Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мусина Р.И. на решение Пермского краевого суда от 26 августа 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Мусина Р.И. об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 23 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва от 30 июля 2016 г. N 08/02 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Чернова А.А.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Мусина Р.И. - Шаховнина А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. N 2395 на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва. Документ опубликован в Пермской краевой газете "Звезда" 17 июня 2016 г., N 65 (32526).
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/03-2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края" полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 23 возложены на территориальную избирательную комиссию Осинского муниципального района Пермского края (далее - ТИК, Комиссия).
Кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по указанному избирательному округу зарегистрированы Мусин Р.И. (решение ТИК от 30 июля 2016 г. N 08/01) и Чернов А.А. (решение Комиссии от 30 июля 2016 г. N 08/02).
Мусин Р.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения о регистрации кандидата Чернова А.А. по тем основаниям, что при проверке представленных Черновым А.А. подписных листов Комиссией не учтены существенные нарушения, связанные с их оформлением, а именно:
- в отношении 14 подписей содержатся неверные данные адреса либо паспорта избирателей, что свидетельствует о недействительности подписей на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) как подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
- в отношении 2 подписей имеются исправления в дате внесения подписей избирателей, что свидетельствует о недействительности подписей на основании подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона как подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, специально не оговорёнными избирателями;
- в подписных листах N 25, 26 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, имеются сведения о дате выдачи паспорта, внесённые не данным лицом, что свидетельствует о недействительности 20 подписей, содержащихся в указанных подписных листах, на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
- 2 подписи и даты их внесения проставлены не собственноручно избирателями, что свидетельствует о недействительности подписей на основании подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона;
- в ходе сбора подписей 6 избирателей вносили подписи в пустые подписные листы, не содержащие сведения о кандидате, что свидетельствует о недействительности подписей на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, так как подписи содержатся в подписном листе, в котором сведения о кандидате указаны не в полном объёме или не соответствуют действительности;
- подписные листы кандидата изготовлены с нарушением формы, что свидетельствует о недействительности всех подписей на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Мусин Р.И. считает, что эти нарушения свидетельствуют о наличии недействительных подписей, количество которых превышает 10 процентов от числа проверенных (подпункт "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона). Также считает, что кандидатом Черновым А.А. нарушены положения Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546, регламентирующего требования к оформлению документов о предоставлении сведений о принадлежащем недвижимом имуществе, о предоставлении сведений о расходах. В установленной форме содержится требование о необходимости зачеркнуть ненужные сведения, расположенные в первом абзаце формы, однако Чернов А.А. указанное требование не выполнил, при этом удалил необходимые сведения "его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям" и "а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних", что, по мнению административного истца, свидетельствует о наличии основания для отказа в регистрации кандидата по подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права и о принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления просит в апелляционной жалобе Мусин Р.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из вывода об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания незаконным и отмены решения ТИК о регистрации Чернова А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
В части 6 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон края) закреплено положение о том, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 5-7 статьи 33 данного закона.
Подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата названо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено данным законом, в случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата названо наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного закона.
Такие же основания отказа в регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края определены положениями пунктов "е.1" и "г" части 5 статьи 33 Закона края.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Положениями статьи 32 Закона края определено, что проверке подлежат 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией (часть 6). Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 7). Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признаётся недостоверной на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с частью 5 данной статьи (часть 10). Основания признания подписей недействительными приведены в части 11 статьи 32 Закона края.
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N 193/12-3 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 23, которое оставляет 2107 подписей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных кандидатом Черновым А.А., количество заявленных подписей - 2210, количество представленных подписей избирателей - 2210, количество отобранных для проверки подписей - 421. В ходе проверки было выявлено 22 недействительных подписи избирателей, что составляет 5,2 процента.
Исследовав подписи, по поводу которых возник спор, суд согласился с требованиями административного истца в части признания недействительными 2 подписей (подписной лист N 41 подпись 1, подписной лист N 37 подпись 1), так как были допущены исправления в дате внесения указанных подписей, что соответствующим образом не оговорено (подпункт "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Таким образом, судом установлено, что общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Чернова А.А., составило 24 подписи, или 5,7 процента от общего числа проверенных подписей. В связи с этим не имелось законных оснований для отказа в регистрации кандидата по подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и пункту "е.1" части 5 статьи 33 Закона края.
Судом также отвергнут, как несостоятельный, довод о наличии основания для отказа в регистрации кандидата Чернова А.А., предусмотренного подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и пункту "г" части 5 статьи 33 Закона края.
Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 утверждены формы справок о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей с указанием в первом абзаце каждой справки о необходимости "ненужное зачеркнуть" в части обозначения лица, в отношении которого подаётся справка.
Установлено, что из текста представленных 29 июня 2016 г. в ТИК Черновым А.А. справок исключены фразы "его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям" и "а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних". Суд счёл, что такое несоответствие формы справок на объём и достоверность указанной в документе информации не влияет, смысловую нагрузку отображаемой информации не искажает. Справки содержат требуемые по закону сведения в отношении кандидата в депутаты, в том числе в объёме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата. Кроме того, 27 июля 2016 г. Черновым А.А. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона представлены надлежащим образом оформленные поименованные выше справки.
Поскольку установлено, что регистрация кандидата Чернова А.А. произведена без нарушений действующего законодательства, решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления является законным и обоснованным. При вынесении решения судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Мусина Р.И.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 26 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мусина Р.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-34
Текст определения официально опубликован не был