Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 973135-6 "О внесении изменений в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
(в части увеличения размера денежной компенсации, выплачиваемой работодателем за задержку выплаты заработной платы и иных выплат)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 973135-6 "О внесении изменений в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенным депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, В.Р. Родиным, О.Н. Алимовой, А.В. Потаповым, С.Н. Решульским, О.Н. Смолиным и А.А. Андреевым, предлагается изложить в новой редакции статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в целях увеличения размера денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, действующий размер компенсации при длительной задержке заработной платы является недостаточным, не способным восстановить потери семей, связанные с отсутствием причитающегося им дохода.
Законопроектом предусматривается установление прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации, выплачиваемой работодателем за задержку установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, с 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки до 1/220 начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета, произведенного в течение 90 календарных дней, и до 1/130 начиная с 91 дня, если в девяностодневный срок выплата не произведена.
Также предусматривается дополнительная денежная компенсация работникам органов и организаций, в которых не допускается приостановление работы в соответствии с частью 2 статьи 142 ТК ТФ, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная с 31 дня задержки выплаты заработной платы.
Кроме того, еще одна норма законопроекта уточняет, что предусмотренные статьей 236 ТК РФ меры материальной ответственности применяются как при полной, так и при частичной невыплате заработной платы и иных причитающихся работнику сумм. Эта норма, как отмечено в пояснительной записке, направлена на создание правовой определенности в спорах между работниками и работодателями по вопросу о толковании норм статьи 236 ТК РФ.
Вместе с тем, проблемы, на решение которых направлен законопроект, достаточно полно обсуждались при рассмотрении Государственной Думой внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".
В результате принятый Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" в достаточной мере урегулировал вопросы ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска и иных выплат, причитающихся работнику.
Указанным Федеральным законом, в частности, внесены изменения в статью 236 ТК РФ. Увеличен размер денежной компенсации, выплачиваемой работодателем за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, до 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Уточнено, что в случае неполной выплаты в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Кроме того, указанным Федеральным законом в целях повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда внесены изменения в другие статьи ТК РФ, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Таким образом, принятие проекта федерального закона N 973135-6 представляется не актуальным.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что по представленному проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, результаты рассмотрения законопроекта не представили.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 973135-6 "О внесении изменений в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.