснования для решений о применении обеспечительных мер и решений коллегий из пяти судей об отказе в удовлетворении ходатайств о пересмотре.
2. Напоминая о все еще существующих трудностях, включая проблему повторяющихся дел, конференция подчеркивает значение эффективного контроля за соблюдением обязательств, принятых государствами-участниками согласно Конвенции, и в этой связи поддерживает:
a) дальнейшее изучение и использование Европейским Судом практики рассмотрения дел, в частности, классификации по приоритетности в целях рассмотрения в зависимости, помимо прочего, от уровня важности и срочности, а также в соответствии с процедурой принятия пилотных постановлений;
b) дальнейший поиск Европейским Судом с помощью консультаций с Комитетом министров Совета Европы и государствами-участниками, в частности, через представителей правительств и правовых экспертов, способов совершенствования работы, включая надлежащее обращение с повторяющимися делами при обеспечении своевременного рассмотрения обоснованных неповторяющихся дел;
c) бльшую прозрачность состояния производства в Европейском Суде с тем, чтобы стороны могли больше знать о ходе производства.
В. Реализация Конвенции на внутригосударственном уровне
Конференция напоминает о главной обязанности государств-участников обеспечивать применение и эффективную реализацию Конвенции и в этом отношении вновь подтверждает, что внутригосударственные органы и, в частности, суды являются первыми гарантами прав человека, обеспечивающими полное, эффективное и прямое применение Конвенции в их правовых системах в свете практики Европейского Суда и в соответствии с принципом субсидиарности.
Конференция призывает государства-участников к следующему.
1. До рассмотрения дела в Европейском Суде и независимо от этого:
a) обеспечивать, чтобы потенциальные заявители имели доступ к информации о Конвенции и Европейском Суде, в частности, о масштабах и пределах конвенционной защиты, компетенции Европейского Суда и критериях приемлемости;
b) принять на внутригосударственном уровне дополнительные усилия по повышению осведомленности членов парламента и совершенствованию обучения судей, прокуроров, адвокатов и должностных лиц по вопросам Конвенции и реализации ее положений, включая проблемы исполнения постановлений, обеспечивая, чтобы это стало составной частью профессионального обучения и, при необходимости, повышения квалификации, в том числе, с помощью образовательных программ Совета Европы по вопросам прав человека для правовых специалистов, а также образовательных программ Европейского Суда и его публикаций;
c) обеспечивать с этой целью образовательные посещения и практику в Европейском Суде для судей, адвокатов и должностных лиц с целью повышения качества знаний о конвенционной системе;
d) принимать надлежащие меры по совершенствованию процесса проверки на соответствие Конвенции в свете практики Европейского Суда законопроектов, действующего законодательства и внутренней административной процедуры;
e) обеспечивать эффективную реализацию Конвенции на внутригосударственном уровне, принимать эффективные меры для предотвращения нарушений и предоставлять эффективные внутригосударственные средства правовой защиты в отношении предполагаемых нарушений Конвенции;
f) рассмотреть возможность добровольных пожертвований в Фонд по правам человека и на специальный счет Европейского Суда для того, чтобы предоставить ему возможность рассмотрения всех обоснованных дел, а также продолжать организовывать командировки специалистов в Секретариат Европейского Суда;
g) рассмотреть возможность создания независимого органа по правам человека.
2. После принятия постановлений Европейского Суда:
a) продолжать предпринимать усилия по предоставлению в установленные сроки всесторонних планов действий и отчетов, которые являются ключевыми средствами в диалоге между Комитетом министров Совета Европы и государствами-участниками, которые также могут способствовать развитию диалога с другими заинтересованными лицами, такими как Европейский Суд, парламенты или внутригосударственные органы по защите прав человека;
b) в соответствии с внутригосударственным правовым порядком своевременно разрабатывать эффективные средства правовой защиты в отношении нарушений Конвенции, установленных Европейским Судом;
c) развивать и обеспечивать на внутригосударственном уровне достаточные ресурсы для полного и эффективного исполнения всех постановлений, а также предоставлять необходимые средства и полномочия государственным органам или должностным лицам, ответственным за координацию деятельности по исполнению постановлений;
d) придавать особое значение полному, эффективному и своевременному исполнению постановлений, затрагивающих структурные проблемы, которые могут быть применимы и другими государствами-участникам;
e) способствовать обмену информацией и положительной практикой с другими государствами-участникам, в частности, по вопросу реализации общих мер;
f) обеспечивать доступ к постановлениям Европейского Суда, планам действий и отчетам, а также к решениям и резолюциям Комитета министров, путем:
- публикации и распространения среди заинтересованных лиц (в частности, исполнительных, законодательных и судебных органов, а также в случае необходимости внутригосударственных органов по защите прав человека и представителей гражданского общества) с целью дальнейшего привлечения к процессу исполнения постановлений;
- перевода и обобщения соответствующих документов, включая в случае необходимости пилотные постановления Европейского Суда;
g) в рамках этого поддерживать и развивать финансирование, позволяющее Совету Европы с 2010 года переводить бльшее количество постановлений на национальные языки;
h) в частности, поощрять участие законодательных органов в процессе исполнения постановлений в случае необходимости, например, путем включения их в ежегодные или тематические отчеты или обсуждения с исполнительными органами вопросов реализации некоторых постановлений;
i) организовать при необходимости "контактные пункты" по правам человека в соответствующих исполнительных, судебных и законодательных органах, а также создавать систему взаимодействия между ними путем встреч, обмена информацией, слушаний или передачи ежегодных или тематических отчетов или новостных писем;
j) в соответствии с принципом субсидиарности рассматривать возможность проведения на внутригосударственном уровне регулярных обсуждений вопросов исполнения постановлений с участием исполнительных и судебных органов, а также членов парламентов, представителей общественных организаций и в случае необходимости внутригосударственных органов по защите права человека и представителей гражданского общества.
С. Надзор за исполнением Постановлений Европейского Суда
Конференция подчеркивает значение эффективного надзора за исполнением постановлений с целью долгосрочного устойчивого развития конвенционной системы и сохранения доверия к ней и с этой целью призывает к следующему.
1. Призывает Комитет министров Совета Европы:
a) продолжать последовательно использовать все средства, имеющиеся в его распоряжении, а также рассмотреть возможность использования в случае необходимости процедуры, предусмотренной статьей 46 Конвенции, при соблюдении установленных условий;
b) развивать в этой связи доступные ресурсы и средства, включая соответствующие политические рычаги в дополнение к технической поддержке, для разрешения случаев неисполнения;
c) обеспечивать развитие расширенного взаимодействия с другими заинтересованными органами Совета Европы в рамках их компетенции, прежде всего, с Европейским Судом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и Комиссаром по правам человека;
d) искать возможность дальнейшего повышения эффективности заседаний по вопросам прав человека, включая, но не ограничиваясь этим, председательство, а также длительность и частоту заседаний, в то же время подтверждая межправительственный характер этого процесса;
e) рассмотреть возможность распространения правила 9 Регламента Суда на надзор за исполнением постановлений, а также за условиями мирового соглашения, включая письменную коммуникацию с международными организациями и органами, указанными Комитетом министров Совета Европы для этих целей, в то же время обеспечивая возможность для предоставления ответа внутригосударственных властей;
f) поощрять в случае необходимости присутствие на заседаниях по вопросам прав человека представителей государственных органов, обладающих компетенцией, полномочиями и опытом по предмету обсуждения;
g) рассмотреть возможность проведения тематических обсуждений по главным проблемам, связанным с исполнением ряда постановлений, с целью обеспечения обмена положительным опытом между государствами-участниками, сталкивающимися со сходными трудностями;
h) уделить бльшее внимание в случае необходимости работе других контрольных или совещательных органов;
i) повышать прозрачность процесса исполнения постановлений в целях развития обмена информацией со всеми сторонами, участвующими в деле;
j) поддерживать развитие ресурсов Департамента по исполнению постановлений Европейского Суда в целях обеспечения выполнения его главной функции, включая его совещательную функцию, обеспечивать сотрудничество и двусторонний диалог с государствами-участниками путем предоставления постоянного персонала, обладающего знаниями внутригосударственных правовых систем, а также в целях поощрения государств-участников в организации командировок судей и должностных лиц.
2. Призывает Генерального Секретаря, а через него Департамент по исполнению постановлений Европейского Суда:
a) обеспечивать доступ к регулярно обновляемой информации о состоянии исполнения постановлений, совершенствуя IT-средства, включая базы данных, а также, как это делает Европейский Суд, составляя тематические справки и справки по странам;
b) распространять руководство для государств-участников по подготовке планов действий и отчетов;
c) продолжать процесс освещения рекомендаций внешнего аудита;
d) развивать в случае необходимости двусторонний диалог с государствами-участниками, в частности, путем ранней оценки планов действий и отчетов по ним, а также с помощью организации рабочих встреч с участием всех заинтересованных лиц в целях обеспечения общего подхода к постановлениям в отношении мер обеспечения их соблюдения в полном соответствии с принципом субсидиарности.
3. Конференция также призывает:
a) все заинтересованные органы Совета Европы принять во внимание большее количество вопросов, касающихся исполнения постановлений, в своих программах и деятельности по сотрудничеству, а также установить с этой целью соответствующие связи с Департаментом по исполнению постановлений Европейского Суда;
b) все межправительственные комитеты учесть соответствующие аспекты Конвенции в своей целенаправленной работе;
c) Генерального секретаря провести в рамках Совета Европы оценку деятельности по сотрудничеству и оказанию помощи в реализации Конвенции с целью установить более целенаправленное и структурированное сотрудничество;
d) Генерального секретаря продолжать в отношении дел последовательное использование полномочий с целью облегчения процесса исполнения постановлений, затрагивающих сложные и/или наиболее актуальные вопросы на внутригосударственном уровне, включая реализацию полномочий, предоставленных статьей 52 Конвенции;
e) Комиссара по правам человека при осуществлении его полномочий и, в частности, во время визитов в государства-участники продолжать рассматривать с ними вопросы, касающиеся исполнения наказаний по конкретным делам;
f) Парламентскую Ассамблею Совета Европы продолжать составлять отчеты по исполнению постановлений, организовывать просветительскую деятельность для членов законодательных органов по вопросам реализации Конвенции, а также поощрять законодательные органы в обеспечении регулярного и эффективного исполнения постановлений.
Реализация плана действий
В целях реализации плана действий конференция:
1) прежде всего призывает государства-участников, Комитет министров Совета Европы, Генерального секретаря и Европейский Суд проводить в жизнь настоящий план действий;
2) призывает Комитет министров Совета Европы на заседании министров 19 мая 2015 г. оценить состояние реализации и подготовить обзор положительной практики в отношении Рекомендации N CM/Rec(2008)2 об эффективных внутригосударственных возможностях быстрого исполнения постановлений Европейского Суда, а также в случае необходимости предоставить обновленную рекомендацию с учетом практики ее применения в государствах-участниках;
3) призывает государства-участников в свете настоящего плана действий принять все возможные меры для совершенствования практики исполнения постановлений и предоставить Комитету министров Совета Европы информацию об этом до конца июня 2016 года;
4) призывает все государства-участников изучить совместно с Департаментом по исполнению постановлений Европейского Суда все дела, ожидающие рассмотрения, выявить те, которые могут быть закрыты, или определить иные проблемы, а также на основании этого анализа работать в направлении постепенного уменьшения объема дел, ожидающих рассмотрения;
5) призывает, в частности, Комитет министров Совета Европы, а также государств-участников привлекать в случае необходимости гражданское общество и внутригосударственные органы по защите прав человека к реализации настоящего плана действий;
6) предлагает Комитету министров Совета Европы, соблюдая сроки, установленные Интерлакенской декларацией, произвести оценку степени, в которой настоящий план действий повысил эффективность конвенционной системы. На основе этой оценки Комитет министров Совета Европы до конца 2019 года должен принять решение о необходимости дополнительных долгосрочных изменений;
7) просит председательствующую Бельгию передать настоящую декларацию и протоколы Брюссельской конференции Комитету министров Совета Европы;
8) предлагает странам, которые будут в дальнейшем председательствовать в Комитете министров Совета Европы, следить за реализацией настоящего плана действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Декларация Комитета министров Совета Европы "Применение Конвенции о защите прав человека: наша общая ответственность" (принята Конференцией на высшем уровне в г. Брюссель, 27 марта 2015 г.)
Текст Декларации опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 9/2016
Перевод с английского к.ю.н. Н.В. Прусаковой.