Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. N 277
"Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования"
15 октября 2019 г., 25 сентября 2020 г., 3 ноября 2022 г.
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5901) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.
Пункт 2 изменен с 1 марта 2023 г. - Приказ Минтранса России от 3 ноября 2022 г. N 443
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования и действует до 1 сентября 2026 г.
Министр |
М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2016 г.
Регистрационный N 44083
Приложение
Требования
к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования
15 октября 2019 г., 25 сентября 2020 г., 3 ноября 2022 г.
1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(1) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"*(2).
2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.
Пункт 3 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее - профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее - кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 11 сентября 2017 г. N 160 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48196) (далее - приказ Минюста России N 160).
4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.
Пункт 5 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
Пункт 6 изменен с 1 марта 2023 г. - Приказ Минтранса России от 3 ноября 2022 г. N 443
6. Эксперт-техник должен знать:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:
Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34212) (далее - Правила проведения независимой технической экспертизы);
Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, установленную Положением Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П (зарегистрировано Минюстом России 10 июня 2021 г., регистрационный N 63845) (далее - Единая методика);
методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;
методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;
основы технической эксплуатации транспортных средств;
виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;
основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;
технологию восстановительного ремонта транспортных средств;
номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;
методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;
методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;
методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов в целях определения его доаварийной стоимости;
методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;
методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.
7. Эксперт-техник должен уметь:
использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;
проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;
фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;
проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;
оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.
8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:
иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей "Техника и технология наземного транспорта"*(3), и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;
иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
Пункт 9 изменен с 30 октября 2020 г. - Приказ Минтранса России от 25 сентября 2020 г. N 395
9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - ФБУ "Росавтотранс"), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):
регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);
копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;
копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;
копию трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности (при наличии);
две фотографии размером 4x6 см;
опись представляемых документов.
Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации. В случае наличия у кандидата сведений о трудовой деятельности, полученных в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, данные сведения предоставляются в форме электронного документа.
Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.
Пункт 10 изменен с 30 октября 2020 г. - Приказ Минтранса России от 25 сентября 2020 г. N 395
10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:
фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии);
адрес места жительства;
данные документа, удостоверяющего личность;
номер телефона;
почтовый адрес;
адрес электронной почты;
согласие кандидата на обработку персональных данных;
дата составления заявления.
Заявление подписывается кандидатом.
В случае изменения ранее представленных сведений кандидат (эксперт-техник) в течение тридцати календарных дней с момента возникновения изменений должен направить на адрес электронной почты, опубликованный на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копии документов, подтверждающих соответствующие изменения.
В случае изменения сведений о трудовой деятельности кандидата (эксперта-техника), эти сведения, полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в форме электронного документа.
11. В день поступления заявления ФБУ "Росавтотранс" регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.
Пункт 12 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
12. В течение трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ "Росавтотранс" направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.
Пункт 13 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
13. В состав контрольного задания должны быть включены десять контрольных вопросов и условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" 1, фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.
Контрольное задание считается выполненным, если количество правильных ответов на контрольные вопросы составляет не менее восьми и экспертное заключение выполнено в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы и Единой методикой.
14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.
15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.
16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ "Росавтотранс" направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.
17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ "Росавтотранс" кандидатом выполненного контрольного задания.
Пункт 18 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России N 160. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.
19. Кандидат при голосовании не присутствует.
20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:
несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;
отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;
невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.
Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.
Пункт 21 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
21. Аннулирование профессиональной аттестации эксперта-техника осуществляется МАК по следующим основаниям:
1) установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;
Подпункт 2 изменен с 1 марта 2023 г. - Приказ Минтранса России от 3 ноября 2022 г. N 443
2) повторное нарушение следующих требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, совершенное в течение одного года со дня информирования эксперта-техника о выявлении первичного нарушения указанных требований:
а) превышение предела статистической достоверности результатов расчетов размера расходов на восстановительный ремонт в отношении транспортного средства, установленного пунктом 3.5 Единой методики;
б) отсутствие в акте осмотра транспортного средства сведений, предусмотренных пунктом 2.2 Единой методики;
в) отсутствие в экспертном заключении информации, предусмотренной пунктом 8 Правил проведения независимой технической экспертизы;
г) нарушение требований по расчету размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), установленных главой 4 Единой методики;
д) несоответствие сведений, указанных в акте осмотра транспортного средства, и (или) информации, указанной в экспертном заключении, сведениям, содержащимся в документах о дорожно-транспортном происшествии и (или) фотоматериалах;
3) представление экспертом-техником заявления об аннулировании профессиональной аттестации, а также поступление в МАК информации о признании эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, смерти эксперта-техника, объявлении эксперта-техника умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
Пункт 21 дополнен подпунктом 4 с 1 марта 2023 г. - Приказ Минтранса России от 3 ноября 2022 г. N 443
4) увольнение государственного судебного эксперта из государственного судебно-экспертного учреждения в случае его включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с пунктом 18 Требований.
Пункт 22 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ "Росавтотранс" в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Кандидат (эксперт-техник) считается проинформированным с даты получения им заказного письма с уведомлением о вручении либо сообщения на адрес электронной почты способом, обеспечивающим фиксирование получения его адресатом.
Пункт 23 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ "Росавтотранс" не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.
Пункт 24 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
24. Кандидат имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации в течение шестидесяти календарных дней с даты принятия указанного решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышающий девяносто календарных дней при участии кандидата, в том числе с использованием видеосвязи.
По результатам рассмотрения жалобы МАК принимает решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.
В случае удовлетворения жалобы по отказу в профессиональной аттестации МАК принимает решение о профессиональной аттестации эксперта-техника. При этом датой профессиональной аттестации считается дата удовлетворения жалобы.
В случае неявки кандидата на заседание МАК, в том числе проводимое с использованием видеосвязи, без представления документов, подтверждающих невозможность участия в заседании, а также отказа от участия в заседании, в удовлетворении жалобы отказывается.
Пункт 25 изменен с 15 марта 2020 г. - Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 336
25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации, об удовлетворении жалобы, отказе в удовлетворении жалобы принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее - протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.
26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ "Росавтотранс": www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48 (ч. I), ст. 6715.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5901.
*(3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
*(4) Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Приложение
к Требованиям
Рекомендуемый образец
Регистрационная карточка
кандидата в эксперты-техники, осуществляющего
независимую техническую экспертизу
транспортных средств
1. Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)
________________________________________________________________________
2. Пол _________________________________________________________________
3. Дата рождения _______________________________________________________
4. Гражданство _________________________________________________________
5. Место фактического проживания _______________________________________
________________________________________________________________________
6. Адрес регистрации по месту жительства _______________________________
________________________________________________________________________
7. Адрес электронной почты (при наличии) _______________________________
8. Место работы (при наличии):
8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке
________________________________________________________________________
8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке
________________________________________________________________________
8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица
________________________________________________________________________
8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)
руководителя (полностью)
________________________________________________________________________
9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:
9.1. Полное наименование образовательной организации
________________________________________________________________________
9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
________________________________________________________________________
9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации,
подтверждающего получение высшего образования
________________________________________________________________________
10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное
профессиональное образование по программе профессиональной
переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных
средств (при наличии):
10.1. Полное наименование образовательной организации
________________________________________________________________________
10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
________________________________________________________________________
10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего
получение дополнительного профессионального образования по программе
профессиональной переподготовки в области независимой технической
экспертизы транспортных средств
________________________________________________________________________
11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное
профессиональное образование по программе повышения квалификации в
области независимой технической экспертизы транспортных средств (при
наличии):
11.1. Полное наименование образовательной организации
________________________________________________________________________
11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
________________________________________________________________________
11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего
получение дополнительного профессионального образования по программе
повышения квалификации в области независимой технической экспертизы
транспортных средств
________________________________________________________________________
Достоверность сообщенных сведений подтверждаю
Личная подпись ____________________
Дата заполнения "__" __________ 20__ г.
Утверждены требования к экспертам-техникам, проводящим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в т. ч. требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.
В частности, определены требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников. Так, эксперт-техник должен уметь использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств; проводить фото- и видеосъемку транспортных средств; фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства и т.д.
Профессиональная аттестация экспертов-техников проводится Межведомственной аттестационной комиссией (МАК). Ее состав утверждается Министром транспорта России.
Кандидат для прохождения аттестации направляет в ФБУ "Росавтотранс" (или его филиалы) соответствующее заявление в произвольной форме с приложением необходимых документов (копий). Определен их перечень.
ФБУ "Росавтотранс" регистрирует поступившее заявление и проверяет наличие необходимых документов. По истечении 3 рабочих дней со дня проверки кандидату направляется контрольное задание. Выполненное задание должно быть предоставлено по месту подачи заявления в срок, не превышающий 21 календарного дня с даты его получения.
МАК рассматривает документы и принимает решение о профаттестации либо о ее непрохождении. Решения оформляются протоколом. Копии последних размещаются на официальных сайтах Минтранса России и ФБУ "Росавтотранс".
Приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня официального опубликования.
Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. N 277 "Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2016 г.
Регистрационный N 44083
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования и действует до 1 сентября 2026 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 октября 2016 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2016 г. N 46
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства транспорта РФ от 3 ноября 2022 г. N 443
Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г.
Приказ Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2020 г. N 395
Изменения вступают в силу с 30 октября 2020 г.
Приказ Министерства транспорта РФ от 15 октября 2019 г. N 336
Изменения вступают в силу с 15 марта 2020 г.