Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 211-КГ16-21
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Замолоцких В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя руководителя Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району (далее - Управление) Орлова В.А. на решение 35 гарнизонного военного суда от 20 мая 2015 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 25 августа 2015 г. по заявлению бывшей военнослужащей Управления майора запаса Саркисян Е.Г. об оспаривании действий жилищной комиссии Управления, связанных со снятием с жилищного учета ее детей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя руководителя и жилищной комиссии Управления Кулагина В.Г. в обоснование доводов кассационной жалобы, представителя заявителя Саркисян Е.Г. - Саркисяна А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и просившего кассационное производство по делу прекратить, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
решением 35 гарнизонного военного суда от 20 мая 2015 г. частично удовлетворено заявление Саркисян Е.Г., в котором она просила признать незаконным решение жилищной комиссии Управления от 18 февраля 2015 г. о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства членов семьи заявителя: сына - Саркисяна А.А. и дочь - Саркисян М.А. с возложением на председателя комиссии обязанности по отмене решения и восстановлению ее детей на жилищном учете.
Судом признано незаконным решение жилищной комиссии Управления в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях дочери заявителя - Саркисян М.А., на жилищную комиссию и начальника Управления возложена обязанность по восстановлению Саркисян М.А. на жилищном учете и повторному рассмотрению вопроса о возможности обеспечения заявителя с учетом ее дочери Саркисян М.А.
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения жилищной комиссии в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях сына заявителя - Саркисяна А.А. судом отказано.
Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 25 августа 2015 г. решение отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявления.
Судом апелляционной инстанции признано незаконным решение жилищной комиссии Управления от 18 февраля 2015 г., на жилищную комиссию возложена обязанность по отмене указанного решения, а на начальника Управления - по утверждению этого решения. Также на жилищную комиссию Управления возложена обязанность по рассмотрению вопроса обеспечения заявителя жилищной субсидией с учетом ее детей М. и А.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 24 февраля 2016 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника Управления, указывая на применение судом к спорным правоотношениям норм материального права, не подлежащих применению в данном деле, просит судебные постановления отменить и принять по делу новое решение об отказе Саркисян Е.Г. в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы представитель воинского должностного лица указывает на то, что на момент поступления на военную службу по контракту дочь заявителя - Саркисян М.А. вместе с ней не проживала, а перед поступлением в военный институт сын вместе с заявителем проживал на территории Республики ..., где Саркисян Е.Г. нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и не усматривая предусмотренных ст. 194 и ч. 1 ст. 321 КАС РФ оснований для прекращения производства по делу и оставления кассационной жалобы без рассмотрения по существу, Судебная коллегия находит, что судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Саркисян Е.Г. до декабря 2007 года проходила военную службу по контракту на территории Республики Армения, где нуждающейся в жилых помещениях не признавалась, после чего была переведена для дальнейшего прохождения военной службы на территорию Российской Федерации в воинскую часть, дислоцированную в г. Якутске, где с составом семьи три человека (она, ее супруг и дочь, года рождения) была обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением по установленным нормам.
В сентябре 2004 года ее сын Саркисян А.А. поступил в пограничный кадетский корпус г. области, а затем, в июле 2006 года, в пограничный институт ФСБ России, после окончания которого в июле года он проходит военную службу по контракту.
Дочь заявителя, Саркисян М.А., в года поступила в Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, находящийся на территории Республики Армения, и проживала в г. Ереване. С июня 2014 года Саркисян (после замужества Абдувалиева) М.А. проживала вместе с мужем в г. Москве, а в октябре 2014 года поступила на военную службу по контракту.
В марте 2010 года Саркисян Е.Г. обратилась в жилищную комиссию Северо-Восточного Пограничного управления ФСБ России с заявлением о признании ее и в том числе детей Саркисяна А.А. и Саркисян М.А. нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Москве или ближайшем Подмосковье. Решением жилищной комиссии от 24 мая 2010 г. она вместе с детьми была включена в список военнослужащих, изъявивших желание быть обеспеченным жильем в избранном месте жительства.
Впоследствии Саркисян Е.Г. вместе с членами семьи решениями жилищной комиссии была признана нуждающейся в жилых помещениях в г. ... области, а затем - в обеспечении жилищной субсидией.
Решением жилищной комиссии от 18 февраля 2015 г. дети заявителя - Саркисян А.А. и Саркисян М.А., были сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. ... области на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Признавая это решение частично незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что дочь заявителя сохранила право на жилое помещение, занимаемое ею до поступления на военную службу, в связи с чем на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") не может быть снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до поступления на военную службу. Аналогичную мотивировку суд апелляционной инстанции привел в обоснование незаконности решения жилищной комиссии в отношении обоих детей заявителя.
Однако такой вывод судов основан на неправильном истолковании норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу; они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что за такими военнослужащими на первые пять лет военной службы по контракту сохраняются те жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения. Такие военнослужащие не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том случае, если они до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения находились на жилищном учете.
Между тем в суде установлено, что Саркисян А.А. на момент поступления в июле ... года в военно-учебное заведение, как и его мать, нуждающимся в жилом помещении признаны не были, а Саркисян (Абдувалиева) М.А. при поступлении на военную службу по контракту в октябре 2014 года фактически проживала в населенном пункте, отличном от места военной службы заявителя.
При таких данных положения абзаца одиннадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к возникшим правоотношениям применению не подлежали.
Кроме того, из материалов дела следует, что на момент принятия жилищной комиссией Управления решения о снятии детей заявителя с жилищного учета они проходили военную службу и проживали в местах, отличных от места службы и жительства Саркисян Е.Г.
Это обстоятельство также имеет существенное значение для дела.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей, вправе получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители данного собственника, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Подобные положения применительно к членам семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма и служебного жилого помещения содержатся в ст. 69 и 100 ЖК РФ.
Из изложенного следует, что обеспечение жилым помещением при перемене места жительства указанной категории граждан (как военнослужащих, так и членов их семей) осуществляется при их совместном проживании.
Поскольку дети заявителя Саркисян А.А. и Саркисян М.А. совместно с ней на момент признания нуждающимися в жилом помещении в мае 2010 года не проживали, то к членам ее семьи в силу указанных норм не относятся, а поэтому права на реализацию жилищных прав совместно со своей матерью они не имеют.
По изложенным основаниям обучение Саркисян А.А. и Саркисян М.А. в образовательных организациях по очной форме обучения и не достижение ими 23 лет на момент постановки на жилищный учет в мае 2010 года не влияет на правильность оспариваемого решения жилищной комиссии.
Таким образом, решение жилищной комиссии от 18 февраля 2015 г. о снятии детей Саркисян Е.Г. - Саркисян А.А. и Саркисян М.А., с учета нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Железнодорожном Московской области по основаниям, установленным п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, основано на законе.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений и принятию по делу новое решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение 35 гарнизонного военного суда от 20 мая 2015 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 25 августа 2015 г. по заявлению Саркисян Е.Г. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Саркисян Е.Г. отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 211-КГ16-21
Текст определения официально опубликован не был