1. Отклонение заявки на основании излишних требований к описанию показателей товаров признано неправомерным.
ФАС России рассмотрена жалоба на положения документации об электронном аукционе на строительство путепровода.
При рассмотрении жалобы установлено, что заказчик установил в требованиях к составу и содержанию заявок необходимость описать показатели используемого при выполнении работ товара, которые не могут быть известными участникам аукциона в момент подачи заявки.
Так, участникам в заявке необходимо было указать конкретные показатели глубины проникания иглы, температуры размягчения по кольцу и шару в отношении асфальтобетонной смеси.
ФАС России признал доводы жалобы обоснованными, а такие требования к составу заявок неправомерными, поскольку участникам аукциона на строительство путепровода не могут и не должны быть известны настолько подробные характеристики товара, его компонентного и химического состава, процессов его производства и испытания, поскольку потенциальный участник аукциона не обязан иметь такой товар в наличии, а также быть его производителем.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Именно неверное указание в заявке таких показателей стало причиной для отклонения одной из двух поданных заявок.
Следует отметить, что заявка на участие в электронном аукционе по умолчанию в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе включает в себя согласие участника аукциона на выполнение работ в соответствии со всеми предъявленными заказчиком требованиями.
ФАС России принял решение признать требования к составу заявки неправомерными, отклонение заявки на основании таких требований также неправомерным. Выдано предписание о пересмотре заявок без учета неправомерных требований к составу заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.10.2016 N К-1589/16
(номер извещения 0306200005116000056)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе содержит требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 13.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 080 072 104 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в приложении N 4 документации об Аукционе "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ", например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее: "Глубина проникания иглы при 25°С 0,1мм в диапазоне от 61 до 90, Глубина проникания иглы при 0°С 0,1мм не менее 20, Растяжимость при 25°С см не менее 55, Растяжимость при 0°С см не менее 3,5, Температура размягчения, по кольцу и шару °С не ниже 47, Температура хрупкости °С не выше "-15", Температура вспышки °С не ниже 230, Марка по дробимости щебня в водонасыщенном состоянии, входящего в состав смеси не ниже 600, Потеря массы щебня, входящего в состав смеси, при определении дробимости % не более 25, Содержание в готовой смеси частиц размером менее 0,05 мм (пылевидных и глинистых) % по массе не более 5, Диаметр частиц, меньше которого в грунте содержится 10% по массе частиц мм менее 2, Полные остатки на контрольном сите с диаметром отверстий 1,25D мм % по массе менее 0,5" и т.п.
Согласно инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе, при заполнении заявок на участие в Аукционе, участникам закупки необходимо предоставить сведения, в том числе, в соответствии с ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 25607-2009).
Вместе с тем, согласно разделу 4 ГОСТ 25607-2009 приемку и поставку щебня и готовых смесей проводят партиями. Партией считают количество щебня одной фракции или смесей фракций и готовой смеси, установленное в договоре на поставку, одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе (вагоне) или судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество материала, отгружаемое одному потребителю в течение 1 сут.
Для проверки соответствия качества щебня (гравия) и готовых смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.
При приемочном контроле определяют:
- зерновой состав;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- содержание дробленых зерен в щебне из гравия.
При периодических испытаниях определяют:
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, коэффициент фильтрации - один раз в 10 сут;
- прочность, истираемость, водостойкость, пластичность щебня, используемого в качестве самостоятельного материала, и готовых смесей, насыпную плотность щебня и готовых смесей, устойчивость структуры против железистого и силикатного распадов; степень пучинистости - один раз в квартал;
- морозостойкость, удельную эффективную активность естественных радионуклидов - один раз в год.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 4 документации об Аукционе "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ", предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.09.2016 N0306200005116000056-1 участнику закупки с порядковым номером заявки 2 отказано в допуске к Аукциону по следующему основанию: "участник закупки в п. 15 "Песок по ГОСТ 25100-2011" указал сведения по показателю "Содержание частиц размером более 0,25 мм" - 55% по массе, что противоречит сведениям, указанными участником Закупки, по показателю "Диаметр частиц, меньше которого в грунте содержится 10% по массе частиц" - 0,4 мм. Иными словами, участник закупки указал, что в песке содержится частиц размером (диаметром) менее 0,4 мм - 10% по массе (то есть содержание частиц крупнее 0,4 мм в песке содержится 90% по массе), тогда значение по показателю "Содержание частиц размером более 0,25 мм" может быть либо равно 10% по массе, либо быть менее 10% по массе, учитывая, что содержание частиц в песке, определяется по гранулометрическому составу песка, как процентное содержание частиц различной крупности (размера), выраженное по отношению их массы к общей массе, согласно ГОСТ 25100-2011 п. 3.7 и Б.2.2"
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что заявку участника под номером 2 отклонили на основании неправомерного требования о предоставлении в составе заявки описания участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки под номером 2 в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 8.3 документации об Аукционе установлено следующее: "Дата окончания срока предоставления разъяснений документации об электронном аукционе участникам закупок - 23 сентября 2016 года".
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.09.2016.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
2. Заказчик неправомерно не установил требования к участникам закупки на оказание услуг подвижной связи о наличии соответствующей лицензии.
ФАС России рассмотрена жалоба на положения документации об электронном аукционе на предоставление услуг подвижной связи.
Заявитель полагает, что заказчик неправомерно не предъявил к участником закупки требование о наличии и предоставлении в составе заявки лицензии на оказание услуг подвижной связи, поскольку объект закупки предусматривает оказание лицензируемой услуги.
Заказчик при рассмотрении жалобы выразил мнение, что поскольку приказом Минсвязи России от 29.12.2008 N 116 предусмотрено оказание услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи с использованием элементов сетей связи других операторов, имеющих необходимые лицензии, в связи с чем, требование к участникам закупки о наличии непосредственно у них действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи не установлено.
ФАС России указанный довод заказчика отклонен, поскольку:
- согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" такой вид деятельности как оказание услуг связи, подлежит лицензированию;
- в Постановлении Правительства от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" установлено, что в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, входят "Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования" и "Услуги подвижной радиотелефонной связи";
- в пункте 2 Приложения к указанному заказчиком приказу указано об использовании бизнес-модели виртуальных сетей оператором связи;
- в пункте 12 статьи 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2016 N 123 установлено, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Следовательно, услуги подвижной связи, являющиеся объектом закупки, могут оказываться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией, в связи с чем к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком должно предъявляться соответствующее требование.
ФАС России признал довод обоснованным, выдано предписание о внесении изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.09.2016 N К-1447/16
(номер извещения 0173100011916000083)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащим образом дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 786 500 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 19.08.2016 N 0173100011916000083, документации об Аукционе объектом закупки является оказание комплексных услуг подвижной связи для нужд Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (код ОКПД 2 61.20.11.000 "Услуги подвижной связи общего пользования - обеспечение доступа и поддержка пользователя").
В пункте 2 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Целью предоставления комплексных услуг связи является обеспечение функционирования ведомственной сети подвижной радиотелефонной связи для нужд Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года".
На заседании Комиссии, представители Заказчика, пояснили, что Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 N 116 "Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи" (далее - Приказ) установлены требования к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи.
По мнению Заказчика, обеспечение доступа абонентов к сети связи оператора, оказывающего услуги с использованием бизнес модели, осуществляется с использованием элементов сетей связи других операторов, имеющих необходимые лицензии, в связи с чем, требование к участникам закупки о наличии непосредственно у них действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи не установлено.
Вместе с тем, указанный довод Заказчика подлежит отклонению в связи с нижеследующим.
В пункте 2 Приложения к Приказу установлено, что оказание услуг связи, оператором подвижной радиотелефонной связи, использующий бизнес-модель виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, осуществляется в соответствии со схемой взаимодействия сетей связи, согласованной с оператором (другими операторами) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которого (которых) планируется к использованию.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2016 N 123 установлено, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" такой вид деятельности как оказание услуг связи, подлежит лицензированию.
В Постановлении Правительства от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" установлено, что в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи входят "Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования" и "Услуги подвижной радиотелефонной связи".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что оператор связи, оказывающий услуги должен иметь необходимые лицензии. Таким образом оказание комплексных услуг подвижной связи осуществляется на основании действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 12 информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме 05.09.2016 10:00.
В пункте 16.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе 01.09.2016.
Следовательно, участник закупки вправе подать запрос на разъяснения положений документации о Аукционе за три дня до даты окончания подачи заявок, то есть 01.09.2016.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 9 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "В качестве документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им услуг запретам, установленным заказчиком в соответствии со статьей 7 настоящей документации будет рассматриваться декларация участника аукциона о том, что услуги, указанные в статье 1 Информационной карты аукциона, не будут оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной в части не установления требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление подвижной радиотелефонной связи.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Решение заказчика о признании участника уклонившимся от заключения контракта по причине предоставления ненадлежащей банковской гарантии признано неправомерным.
ФАС России рассмотрена жалоба на решение заказчика об отказе от заключения контракта.
При рассмотрении жалобы установлено, что заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по причине непредоставления надлежащей банковской гарантии.
По мнению заказчика, банковская гарантия обеспечивает не все обязательства, предусмотренные контрактом. При этом заказчик в пункте 11.7 предусмотрел обеспечиваемые банковской гарантией обязательства - неустойка и убытки, которые могут наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту.
Комиссия ФАС России, рассмотрев положения предоставленной заявителем банковской гарантии, пришла к выводу, что указанные обязательства ею обеспечиваются, в связи с чем решение о признании заявителя уклонившимся принято неправомерно.
Выдано предписание о пересмотре решения о признании заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 16.09.2016 N К-1493/16
(номер извещения 0373100004616000015)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика принявших неправомерное решение об отказе от заключения государственного контракта по итогам проведения Аукциона в связи с уклонением Заявителя от заключения государственного контракта.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 19.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 876 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона -19.08.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 16 596 460 рублей.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.08.2016 N0373100004616000015-3 победителем Аукциона признан Заявитель.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 06.09.2016 N 0373100004616000015-4 Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи со следующим: "Представленная банковская гарантия не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изменениями документации об аукционе, а именно, в пункте 1.3. банковской гарантии установлено:
"Обязательства Принципала, которые обеспечиваются гарантией. Гарантия обеспечивает исполнение Принципалом обязательств по уплате:
неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Контрактом, начисленных со дня возникновения у Бенефициара права на их начисление до дня списания денежных средств с корреспондентского счета Гаранта;
документально подтвержденных убытков (реального ущерба) (при их наличии в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнение Принципалом обязательств по контракту)", в связи с чем, данные положения банковской гарантии противоречат части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно пункту 11.7. проекта контракта, сумма обеспечения исполнения контракта подлежит выплате Государственному заказчику в качестве компенсации за неустойку или убытки, которые могут наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему контракту.
Изучив банковскую гарантию от 29.08.2016 N Д2908-16/2-БГ, Комиссия приходит к выводу, что банковская гарантия, представленная Заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а также документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в заключении контракта с Заявителем и Заявителя уклонившемся в заключении контракта.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Отмечено, что отклонение заявки на основании излишних требований к описанию показателей товаров является неправомерным.
Так, при проведении электронного аукциона на строительство путепровода заказчик установил в требованиях к составу и содержанию заявок необходимость описать показатели используемого при выполнении работ товара, которые не могут быть известными участникам в момент подачи заявки.
В заявке необходимо было указать конкретные показатели глубины проникания иглы, температуры размягчения по кольцу и шару в отношении асфальтобетонной смеси.
Если объект закупки предполагает оказание лицензируемой услуги, то в документации должно быть установлено требование о предъявлении лицензии. Отсутствие такого требования является неправомерным.
Также признано неправомерным решение заказчика о признании участника уклонившимся от заключения контракта по причине предоставления ненадлежащей банковской гарантии.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.