Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Описание модели оценки (самооценки) образовательной организации
Введение
Статьей 97 (часть 3) Закона об образовании в Российской Федерации* вводится понятие мониторинга системы образования, который "представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.".
Порядок осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливаются Правительством Российской Федерации**.
В настоящий момент, наряду с проведением мониторинга системы образования, весьма актуальной является также задача введения в практику такой формы представления информации об образовательной организации (ОО), которая, с одной стороны, отражала бы специфику ОО, а с другой, позволяла бы сопоставить характеристики различных ОО, сочетая в себе при этом качества наглядности и информативности.
Ниже представлены подходы к решению указанной задачи в отношении общеобразовательных организаций. Информация об ОО группируется по нескольким направлениям и по каждому из направлений переводится в балл по десятибалльной шкале. Таким образом, каждая ОО получает оценку, выраженную набором баллов, которую можно представить в виде диаграммы.
Цели оценки
Целями оценки являются:
- содействие повышению качества образования в Российской Федерации за счет развития механизмов и инструментов управления качеством образования;
- повышение информационной прозрачности и открытости системы образования в Российской Федерации.
Направления использования результатов оценки
Оценка может быть использована:
- в целях управления качеством образования, для формирования программ развития образовательной организации;
- при составлении публичных информационных бюллетеней, рейтингов, реестров и т.п. для информирования граждан о реальных условиях и результатах осуществления образовательного процесса в образовательной организации.
Принципы построения оценки
Оценка образовательных организаций строится на основе следующих принципов:
- учет приоритетных целей и задач российской системы образования, учет направлений мониторинга системы образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662;
- прозрачность и объективность: измеряемые и оцениваемые параметры должны быть доступны для проверки и объективно отражать текущую ситуацию;
- комплексность: должны учитываться разнообразные факторы, влияющие на качество образования;
- информативность: оценка должна отражать специфику образовательной организации, её сильные и слабые стороны;
- отсутствие стимулов к фальсификации данных: оценка не должна способствовать возникновению у участников образовательного процесса желания или необходимости искажать информацию, связанную с непосредственным выполнением ими своих функций в рамках образовательного процесса;
- отсутствие стимулов к искусственному увеличению загруженности обучающихся;
- возможность использования данных о результатах различных массовых оценочных процедур, проводимых в Российской Федерации;
- учет многообразия образовательных траекторий обучающихся;
- актуальность с точки зрения формирования стратегий развития региональных систем образования.
Направления оценки
Массовость достижения базовых результатов
Эта категория данных должна характеризовать успешность выполнения образовательной организацией одной из основных миссий - обеспечение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (или Федерального компонента государственного образовательного стандарта).
При формировании характеристики ОО по этому направлению предлагается использовать показатели:
- количество обучающихся, набравших не менее 10 баллов в сумме по 3 предметам ОГЭ (в 5-балльной системе) и не получивших при этом "двоек";
- количество обучающихся 4 классов, набравших не менее 11 баллов в сумме по 3 предметам ВПР и не получивших при этом "двоек" (показатели, связанные с результатами ВПР, могут модернизироваться с учетом расширения спектра проводимых ВПР);
- количество обучающихся, набравших не менее 160 баллов в сумме по 3 предметам ЕГЭ.
Развитие таланта
Данные, связанные с развитием таланта, включают в себя сведения об успехах ОО в подготовке победителей олимпиад различного уровня.
При формировании характеристики ОО по этому направлению предлагается использовать показатели:
- количество призеров регионального этапа ВсОШ;
- количество победителей регионального этапа ВсОШ;
- количество призеров заключительного этапа ВсОШ;
- количество победителей заключительного этапа ВсОШ;
- количество предметов регионального этапа ВсОШ;
- количество предметов заключительного этапа ВсОШ.
Прозрачность и объективность образовательного процесса
Прозрачность и объективность предполагается характеризовать, с одной стороны, количественными данными об участии в различных независимых оценочных процедурах, а с другой - наличием сайта ОО и ряда сведений и сервисов на нем, позволяющих получить дополнительную информацию об ОО, в том числе, получить сведения о результатах ГИА и оставить отзыв о школе.
При формировании характеристики ОО по этому направлению предлагается использовать показатели:
- участие в независимых диагностических процедурах (например, ВПР):
- частота участия ОО в процедурах независимой оценки качества образования в год;
- количество участников в процедурах независимой оценки качества образования;
- наличие внутреннего регламента, обеспечивающего объективность результатов диагностических и мониторинговых процедур;
- наличие сайта ОО с информацией:
- о правилах приема в ОО;
- о числе и наполняемости классов;
- о результатах Государственной итоговой аттестации (в 9 и 11 классах);
- о результатах участия ОО в независимых процедурах оценки качества образования;
- наличие на сайте ОО возможности отставить публичный отзыв;
- количество опубликованных на сайте ОО отчетов о самообследовании.
Качество образовательной среды
Эта категория данных включает сведения как о материальных условиях, имеющихся в распоряжении ОО (площади, спортивные сооружения, степень информатизации, обеспеченность условий для обучения детей с ОВЗ и т.п.), так и о кадровом составе ОО.
При формировании характеристики ОО по этому направлению предлагается использовать показатели:
- площадь в расчете на контингент;
- компьютеризированность ОО;
- доступ к сети Интернет;
- наличие бассейна;
- наличие спортзала;
- наличие стадиона;
- доступность образовательной среды для обучающихся с ОВЗ;
- доля педагогов с педагогическим или университетским образованием;
- доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию;
- доля педагогов, прошедших независимую аттестацию с высокими результатами;
- наличие конкурсного отбора при приеме в какие-либо классы.
Индивидуализация образовательного процесса
Под индивидуализацией понимается степень нацеленности образовательного процесса в ОО на решение образовательных задач с учетом целей, потребностей и жизненных интересов обучающихся.
При формировании характеристики ОО по этому направлению предлагается использовать показатели:
- количество обучающихся, сдающих дополнительные предметы ОГЭ;
- количество обучающихся, сдающих дополнительные предметы ЕГЭ;
- количество выпускников, продолживших обучение в системе СПО.
Результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников
Эта группа данных должна характеризовать включенность ОО в решение глобальных или региональных задач. Включение в оценку данного направления стимулирует не только обращение ОО к решению такого рода проблем, но и собственно формулирование целеполагания на региональном уровне и формирование целевых региональных образовательных программ.
При формировании характеристики ОО по этому направлению предлагается использовать показатели:
- Количество региональных и федеральных программ подготовки выпускников, участие ОО в которых отмечено как успешное.
Расчет итоговых баллов
Итоговую оценку не предполагается делать одномерной. Каждой образовательной организации присваивается набор баллов; отдельный балл по каждому направлению из перечисленных выше, которые в совокупности описывают специфику ОО. Балл по направлению вычисляется как нормированная сумма перечисленных выше показателей с весовыми коэффициентами. В результате нормировки итоговый балл по каждому направлению принимает значения в интервале от 0 до 10.
При нормировании показателей для удобства сравнения ОО они могут быть сгруппированы по кластерам, соответствующим разным диапазонам количественного состава обучающихся, различным социально-экономическим условиям и т.п.
Развитие модели оценки
Рассматриваемый набор значений может, с одной стороны, использоваться системой образования для выработки комплексных планов по развитию, например, включающих помощь конкретным ОО по тем направлениям, по которым у этих ОО достаточно низкие показатели, а с другой - давать информацию о конкретных ОО для граждан.
В дальнейшем после апробации и общественно-профессионального обсуждения оценки могут быть введены несколько градаций, соответствующих диапазонам значений выбранного числового параметра (например: "очень низкий", "низкий", "средний", "высокий", "очень высокий").
Кроме того, необходимо отметить, что данная форма оценки допускает непрерывную модернизацию и уточнение, поскольку в рамках каждого из направлений могут добавляться и уточняться параметры, на основе которых формируется итоговый показатель.
Примеры оценки
Оценка для каждой школы представлена как диаграмма, на которой по осям отложены соответствующие баллы по направлениям. Кроме того, оценка может быть представлена в табличной форме: для каждой ОО несколько чисел, соответствующих баллам по направлениям.
На диаграммах ниже представлены примеры отображения результатов оценки трех различных ОО, выполненной в соответствии с описанными подходами.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2016 г. N 08-1633 "О направлении информации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.