Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 897424-6 "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(в части установления уголовной ответственности за неправомерное решение о принудительной эвакуации транспортного средства)",
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 897424-6 "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на повышение мер ответственности за действия, связанные с незаконной принудительной эвакуацией транспортных средств.
В связи с чем, предлагается дополнить часть 2 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) пунктом "г", предусматривающим новый квалифицирующий состав - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) совершенное лицом, принявшим неправомерное решение о принудительной эвакуации транспортного средства, а также лицом, осуществившим неправомерно принудительную эвакуацию такого транспортного средства.
В соответствии с действующим законодательством, решение о задержании и принудительной эвакуации транспортного средства в случае несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о соответствующих административных правонарушениях.
Правонарушение, связанное с неправомерным решением о принудительной эвакуации транспортного средства подразумевает наличие специального субъекта - должностного лица, а основным объектом в первую очередь, выступает регламентированная законодательством деятельность сотрудника органов государственной власти. В свою очередь, основным объектом преступлений, предусмотренных главой 21 Уголовного кодекса Российской Федерации (в том числе статья 166 УК РФ) выступают отношения собственности. Таким образом, предлагаемая законопроектом конструкция (пункт "г" часть 2 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации) нарушает юридическую технику построения уголовно-правовых норм.
Также следует отметить, что установление уголовной ответственности за угон в отношении лица, осуществляющего неправомерно принудительную эвакуацию транспортного средства, не соответствует принципам вины и справедливости, поскольку данное лицо, осуществляет эвакуацию, фактически выполняя неправомерное распоряжение должностного лица.
Кроме того, по нашему мнению, действующим законодательством предусмотрены достаточные меры правовой защиты, поскольку неправомерные действия должностных лиц, связанные с незаконной эвакуацией транспортного средства, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, могут быть квалифицированы по статье 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию) либо по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (Превышение должностных полномочий), в зависимости от наступивших последствий.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 897424-6 "О внесении изменений в статью 166 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.