1. Изменение существенных условий заключенного контракта признано неправомерным.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заявителя, указавшего, что заказчик неправомерно изменил существенные условия контракта при его исполнении.
Пункт 3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе допускает изменение существенных условий контракта в случае если контракт заключен на срок не менее чем 3 года для нужд субъекта РФ и его цена превышает размер, установленный Правительством РФ.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки установлено, что в рассматриваемом случае у заказчика отсутствовали указанные основания для изменения существенных условий контракта, поскольку такой контракт был заключен на срок менее 3 лет.
Следует отметить, что ФАС России не обладает полномочиями по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку по итогам закупки заключен контракт. В действиях заказчика установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 11.10.2016 N П-210/16
(номер извещения 0169200001114000029)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно заключено дополнительное соглашение от 01.07.2016 N 10 к государственному контракту от 18.07.2014 N 34с, изменяющее существенные условия указанного государственного контракта, а также Заказчиком не размещены документы о приемке поставленных товаров, выполненных работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 31.05.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 312 453 200 рублей;
3) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 23.06.2014;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения предквалификационного отбора - 27.06.2014;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 02.07.2014;
8) минимальное предложение о цене контракта - 2 309 328 668 рублей;
9) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене контракта 2 309 328 668 рублей;
10) Заказчиком на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся;
11) Заказчиком 18.07.2014 заключен контракт N 34с с ООО "***" по цене контракта 2 309 328 668 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1186 "Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно" установлено, что размер цены для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, на срок не менее чем 3 года, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, составляет 1 млрд. рублей.
Таким образом, для изменения существенных условий государственного контракта при его исполнении на основании пункта 3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе необходимо одновременное наличие трех условий: 1) цена государственного контракта должна составлять или превышать 1 миллиард рублей; 2) должно быть решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении существенных условий государственного контракта; 3) государственный контракт должен быть заключен на срок не менее чем три года.
На заседании Комиссии установлено, что 18.07.2014 Заказчиком заключен государственный контракт N 34с с ООО "***" по цене контракта 2 309 328 668 рублей.
Распоряжением Правительства Челябинской области 25.01.2016 N 25-рп установлено, что Заказчик "осуществляет по соглашению сторон изменение цены контракта на выполнение работ "под ключ" по объекту "Перинатальный центр 130 коек в г. Челябинске", расположенному по адресу: Челябинская область, город Челябинск, Центральный район, ул. Воровского, ул. Блюхера, от 18 июля 2014 г. N 34 с в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных правовыми актами Челябинской области".
Пунктом 3.1 государственного контракта от 18.07.2014 N 34с установлено следующее:
"Дата начала работ "под ключ" - с момента заключения Контракта;
Окончание работ "под ключ" - 30 июня 2016 года".
Таким образом, вышеуказанный государственный контракт заключен на срок менее 3 лет.
Вместе с тем, 01.07.2016 Заказчиком с ООО "***" заключено дополнительное соглашение от 01.07.2016 N 10 к государственному контракту от 18.07.2014 N 34с, согласно которому изменена дата окончания работ "под ключ" - 15 августа 2016 года, а также цена контракта увеличена до 3 114 024 907,42 рублей.
Таким образом, Заказчиком заключено дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия государственного контракта.
Вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса об административных правоотношениях
2. Часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе устанавливает, что в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Так, например, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 12.01.2016 размещены на Официальном сайте сведения о справках о стоимости выполненных работ и затрат от 25.12.2015 N 17, от 23.12.2015 N 16, от 15.12.2016.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
2. По итогам внеплановой проверки установлено, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила 3 заявки.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заявителя, указавшего, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя.
При проведении внеплановой проверки установлено, что конкурсная комиссия заказчика отклонила заявку заявителя по причине предоставления недостоверных сведений о штатной численности, отнесении заявителя к субъектам малого предпринимательства, а также наличия технической ошибки.
ФАС России посчитал, что отклонение неправомерно, поскольку выводы заказчика о штатной численности заявителя в прошлом календарном году не могут быть отнесены к проводимому конкурсу, предусматривающему окончание подачи заявок и предоставление документов о численности заявителя в июле 2016 года, а техническая ошибка вызвана тем, что заказчик в нарушение Закона о контрактной системе ограничил возможность поиска и копирования текста документации о закупке.
Кроме того, выявлено, что также неправомерно отклонены заявки 2 иных участников закупки. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку к моменту проведения внеплановой проверки не был заключен контракт.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 07.09.2016 N ВП-431/16
(номер извещения 0334100007616000016)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя на участие в Конкурсе, не соответствующей Конкурсной документации.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено проведение внеплановой проверки с 01.09.2016 на 07.09.2016.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 06.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 29 831 220 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано АО "И***" с предложением о цене контракта 22 373 415, 60 рублей.
1. По мнению Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно частям 3, 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, либо установлена недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 05.08.2016 N ПРО 1 (далее - Протокол N 1) заявка АО "Г***" признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации, в связи с предоставлением участником закупки недостоверной информации об общем количестве руководителей, ключевых специалистов, предлагаемых для выполнения работ - 90, что не соответствует сведениям, представленным в письме Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области от 02.07.2016 N 15-24/18553, а именно штатная численность АО "***" составляет 40 человек (согласно бухгалтерской отчетности за период с 01.01.2015 г. по 01.07.2016 г.).
Вместе с тем, согласно письму Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области от 18.08.2016 N 15-24/27751, письмо от 02.07.2016 N 15-24/18553 Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области не выдавалось.
02.09.2016 Конкурсной комиссией на основании предписания от 17.08.2016 N К-1317/16 осуществлено повторное рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 02.09.2016 N ПРО 2 (далее - Протокол N 2) заявка Заявителя на участие в Конкурсе признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации:
1) В связи с предоставлением Заявителем в составе заявки следующей недостоверной информации: "в штатном расписании от 11.01.2016 N 01/ШТ, которое утверждено приказом руководителя от 11.01.2016 N 01/ШТ, штат АО "Г***" составляет 129 единиц. В сведениях об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год, предоставленных АО "Г***" 31.03.2016 в МОСГОРСТАТ Московский Восточный окружной отдел государственной статистики, численность работников в среднем за год списочного состава (без внешних совместителей) 123 (сто двадцать три) человека. Сведения о среднесписочной численности работников за 2015 г. направленных в ИФНС России N 18 составляет 121 человек. Вышеуказанная информация противоречит подтверждению участника закупки о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Так же по данным сайта Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/ раздела Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства информация о АО "Г***" отсутствует.
2) Предложение Заявителя в отношении объекта закупки ("ФГБУ Иркутская МВД") не соответствует Конкурсной документации ("ФГБУ Иркутская МВЛ").
Пунктом 26 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе.
Порядок оценки включает, в том числе, критерий "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ". По указанному критерию оценке подлежит показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов", предлагаемых для выполнения работ". По данному критерию оценивается следующее значение: общее количество руководителей, ключевых специалистов, по которым участник Конкурса представил в составе заявки копии трудовых договоров и копии дипломов.
Достоверность штатной численности АО "Г***", представленной в составе заявки указанного общества на участие в Конкурсе, подтверждается также надлежащем образом заверенной копией штатного расписания (количество единиц - 129) от 11.01.2016 N01/шт., копиями трудовых договоров, трудовых книжек, содержащихся в составе указанной заявки.
Вместе с тем, представителем Заказчика документов, содержащие сведения о численности АО "Г***", направленных в Московский Восточный окружной отдел государственной статистики на заседании Комиссии, не представлено.
В отношении сведений о среднесписочной численности работников за 2015 г., направленных в ИФНС России N 18, документов, подтверждающих сведения, указанные в Протоколе N 2, представителем Заказчика на заседании Комиссии также не представлено.
Кроме того, декларация, представленная Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, о соответствии требованиям, установленным статьями 28-30 Закона о контрактной системе, а именно, о том, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - 100 человек включительно, не свидетельствует о недостоверности сведений содержащихся в заявке в момент ее подачи.
В отношении отсутствия сведений об АО "Г***" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке: указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части 3 статьи 5 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства) (далее - уполномоченный орган), осуществляется 1 августа 2016 года. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10 сентября 2016 года.
Из обращения следует, что Заявителем необходимые сведения, в том числе сведения о среднесписочной численности работников, сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, сведения, содержащиеся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов, направлены в уполномоченный орган, в связи с чем, соответствующие сведения вносятся уполномоченным органом в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр). При этом, отсутствие сведений о Заявителе в Реестре, по мнению Заявителя, является ошибкой, а также не свидетельствует о непринадлежности Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, на официальной сайте Федеральной налоговой службы (https://rmsp.nalog.ru) в разделе "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" указан подраздел, согласно которому в случае отсутствия сведений о юридическом лице, либо сведения некорректны - возможно направление оператору заявки на проверку сведений Реестра.
Учитывая изложенное, сделать вывод о непринадлежности Заявителя к субъектам малого предпринимательства по причине отсутствия сведений о Заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не представляется возможным.
17.08.2016 рассматривалась жалоба АО "Г***", по итогам которой согласно решению по делу N К - 1317/16 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, выявлены нарушения пунктов 3, 4, 9 части 1 статьи 50, части 6 статьи 31, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившиеся в том числе в размещении в ЕИС Конкурсной документации, содержащей ограничения поиска и копирования фрагментов текста.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ограничения поиска и копирования фрагментов текста Конкурсной документации препятствовали надлежащему заполнению заявок на участие в Конкурсе, в том числе Заявителю, АО "Д***" (заявка N 4), на участие в Конкурсе.
В связи с тем, что на заседании Комиссии представителем Заказчика, не представлено однозначных доказательств, подтверждающих недостоверность сведений в составе заявки Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии признавшей заявку Заявителя, не соответствующей требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Протоколу N 2 Конкурсной комиссией признана не соответствующей заявка АО "Д" (заявка N 4) требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверной информации о численности работников и несоответствия предложения участника закупки в отношении объекта закупки требованиям Конкурсной документации:
- в заявке на участие в Конкурсе указано 135 специалистов, в то время как штатная численность составляет 40 человек (согласно письму Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Московской области от 22.07.2016 N 15/2418549, на основании которого Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки участника закупки).
- предложение участника закупки, содержащее, в том числе следующие положения "1Р - телефоны", "Уо1р", не соответствует положениям Конкурсной документации: "IP -телефоны", "VoIP".
Изучив заявку участника Конкурса, сведения, представленные представителем Заявителя, сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия приходит к выводу о неправомерности признания заявки участника Конкурса с порядковым номером "4" по следующим основаниям.
В соответствии с письмом Заказчика, направленному в адрес ФАС России, от 01.09.2016 N ФС-СА-4/16624, Заказчиком запросов о штатной численности участников закупки в адрес Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области не направлялось, письма в отношении участников конкурса от Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области в адрес Заказчика не поступали.
При этом согласно письму Уполномоченного органа от 29.08.2016 N 807, направленным в адрес ФАС России, запросы о штатной численности участников закупки в адрес Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области не направлялись, письма Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области получены Уполномоченным органом от Заказчика.
На заседании Комиссии представителем Заказчика не представлен оригинал (надлежащим образом заверенной копии) письма от 02.07.2016 N 15-24/18553 в от Межрайонную ИФНС России N 3, запросов или иных документов, подтверждающих направление каким-либо видом связи запросов в адрес Межрайонной ИФНС России N не представлено.
Иных доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, указанных в указанной заявке представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлено.
В отношении несоответствия предложения участника Конкурса требованиям Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что что ограничения поиска и копирования фрагментов текста Конкурсной документации препятствовали надлежащему заполнению заявок на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, признавшей заявку с номером "4" не соответствующей требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Протоколу N 2 Конкурсной комиссией заявка ООО "Э***" (заявка N 6) признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации в связи с предоставлением участником закупки недостоверной информации об идентификационных номерах налогоплательщиков (ИНН работодателя), указанных в трудовых договорах, представленных для целей оценки заявок на участие в Конкурсе.
Как следует из материалов обращения ООО "Э***" в составе заявки представлены по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" Критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" копии трудовых договоров, дипломов, трудовых книжек в подтверждение стажа работы не менее 5 лет по специальности или направлению подготовки, по которой (по которому) представлен диплом о высшем образовании или высшем профессиональном образовании.
В ходе рассмотрения заявки ООО "Э***", Конкурсной комиссией установлен факт несоответствия в представленных договорах ИНН работодателя (в разделе реквизиты сторон), которым является ООО "Э***" (далее - Общество) , что, по мнению представителя Заказчика свидетельствует о недостоверности представленных Обществом в составе заявки на участие в Конкурсе сведений о специалистах ООО "Э***", имеющих стаж работы не менее 5 лет по специальности или направлению подготовки, по которой (по которому) представлен диплом о высшем образовании или высшем профессиональном образовании.
Как следует из материалов дела, ООО "Э***" не отрицает наличие технической ошибки в указанном разделе трудовых договоров. Однако, по мнению Общества, данная техническая ошибка не свидетельствует, что представленные трудовые договоры не заключались, не свидетельствует о том, что в штате Общества специалисты, сведения о которых представлены в составе заявки на участие в Конкурсе, не работают. Следовательно, по мнению ООО "Э***", оснований для отстранения Общества от участия в Конкурсе у Конкурсной комиссии отсутствовали.
Указанное, согласно обращению ООО "Э***", подтверждается оттиском печати в трудовых договорах, копиями трудовых книжек, дипломов, а также представленной в Комиссию выпиской из лицевого счета ООО "Э***", согласно которой ООО "Э***" 12.08.2016, 23.08.2016 произведены авансовые платежи по заработной плате работников, сведения о которых содержатся в заявке Общества.
Как следует из материалов дела, ООО "Э***" в составе заявки на участие в Конкурсе в подтверждение квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, представлены копии трудовых договоров, дипломов, трудовых книжек, из которых следует, что в штате ООО "Э***" работают специалисты, имеющие стаж работы не менее 5 лет по специальности или соответствующему направлению подготовки.
Принимая во внимание наличие в составе заявки ООО "Э***" копий трудовых книжек, ссылка представителя Заказчика на неверное ИНН в трудовых договорах не свидетельствует об отсутствии трудовых правоотношений Общества с указанными специалистами.
Довод представителя Заказчика о том, что положения абзаца 4 части 1 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которому в трудовом договоре, в том числе, указывается идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а, следовательно, указанное несоответствие существенное, Комиссией отклоняется, поскольку в силу части 1 статьи 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй указанной статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что решение Конкурсной комиссии об отстранении ООО "Э***" от участия в Конкурсе не соответствует части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушает часть 2 указанной статьи.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта" (Значимость критерия: 60%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%) (далее - "Квалификация участников закупки").
Оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию Квалификация участников закупки осуществляется с учетом следующих показателей: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (коэффициент значимости - 0,6) (далее - "Опыт участника закупки"), "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (коэффициент значимости - 0,4) (далее - "Квалификация трудовых ресурсов").
По показателю "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" пунктом 28 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки: "В соответствии с Правилами N 1085, в том числе с пп. "б" п. 27, предметом оценки по данному показателю является опыт участника по успешному выполнению работ на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности (сопоставимого характера и объема), за период 2006 по 2016 гг. (включительно). При этом цена каждого такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу.
Подтверждением опыта участника открытого конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема служат представленные участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе копия(и) исполненного(ых) контракта(ов) (гражданско-правового(ых) договора(ов)) (при этом цена каждого такого контракта (гражданско-правового договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу) с со всеми приложениями, дополнительными соглашениями к нему(ним), копия заключения государственной экспертизы (к каждому контракту (договору)), а также отражающая(ие) указанный(ые) объем(ы) (в руб.) копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки выполненных работ либо иного(ых) документа(ов), подтверждающего(их) исполнение такого(их) контракта(ов) (гражданско-правового(ых) договора(ов))".
Учитывая, что в Конкурсной документации по показателю "Опыт участника закупки" оценке подлежат копии исполненных контрактов, по успешному выполнению работ на выполнение проектно-изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности (сопоставимого характера и объема), Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанному критерию установлен в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку подразумевает оценку опыта по выполнению работ, исключительно на выполнение проектных и изыскательских работ на строительство лабораторных, лабораторно-диагностических, вирусологических, биотехнологических центров и других объектов, работающие с возбудителями заболеваний II - IV групп патогенности.
Кроме того, пунктом 28 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки":
"В соответствии с Правилами N 1085, в том числе с пп. "а" п. 27, предметом оценки по данному показателю является квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника конкурса открытого конкурса, предлагаемых для выполнения работ в соответствии с Техническим заданием (Заданием на проектирование), содержащимся в Части VI. "Техническая часть", а именно, наличие у руководителей, ключевых специалистов (со стажем работы в отрасли экономики, соответствующей предмету настоящего открытого конкурса, не менее 5 лет), с которыми участник открытого конкурса заключил (по основному месту работы) трудовые договора (подтверждающие трудоустройство каждого руководителя (ключевого специалиста) именно в штат конкретного участника закупки), дипломов которые одновременно должны соответствовать следующим условиям:
- дипломы должны быть выданы по специальности "Гидрогеология и инженерная геология" (шифр 020304), по специальностям (направлениям бакалавриата, магистратуры), входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с шифром 270000 "Архитектура и строительство" либо с шифром 120000 "Геодезия и землеустройство" (Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003, утв. постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст), или по соответствующим им специальностям (направлениям подготовки), предусмотренным классификатором специальностей по образованию (перечнем специальностей вузов СССР), который действовал до 2004 года, и соответствующим предмету настоящего открытого конкурса (объекту закупки, содержащемуся в Части VI. "Техническая часть" (Техническое задание (Задание на проектирование));
- дипломы должны содержать квалификацию руководителя (ключевого специалиста), необходимую для выполнения работ по предмету настоящего открытого конкурса (объект закупки, описан в содержащемся в Части VI. "Техническая часть" Техническом задании (Задании на проектирование)) и соответствующую специальности (направлению подготовки), которая предусмотрена в абзаце, предшествующему настоящему абзацу.
При этом стаж работы в отрасли экономики, соответствующей предмету настоящего открытого конкурса, подлежит определению на основании информации, содержащейся в копии трудовой книжки.
Для оценки участник закупки вправе предоставлять копии дипломов, выданных до 2004 года.
Подтверждением квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (по каждому руководителю и ключевому специалисту), служат представленные участником открытого конкурса в составе заявки на участие в открытом конкурсе:
- копия(и) заключенного(ых) участником открытого конкурса с каждым руководителем (ключевым специалистом) трудового(ых) договора(ов) (подтверждающая(ие) трудоустройство каждого руководителя (ключевого специалиста) именно в штат конкретного участника закупки);
- копия(ии) диплома(ов), одновременно соответствующая(их) 2 (двум) вышеприведенным условиям.
По данному показателю оценивается следующее значение: общее количество руководителей, ключевых специалистов, по которым участник открытого конкурса предоставил в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии документов, которые перечислены в двух абзацах, предшествующих настоящему абзацу.
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не указана конкретная квалификация руководителей, ключевых специалистов, что не позволяет определить какие именно сведения необходимо предоставить участникам закупки в своих заявках для получения наивысшего количества баллов по указанному показателю.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок установлен Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку порядок оценки не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений в отношении квалификации руководителей, ключевых специалистов, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках.
При этом нарушение, выразившееся в ненадлежащем установлении порядка оценки заявок по нестоимостным критериям оценки, выявленное 17.08.2016, не повлияло на момент принятия решения 17.08.2016 на результаты закупки, поскольку победителем был признан участник, предложивший наименьшую цену контракта, в связи с чем при неприменении нестоимостных критериев оценки, содержащих нарушения Закона о контрактной системе, рейтинг заявок не мог измениться.
Однако, учитывая, что настоящим решением в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены иные нарушения Закона о контрактной системе, для устранения которых следовало бы провести повторное рассмотрение поданных заявок, содержащих ценовые предложения, размер которых ниже чем предложение, сделанное победителем закупки, комиссия приходит к выводу о том, что ненадлежащее установление порядка оценки заявок влияет на результат закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 3, 4, 9 части 1 статьи 50, части 6 статьи 31, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком не доказана возможность поставки иного автомобиля, кроме Kia Quoris.
ФАС России проведена внеплановая проверка на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению Счетной палаты Российской Федерации, указавшей на то, что требования документации в совокупности соответствуют исключительно одному автомобилю Kia Quoris.
Заказчик считает, что ценовой категории согласно доведенным бюджетным средствам соответствуют автомобили KIA Quoris и Hyundai Equus, обладающие габаритными размерами и иными параметрами, необходимыми заказчику. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки установлено, что технические характеристики Hyundai Equus не соответствуют требованиям, установленным в документации.
Таким образом, заказчиком не доказана возможность поставки иного автомобиля кроме Kia Quoris, что приводит к ограничению количества участников закупки (на участие в закупке подана только 1 заявка).
Следует отметить, что ФАС России не обладает полномочиями по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку по итогам закупки заключен контракт. В действиях заказчика установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.09.2016 N П-159/16
(номер извещения 0373100132415000078)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что Заказчиком при проведении Аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, ограничивающих количество участников закупки, и соответствующих только автомобилю KIA QUORIS.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.10.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 451 633, 33 рубля;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
4) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям документации об Аукционе;
5) 23.11.2015 Заказчиком с ООО "***" заключен контракт N 0373100132415000078-0531344-01 по цене 2 451 633, 33 рубля.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к показателю "Габаритные размеры": "Длина - не менее 5095 мм; Ширина - не менее 1900 мм; Высота - не менее 1490 мм".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что для приобретения автомобиля Заказчику главным распорядителем бюджетных средств выделена определенная сумма денежных средств. Учитывая изложенное, а также по результатам проведенного мониторинга Заказчиком установлено, что в данной ценовой категории с необходимыми Заказчику параметрами соответствуют автомобили KIA QUORIS, Hyundai EQUUS. Таким образом, по результатам мониторинга рынка цен и в условиях ограниченного финансирования Заказчиком принято решение о проведении Аукциона с техническими характеристиками, указанными в техническом задании документации об Аукционе.
Комиссия, изучив представленные на заседание Комиссии, технические характеристики автомобилей, подходящих по мнению Заказчика, к установленному в документации об Аукционе объекту закупки, пришла к выводу, что технические характеристики представленных моделей автомобилей, в том числе, автомобиля Hyundai EQUUS, не соответствуют требованиям установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что при описании объекта закупки в Техническом задании документации об Аукционе, Заказчиком допущена техническая ошибка при утверждении показателя "Габаритные размеры". При этом указанный показатель не является определяющим и при рассмотрении заявок на участие в Аукционе незначительное отклонение от заданного показателя аукционной комиссией не учитывалось бы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требования к поставляемому автотранспортному средству, установленные Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Действия Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно
На заседании Комиссии установлено, документы о приемке товара, а именно товарная накладная от 30.11.2015 N АКА1500907, а также сведения и документы об исполнении обязательств по контракту (платежное поручение от 15.12.2015 N 434990) размещены Заказчиком в ЕИС 30.12.2015, то есть с нарушением регламентированного срока.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Согласно части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что отчеты об исполнении контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, не размещены Заказчиком в ЕИС.
Указанные действия Заказчика нарушают положения части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе и содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 11 статьи 94, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрены решения ФАС России, вынесенные по итогам внеплановых проверок в сфере госзакупок.
Так, проверено обращение заявителя о неправомерном изменении заказчиком существенных условий контракта при его исполнении. Установлено, что у заказчика не было для этого оснований, поскольку контракт был заключен на срок менее 3 лет. Признано, что заказчик нарушил Закон о контрактной системе. При этом решено не выдавать предписание об устранении нарушений, поскольку по результатам проведения конкурса заключен контракт.
Другое решение касается неправомерного отклонения конкурсной комиссией 3-х заявок. В частности, установлено, что одна из заявок была отклонена из-за предоставления недостоверных сведений о штатной численности, отнесении заявителя к субъектам малого предпринимательства, а также наличия технической ошибки. Отклонение признано неправомерным, поскольку выводы заказчика о штатной численности заявителя в прошлом календарном году не могут быть отнесены к проводимому конкурсу, предусматривающему окончание подачи заявок и предоставление документов о численности заявителя в июле 2016 г., а техническая ошибка вызвана тем, что заказчик ограничил поиск и копирование текста документации о закупке, нарушив тем самым Закон о контрактной системе. Выдано предписание об устранении нарушений, поскольку к моменту проверки контракт заключен не был.
Также проверено обращение Счетной палаты РФ, указавшей на то, что требования документации в совокупности соответствуют исключительно одному автомобилю Kia Quoris. Заказчик считает, что ценовой категории согласно доведенным бюджетным средствам соответствуют автомобили KIA Quoris и Hyundai Equus, обладающие параметрами, необходимыми заказчику. Однако установлено, что характеристики Hyundai Equus не соответствуют установленным требованиям. Таким образом, заказчиком не доказана возможность поставки иного автомобиля, кроме Kia Quoris, что ограничивает количество участников закупки.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.