Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 982273-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(в части изменения формы государственной итоговой аттестации, завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования)
(внесен депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, А.Н. Диденко, М.В. Дегтяревым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 982273-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, А.Н. Диденко, М.В. Дегтяревым, и отмечает следующее.
Исходя из пояснительной записки, законопроект разработан в связи с неэффективностью проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена.
Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которые, по мнению авторов, будут способствовать совершенствованию процедуры проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, а именно:
- изменить названия форм государственной итоговой аттестации: "единый государственный экзамен", "Основной государственный экзамен", "государственный выпускной экзамен" на форму "государственный экзамен по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования",
- разрабатывать и утверждать на региональном уровне задания для проведения государственной итоговой аттестации,
- разрабатывать на региональном уровне и согласовывать на федеральном уровне задания для лиц, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования,
- проводить дополнительные вступительные испытания творческой и(или) профессиональной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и(или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств.
В настоящее время единый государственный экзамен является составной частью общероссийской независимой системы оценки качества образования. Эволюция проведения итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена в течение 16 лет, включая 7 лет штатного режима, показывает, что отработана процедура проведения экзамена, обеспечивающая единство технологии оценки результатов освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации, ежегодно совершенствуются контрольные измерительные материалы.
Процедура проведения итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена предусматривает возможность наблюдения за ходом проведения экзаменов широкого круга общественности. Проверка независимыми экспертами обезличенных работ позволяет объективно оценить знания участников аттестации на основании единых критериев и подходов.
Комитет считает, что предложения, изложенные в законопроекте, не могут быть поддержаны ввиду того, что:
- в тексте законопроекта не дается четкого определения понятия "государственный экзамен", требований к его организации и проведению, подготовке и использованию экзаменационных материалов,
- предлагаемые законопроектом изменения не смогут обеспечить единства подходов к оценке результатов освоения образовательной программы, независимой оценки знаний, объективности оценки вследствие отсутствия единых четких критериев этой процедуры и усиления роли человеческого фактора, приведут к нарушению единого образовательного пространства Российской Федерации,
- будет утрачена информационная открытость экзамена для аттестуемых, что является одной из сильных сторон сегодняшней формы итоговой аттестации, которая позволяет сегодня выпускникам ознакомиться со структурой контрольно-измерительных материалов, вести подготовку с помощью открытого банка заданий для обучающихся и их родителей (законных представителей),
- увеличение числа участников подготовки процедуры итоговой аттестации на региональном уровне будет способствовать утечке информации о предлагаемых на предстоящих экзаменах заданиях,
- необходимо разработать принципиально иную нормативную правовую документацию, регламентирующую проведение государственного экзамена,
- возможность проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и(или) профессиональной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета предусмотрена Федеральным законом N 273-ФЗ по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен.
Также Комитет отмечает, что законопроектом предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, полномочиями по утверждению заданий для проведения итоговой аттестации. Реализация указанных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации повлечет дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости - порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, что не предусмотрено предлагаемым законопроектом.
В отзывах, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отмечается, что за последние 15 лет Минобрнауки России удалось выстроить последовательную схему проведения государственной итоговой аттестации, разграничив полномочия и сферы деятельности субъектов, участвующих в подготовке и проведении процедуры, определить порядок и контроль за проведением государственной итоговой аттестации, разработать систему подготовки экзаменационных материалов компетентными структурами и организациями, определить параметры качества результатов. Принимаемые в последние годы решения об исключении тестовой части из контрольных измерительных материалов по ряду предметов позволяют оценить творческие способности выпускников.
Также отмечается, что за последние годы возросло доверие граждан к действующей форме проведения государственной итоговой аттестации, снизилось напряжение со стороны школьников и родителей.
Также отмечается, что изменения, предложенные законопроектом, на практике приведут к расширению круга лиц, которым предоставляется компенсация, установленная частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в российской Федерации"", путем включения в него работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 года N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования", так как государственный экзамен является и формой государственной итоговой аттестации, проводимой образовательными организациями, относящимися к системе среднего профессионального образования. Таким образом, принятие проекта закона потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает проект рассматриваемого федерального закона, полагая, что предложенные изменения могут привести к ряду негативных последствий ввиду снижения уровня государственных гарантий качества образования на территории Российской Федерации.
В своем заключении Счетная Палата Российской Федерации отмечает, что предлагаемые изменения неизбежно связаны с необходимостью их финансирования, не содержат норм, определяющих источники и порядок их исполнения, что не соответствует статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правовое управление усматривает необходимость дополнительного обсуждения положений проекта закона в части согласования принципов государственной политики в сфере образования с предложением о наделении новым полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также предлагается провести юридико-техническую доработку законопроекта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный проект.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.